Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории

Сегодня в школах активно используются
возможности компьютеров, учителями создано
множество видов мультимедийных пособий,
способствующих повышению интереса к образованию
и воспитанию.

В Республике Казахстан разработано несколько
прогрессивных методик, способствующих более
высокому качеству обучения. (М. Жанпеисова –
изучение языков и предметов гуманитарного цикла,
Ж. Караев, Т. Галиев, Т. Куттыжанова, изучение
математики, физики, химии). С 2004 года во всех
школах страны проводится единое национальное
тестирование, (ЕНТ) как форма итоговой аттестации
выпускников средних общеобразовательных
учебных заведений. Ежегодно весной проводятся
ПГК (промежуточный государственный контроль) для
учеников 4 и 9 классов. Независимая оценка
образовательного процесса в республике налагает
на учителей особую ответственность, мобилизует
на внедрение новых форм и методов обучения.

Упомянутая методика М.М. Жанпеисовой, к примеру,
предполагает многократное, более десяти,
возвращение к материалу урока. Автор считала,
что такая форма изучения, наиболее продуктивна.
Особенно данная методика рекомендована для
изучения предметов гуманитарного цикла, в
частности для изучения казахского, русского,
иностранных языков.

В течение пяти лет широко использую ИКТ на
уроках истории, основ обществознания,
правоведения и религиоведения. Практически
на каждом уроке используются возможности
интерактивной доски.

Стало модным считать, что традиционное
классическое школьное образование не в
состоянии адекватно реагировать на изменения в
общественной жизни, в сфере науки и культуры.
В общеобразовательной школе предпочтение
отдается базовым, «основным» академическим
предметам, а воспитательный процесс и
мотивация к обучению осуществляются на курсах
инвариативной части учебного плана. Однако ни
слово, ни эмоции, ни жестикуляцию, ни
артистизм учителя никто не отменял. При
невостребованности профессиональных и
личностных качествах педагогов возникает
опасность, что Педагог окончательно будет
повержен Телевидением и Компьютером. Некоторые
волнующие меня темы я поднял на сайте www.pedsovet.org.

Современные образовательные информационно-коммуникативные
технологии (ИКТ) должны стать важным условием для
совершенствования процесса обучения истории. В
Республике Казахстан в 2009 г. проведена
широкомасштабная программа «Снижения
информационного неравенства», в реализации
которой приняли участие все педагоги страны. Это
активизировало интерес к применению всеми
участниками педагогического процесса
информационно-коммуникационных технологий в
учебно-воспитательном процессе. Это дало
возможность учителям прежде всего повысить
заинтересованность в обучении, которая в
значительной степени способна повлиять на
качество образования, расширить поле
информационных ресурсов, стать основой
современного образования.

В Курской средней школе имеется
основательная материальная база для
применения ИКТ на уроках истории: на 90 учеников,
изучающих историю и общественные науки с 5 по 11
классы имеется 31 персональный компьютер и
ноутбук, 3 мультимедиапроектора, 2 интерактивные
доски, медиатека, мультимедийные энциклопедии,
электронные учебники. Автором также созданы
электронные учебные пособия – «Основы
религиоведения. 34 урока», «Сто презентаций по
истории», «Сто флипчартов по истории».
Часть этих материалов размещено на сайте www.elp.kz/sabak. Составлены
пособия по курсам истории «55 флипчартов по
истории», «55 презентаций по истории», «100
флипчартов по истории», «100 презентаций по
истории». Эти авторские разработки коллеги могут
просмотреть на указанном сайте, использовать их
в своей работе
Некоторые сведения об авторе можно почерпнуть в
Приложении 1.

Поурочно-тематическое планирование уроков
истории в 8-11 классах составляю с учетом наличия
мультимедийных файлов: презентаций, флипчартов,
тематических энциклопедий.

Предлагаю коллегам озакомиться с презентацией,
посвященной жизни великого казахского и
русского учёного Шокана Валиханова (Чокана
Чингисовича Валиханова), 175-летие которого
отмечается как в Казахстане, так и в России в
2010 году. (Приложение 2)

Считаю, что применение информационных
технологий на уроках и во внеурочной
деятельности расширяет возможности творчества
как учителя, так и учеников, повышает интерес к
предмету, стимулирует освоение учениками
довольно серьезных тем по информатики, что, в
итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть
информации и так представляет интеграцию
различных областей знаний, позволяет ученикам,
используя активные методы поиска информации,
формировать целостную картину мира.

В настоящее время на уроках, в основном, я
используются следующие формы подачи материала и
оценивания знаний с помощью ИКТ: презентация,
флипчарты, мультимедийные файлы,
информационно-обучающие программы, электронные
тесты.

Использование презентаций

Создание и использование данного
мультимедийного ресурса имеет следующие
преимущества: составленная однажды презентация
позволяет использовать её многократно, что
позволяет педагогу экономить временя. Это
очень важно при известной загруженности учителя.
Применение компьютера помогает преподавателю
сократить время подготовки к урокам,
разнообразить структуру урока.

Развитие интеллекта и учителя и учеников, их
творческого потенциала и критического мышления.

В презентации показываю выигрышные яркие
стороны темы, эффектные иллюстрации, подборки
электронных исторических карт, портретов,
цитат. На экране проектирую определения, которые
ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя
время на повторение, успеваю донести до учащихся
больший объём учебного материала, провести
индивидуальную работу. Создание презентаций по
курсу истории самими детьми – является одним из
показателей результативности работы
педагога. Учащиеся самостоятельно ищут
информацию, анализируют ее, отбирают необходимое
и создают презентацию-проект по выбранной теме.
Такая форма самостоятельной работы (как правило,
в творческих группах) является наиболее
продуктивным приёмом.

Школьники учатся самостоятельно добывать
информацию, творчески преобразовывать ее,
критически осмысливать эту информацию,
привлекая дополнительные источники.

Флипчарты

Особенность использования этого ресурса
заключается в том, что преобразованный из
презентации, он может быть отредактирован,
изменён прямо во время урока, «на ходу».
Используются возможности «подъёма блоков –
частей фраз» по принципу
«правильно–неправильно». Из беспорядочного
набора дат, имен, терминов составляется верное
суждение или точный исторический факт. Использую
также возможности «волшебных ячеек».
Возможностей масса. Во флипчарт можно из
библиотеки ресурсов интерактивной доски
помещать разные пособия – аппликативные,
изобразительные, графические и т.д.
Справедливости ради должен заметить, что
качество изображения преобразованных во
флипчарты презентаций несколько хуже.



Создание видеотеки

Многочисленные краеведческие проекты,
материалы полевых экспедиций сосредоточены в
школьной медиатеке. Под руководством педагога
монтируются фильмы, создаются электронные и
традиционные фотоальбомы. В школьной
медиатеке имеются DVD со следующими фильмами:
«Школьные праздники», «Вспоминают ветераны»,
«Мой край. Моя Малая Родина», «История в лицах»,
«Исторические памятники нашего края»,
«Первоцелинники «Курского».

Подготовка к ЕНТ с помощью ИКТ

Не могу не отметить большую эффективность
использования мультимедийных технологий для
подготовки выпускников к сдаче итоговой
аттестации в форме тестирования в рамках Единого
национального тестирования выпускников. (ЕНТ –
аналог ЕГЭ в России) Казахстана, проводимого в
стране с 2004 года.

Мультимедийные технологии сегодня по прежнему
представляют собой одно из передовых достижений
в сфере применения компьютеров в обучении. По
данным исследований, в памяти человека остается
1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть
увиденного, 3/4 часть увиденного и услышанного,
больший объём учебного материала, если ученик
привлечен в активные действия в процессе
обучения. Компьютер позволяет создать условия
для повышения процесса обучения.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕНТ?

Первое – это хронологические практикумы.
Существуют различные приёмы запоминания дат
такие, как принцип «колодца», аналогии. Считаю,
что знание наизусть более 600 дат из истории
Казахстана для учеников сложно, учитывая, что
также необходимо знать хронологию всемирной
истории.

Второе условие успешной подготовки к ЕНТ – это
обязательное изучение исторического
пространства.

Третьим условием успешной подготовки к ЕНТ
является знание исторических персонажей. Мир их
перенаселён, но знать их необходимо.

Четвертым условием подготовки к ЕНТ является
проведение элективных курсов. Поэтому для
проведения занятий мной разработан курс
подготовки к ЕНТ.

Для того чтобы ученику успешно сдать ЕНТ,
необходима систематическая подготовка. Основная
задача учителя – систематизировать и
углубить знания учащихся по истории за курс
средней школы. Эффективное повторение материала
по темам школьного курса можно осуществлять с
помощью разрабатываемой мной программы курса
подготовки к ЕНТ, включающую в себя электронные
пособия. Это продукты казахстанских
разработчиков. В школах имеются оболочки для
создания собственной базы для компьютерного
тестирования. Данные ресурсы включают
теоретическую базу данных и базу тестовых
заданий. В мультимедийном кабинете ученики
имеют возможность самостоятельно составлять и
использовать тестовые задания.

С целью качественной и результативной
подготовки к ЕНТ мною используется специальный
курс для 10 и 11-классников.

Курс включает в себя три раздела: теория,
тестовые задания, ответы и комментарии.

Предполагается, что учащиеся будут
самостоятельно осваивать предложенный материал
на занятиях спецкурса. Курс построен таким
образом, что в процессе обучения, согласно
учебному плану, учащиеся выполняют предложенные
тесты. Учащиеся сами готовят решения тестовых
заданий, ищут ответы и комментарии к решениям.

В соответствии с поставленными целями, ИКТ
должны помочь ученику получить более
качественные знания, которые необходимы для
успешной сдачи ЕНТ

Учитель вправе ожидать следующие результаты:

– повышение мотивации к обучению учащихся;
– овладение компьютерной грамотности учащимися,
повышение уровня компьютерной грамотности у
учителя;
– формирование ключевых компетенций учащихся в
процессе обучения и во внеурочной деятельности;
– организация самостоятельной и
исследовательской деятельности учащихся ;
– создание собственного банка учебных и
методических материалов, готовых к
использованию в учебно-воспитательном процессе.
– развитие пространственного мышления,
познавательных способностей учащихся.

Использование ИКТ во внеурочной
деятельности учащихся

В классах при прохождении нового материала по
некоторым темам ученики заранее готовят к уроку
презентации, для чего самостоятельно ведут поиск
в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и
схемы. На уроке они выступают с этими
презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением организации внеурочной
деятельности является научная и проектная
деятельность учеников, т.е. выполнение
долговременных трудоемких творческих заданий,
требующих от учеников самостоятельной и
глубокой проработки материала. Использование
информационных технологий создает самые
благоприятные условия для организации такой
деятельности. Ученики выполняют как
индивидуальные, так и групповые проекты
(например, групповой проект оформления школьного
краеведческого зала, тематической выставки в
классе, библиотеке, школе, рекреации).

Ученики принимают участие в школьных
внеклассных мероприятиях (в рамках недели
истории, декады краеведения, в олимпиадах, в
республиканских марафонах и интеллектуальных
играх.), в международном конкурсе «Кенгуру»
(2002-2010 г.), «Ак бота» (2002-2010 г.), «Русский
медвежонок» (2002-2010 г.) и т.п.

Заключение

Очевидно, что информатизация общества,
влекущая за собой и информатизацию образования,
имеет неоспоримые достоинства и недостатки.
Формирование универсальных умений работать с
информацией (находить, отбирать, анализировать
информацию, оценивать её достоверность и т. д.),
является одной из наиболее актуальных задач
современного образования. В свою очередь,
способность анализировать информацию с позиции
логики, умение выносить обоснованные суждения,
решения и применять полученные результаты, как в
стандартных ситуациях, так и в нестандартных
ситуациях в значительной степени способствует
успешной самореализации личности.

Использование мультимедийных технологий
позволяет:

– научить самостоятельно мыслить,
осмысливать;
– структурировать и передавать информацию,
чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для
себя.

Педагоги должны чутко реагировать на все
изменения в стратегии образования, разумно
использовать информационно-коммуникативные
возможности нового века, выявлять и решать
актуальные проблемы Просвещения.

Информационные и мультимейные ресурсы

1. Электоннные учебники издательства
Министерства образования и науки Республики
Казахстан. Президентская программа
информатизации системы среднего образования.
Республиканский НМ центр информатизации
образования.2001 г.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
Москва, 2005, 2007 гг.
3. Коллекция мультимедийных энциклопедий.
«RGB-Studio”Алматы, 2008 г.
4. Материалы фестиваля педагогических идей
«Открытый урок», «Первое сентября», Москва, 2009 г.
5. Электронные учебные пособия – «Основы
религиоведения. 34 урока», «Сто презентаций по
истории». В.Смолев.2005-2010 гг.
6. Материалы Глобальной сети.




Следующий: