Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме Экономическое развитие России в XVII веке


Урок изучения нового материала (7-й
класс)

В ходе урока-презентации новый материал
представлен в виде ряда слайдов с текстом,
таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить
рассказ учителя и организовать обсуждение
предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит
из 25 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно
выводится необходимый материал, и
рассматриваются основные вопросы данной темы.

Оборудование:

компьютер и видеопроектор с
демонстрационным экраном; учебник А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина “История России. Конец XVI – XVIIIвек”;
информационная карта на каждого ученика (Приложение 1). Приложение
2
– образец заполненной информационной
карты.

1. Актуализация знаний.

Учитель:

На прошлом уроке мы
говорили с вами о Смутном времени. Сейчас вам
предстоит разгадать кроссворд, а, разгадав, его
вы не только повторите пройденный материал, но и
узнаете ключевое слово темы сегодняшнего урока.

(Слайд №1): Кроссворд (карточки с
вопросами кроссворда лежат у учащихся на партах).

По горизонтали:

1. Вся деятельность
этого царя была направлена на восстановление
престижа Российского государства и утверждение
международного авторитета Русской православной
церкви; по случаю его восшествия на престол была
объявлена амнистия, вдовы, сироты, нищие получили
от него щедрую милостыню, на 5 лет прекратились
казни (Годунов). 2. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. 3.
Насильственное вмешательство одного или
нескольких государств в дела другого
государства, с целью захвата территории,
установления своего господства (Интервенция). 4.
Войско, создаваемое в помощь армии на
добровольных началах (Ополчение).

По вертикали:

1. Человек, выдающий
себя за царя (Самозванец). 2. Первый российский
царь, который присягнул своим подданным, т.е. дал
“крестоцеловальную запись” (Шуйский). 3. В 1610
году – Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским
(Семибоярщина). 4. По окончании Смуты в 1613 году на
Земском Соборе его избрали царем (Романов). 5. Один
из лидеров второго народного ополчения, спасший
Москву от польских интервентов (Минин).

Учащиеся:

Ключевое слово – экономика.


2. Изучение нового материала.

Учитель называет тему урока (Слайд №2),
формулирует задачи урока (Слайд №3) и опорный
план урока (Слайд №4):

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами будем
учиться работать по карте, с текстом учебника,
историческими документами, находить главное в
тексте, определять смысловые (опорные) слова в
терминах и понятиях, будем учиться сравнивать и
анализировать исторические явления и делать
выводы. Результаты нашей работы мы будем
записывать в информационную карту (Приложение
1
).

Учитель:

Ребята, посмотрите в
информационную карту. Какие отрасли составляют
основу экономики?

Учащиеся:

Сельское хозяйство,
ремесло, торговля, мануфактура.

Учитель:

(Слайд № 5) В XVII веке основу экономики
по-прежнему составляло, сельское хозяйство,
которое понесло огромный урон от Смуты.
Потребовались годы, чтобы его восстановить.
Разорены были многие города России, в упадок
пришли промыслы, ремесленное производство,
торговля. Особенно пострадали западные и южные
районы России.

В сельском хозяйстве в XVII веке: (Слайд № 6)

– полностью сохранились традиционные формы
ведения хозяйства;

– основные орудия труда остались те же: плуг,
борона, соха, серп;

– возделывали в основном пшеницу, овес, рожь,
гречиху, лён и коноплю;

– развивалось огородничество и садоводство,
животноводство.

Основные формы землевладения – вотчинное
(земельное владение, передаваемое по наследству)
и помещичье (в награду за службу). Вместе с тем
рост территории, различия природных условий
привели к новым явлениям в сельском хозяйстве. А
каким, вам предстоит узнать самостоятельно.

Задание: (Слайд № 7) Анализируя текст учебника
на с. 34, необходимо найти и записать в
информационную карту новые явления в развитии
сельского хозяйства и заполнить таблицу.

Учащиеся

заполняют информационную карту.
Проговаривают, что написали.

Учитель

: Теперь давайте проверим (Слайд № 8,9).
Поднимите руки, кто все сделал без ошибок.
Молодцы!

Учитель:

(Слайд №10) Далее вам предстоит
узнать, какие изменения произошли в XVII веке в
ремесленном производстве.

Учитель:

После Смуты восстанавливается
ремесленное производство. Обувь, полотно, косы,
подковы и т. д. не покупались на рынке. Все
производилось на месте: в посадском или
крестьянском хозяйстве, помещичьем имении, в
монастырских мастерских.

В XVII в. ремесло постепенно превращается в
мелкотоварное производство – система,
основанная на производстве небольших партий
товаров, предназначенных для продажи на рынке.

Учащиеся

работают с терминами.
Проговаривают, объясняют. (Слайд №11)

Учитель:



В информационной карте определите и
подчеркните (опорные) значимые слова в данных
понятиях, т. е. слово, которое передает смысл
понятия.

Учащиеся

работают с терминами.

Учитель:

И еще важной особенностью явилась
специализация ремесленного производства в
различных районах России.

Задание: (Слайд №12) Составьте таблицу на основе
материала учебника на с. 36 , и карты нас. 39.

Учащиеся

проверяют выполненное задание.
Самоконтроль. (Слайд №13) “Специализация районов
России в мелкотоварном производстве”.

Учитель:

Кто справился с заданием без ошибок?
А если есть, какие трудности вы испытали при
выполнении данного задания?

Учитель:

(Слайд №14) Новые явления в
ремесленном производстве создавали условия для
развития крупных предприятий – мануфактур.

Работа с иллюстрацией на слайде “Русская
мануфактура”. Учитель и учащиеся совместно
работают над выделением опорных слов.

Учащиеся:



опорное слово – разделение труда.
Учащиеся самостоятельно проговаривают, что
такое мануфактура.

Учитель:

(Слайд №15) Запишите термин в
информационную карту и подчеркните значимые
слова.

Учитель:

(Слайд №16) Чтобы определить
особенности российской мануфактуры, необходимо
вспомнить о мануфактуре Западной Европы.

Учащиеся

анализируют таблицу по ходу
объяснения учителя.

Учитель:

С развитием международной торговли
увеличивается спрос на изделия ремесел.
Некоторые богатые предприимчивые купцы,
особенно те, кто разбогател на мировой торговле,
стали вкладывать имеющиеся у них средства в
производство изделий, пользующихся спросом, а
затем вывозить их на рынок. Средства,
вкладываемые в производство с целью получения
прибыли – капитал (от лат. Капиталис –
главный). В то же время крестьяне, деревенские
ремесленники, городские обедневшие ремесленники
и подмастерья искали дополнительного приработка
и готовы были работать по найму на такого
предпринимателя. В этих условиях и создаются
мануфактуры. Богатый купец, приобретя большое
количество шерсти (раз купил много — получил
скидку в деньгах), едет в деревню и раздает сырье
деревенским ремесленникам и крестьянам. Они
договариваются о цене и сроках, когда он приедет
взять готовую пряжу. Та же история повторяете
дальше — теперь купец раздает пряжу ткачам и
приезжает за готовым сукном. Это может
повторяться столько раз, сколько операции
потребуется произвести, чтобы получить готовый
товар. Так купец становится капиталистом-предпринимателем
и
на него работают наемные работники, в
которых превратились крестьяне и ремесленники.
Если работники трудились у себя на дому, то такая
мануфактура получала название рассеянной. Если
работники разных специальностей находились в
одном помещении, под одной крышей, то такая
мануфактура называлась централизованной. Главное
ее отличие от ремесленных мастерских –
разделение труда. Каждый работник
специализировался на какой-либо одной простой
операции, что позволяло увеличить
производительность труда (выпускать больше
продукции в единицу времени).

Задание: (слайд №17) На стр.36 прочитать текст под
заглавием “Мануфактуры” и выписать особенности
мануфактуры по заданным параметрам.

Учитель:

(Слайд №18) А теперь проверьте,
правильно ли вы записали. Исправьте, если не
правильно. Назовите отличительные черты.

Учащиеся



работают с таблицей, проговаривают
отличия.

Учитель:

(Слайд №19) На основе растущей
специализации мелкотоварного ремесла (и отчасти
сельского хозяйства) началось складывание
всероссийского рынка.

Работа с термином (Слайд №20).

Задание: (Слайд №21). Прочитайте текст
учебника на стр. 38 “Торговля”. Допишите в
информационную карту новые черты в развитии
торговли. Найдите и назовите территории, где
проходили ярмарки.

Учащиеся

выполняют задание: называют по
карте ярмарки – Архангельская, Вологда,
Великий Устюг; Ирбитская, Ярославль, Астрахань,
Смоленск; к концу XVIIв – Макарьевская.
Называют
и сверяют новые черты в развитии торговли (Слайд
№22)– появились ярмарки, увеличился денежный
оброк с крестьян, формируется всероссийский
рынок.

Учитель:

Россия вела активную внешнюю
торговлю. Через Архангельск в западном
направлении и через Астрахань – в Восточном. До
середины XVII века иностранные купцы имели право
самостоятельно торговать на внутреннем
российском рынке. В 1649 г царь Алексей Михайлович
запретил иностранцам внутреннюю торговлю.
Новоторговый устав 1667г Ордина–Нащекина еще
более ограничил права иностранных купцов. А с
какой целью это делалось, мы узнаем из документа.

Задание: (Слайд №23) Работа с документом на стр.
41. и вопросы 2,3.

Учащиеся

работают с документом, отвечают на
вопросы.

3. Рефлексия.

Учитель:

Итак, мы ставили перед собой цель –
выявить новые черты в экономике России XVII века.
Мы достигли нашей цели?

Учащиеся:

Да.

Учитель:

Используя информационную карту,
перечислите новые черты в экономике Росси XVII
века (Слайд №24). Вывод запишите в информационную
карту.

Домашнее задание (Слайд №25).

Учитель:

Что понравилось сегодня на уроке?
Что больше всего запомнилось? Какое задание было
самым трудным? Какое легким? И т.д.

Презентация




Следующий: