Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе

Современная школа с ее проблемами заставляет
думать о том, как сделать процесс обучения более
результативным. Как учить так, чтобы ребенок
проявлял интерес к знанию.

Компьютерные технологии предоставляют
огромные возможности для развития процесса
образования, формирования
информационно-образовательной среды, основу
которой составляют компьютерные информационные
источники, электронные библиотеки, видео– и
аудиотеки, видеоконференции и другие приложения
сферы образования. При разработке такой среды
упор делается на самостоятельную работу
обучающихся, их коллективное творчество,
проведение мини-исследований различного уровня.
Образовательный процесс характеризуется, в
первую очередь, тем, что он интерактивен в своей
организации, имеет конкретную предметную
область познания и реализует технологии доступа
к образовательным ресурсам. Эффективность
образовательного процесса во многом
определяется обеспечением условий
дружественного взаимодействия пользователей и
информационно-образовательной среды с помощью
телекоммуникационных средств.

Совместимость информационно-коммуникационных
технологий с традиционными средствами и формами
обучения – один из важных методических
принципов их применения.

В отличие от обычных технических средств
обучения ИКТ позволяют не только насытить
обучающегося большим количеством готовых,
строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности
учащихся.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа
требует наглядности”. Наглядность материала
повышает его усвоение, т.к. задействованы все
каналы восприятия учащихся – зрительный,
механический, слуховой и эмоциональный. Разумное
использование в учебном процессе наглядных
средств обучения играет важную роль в развитии
наблюдательности, внимания, речи, мышления
учащихся.

Компьютер в настоящее время способен
манипулировать звуком и видео для достижения
спецэффектов, синтезировать и воспроизводить
звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего
этого в единую мультимедиа-презентацию.

Использование мультимедийных презентаций
целесообразно на любом этапе изучения темы и на
любом этапе уроке. Данная форма позволяет
представить учебный материал как систему ярких
опорных образов, что позволяет облегчить
запоминание и усвоение изучаемого материала.
Подача учебного материала в виде мультимедийной
презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников
привлекает новизна проведения таких моментов на
уроке, вызывает интерес.

За время работы в гимназии в кабинете создана и
пополняется медиатека, которая позволяет
подбирать необходимый к уроку материал. К
созданию медиатеки активно привлекаются
учащиеся, владеющие технологией создания
мультимедийных презентаций, содержащих
информацию и иллюстративный материал. На
сегодняшний день есть МП по различным вопросам,
начиная с презентации “Химия как наука” для
учащихся 8 классов и заканчивая – “Химия внутри
и вокруг нас” для учащихся 11 класса. Благодаря
этим средствам, учебный материал может быть
представлен в самых разнообразных формах, что
делает подачу учебной информации более
интересной и запоминающейся.

В своей практике я использую созданные
специально для конкретных уроков мультимедийные
конспекты-презентации, содержащие краткий текст,
основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
При использовании мультимедиа-презентаций в
процессе объяснения новой темы достаточно
линейной последовательности кадров, в которой
могут быть показаны самые выигрышные моменты
темы. На экране могут также появляться
определения, схемы, которые ребята списывают в
тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на
повторение, успевает рассказать больше. Показ
такой презентации (который в этом случае
представляет собой нечто вроде конспекта
теоретического материала по данной теме)
производится преподавателем на одном компьютере
(желательно с применением средств проекции).
Используя возможности мобильного класса, такой
презентацией можно воспользоваться для
самоподготовки учащихся. Переход от кадра к
кадру в этом случае запрограммирован только по
нажатию клавиш или по щелчку мышью, без
использования автоматического перехода по
истечении заданного времени, поскольку время,
требуемое для восприятия учащимися того или
иного кадра с учетом дополнительных объяснений,
может быть различным в зависимости от уровня
подготовки учащихся.



Сейчас существует достаточно большое
количество обучающих компьютерных программ
(тестов), которые используются для контроля и
усвоения знаний.

Но я создаю адаптированные к условиям
гуманитарной гимназии тесты по разным темам
курса в компьютерной программе создания тестов
Knowing, теперь у учащихся есть возможность ответить
на вопросы теста по химии, работая на компьютере,
поработать с тестом как с тренажером во
внеурочное время. Преимущество тестирования на
компьютере в том, что учащийся может сразу
получать обратную информацию как по итогу ответа
на каждый вопрос, так и по итогам всего теста.
Программа позволяет менять режим работы.

При создании теста с выбором ответа на
компьютере, можно организовать вывод реакции о
правильности (не правильности) сделанного выбора
или без указания правильности сделанного выбора.
Можно предусмотреть возможность повторного
выбора ответа. Такие тесты должны
предусматривать вывод результатов о количестве
правильных и не правильных ответов. По
результатам таких тестов можно судить о степени
готовности и желании учеников изучать данный
раздел.

Использование компьютерного тестирования
повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность
школьников. Тесты могут представлять собой
варианты карточек с вопросами, ответы на которые
ученик записывает в тетради или на специальном
бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов
может быть настроена на автоматический переход
через определенный интервал времени.

Цель нашей работы состоит в развитии
творческого подхода к овладению знаниями по
предмету (химии). Учащимся часто предлагается
разработать ряд тестовых заданий по
предложенной теме, затем набрать их в программе,
позволяющей пользоваться этими тестами в
электронном варианте.

Чтобы выполнить такое задание, учащиеся должны
были более глубоко изучить необходимый раздел
химии или несколько разделов, сформулировать
контрольные вопросы, отражающие суть темы и дать
несколько вариантов ответов (правильных и
неправильных). Данный подход учит
самостоятельности в работе с литературой,
логическому мышлению, умению формализовать
полученные знания.

Благодаря электронным пособиям учащиеся могут
побывать в виртуальной лаборатории, провести
виртуальный эксперимент, изучить физические и
химические свойства веществ, что активизирует
познавательный интерес учащихся. В условиях
ограниченной оснащенности лаборатории это
становится особенно актуальным.

Появление в кабинете интерактивной доски
позволяет планировать создание в будущем
совместного интеллектуального продукта.
Учащиеся начинают понимать более сложный
материал в результате более ясной, эффективной и
динамичной подачи. Можно активно комментировать
материал: выделять, уточнять, добавлять
посредством электронных маркеров с возможностью
изменить цвет и толщину линии, делать пометки
прямо поверх изображения. Часть изображения
можно закрыть “Шторкой” или высветить
“Прожектором”. Все можно сохранить и при
необходимости повторить. Благодаря наглядности
и интерактивности, класс вовлекается в активную
работу. Обостряется восприятие. Повышается
концентрация внимания, улучшается понимание и
запоминание материала.

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ
дает детям возможность для размышления и участия
в создании элементов урока, что способствует
развитию интереса школьников к предмету.
Классические и интегрированные уроки в
сопровождении мультимедийных презентаций, on-line
тестов и программных продуктов позволяют
учащимся углубить знания, полученные ранее, как
говорится в английской пословице — “Я услышал и
забыл, я увидел и запомнил”. Применение
информационных технологий на уроках направлено
на совершенствование существующих технологий
обучения. Они приносят в известные методы
обучения специфический момент за счет усиления
исследовательских, информационно-поисковых и
аналитических методов работы с информацией.




Следующий: