Мультимедиа-средства и моделинг для решения основных дидактических задач

География всегда была одним из самых
интересных уроков в школе. Этот предмет нравился
школьникам и они имели высокие результаты
обучения. Однако, в последние годы ситуация
изменилась, наши ученики стабильно (несколько
лет подряд) занимают одно из последних мест по
итогам сдачи экзамена по географии.

Между тем, в настоящее время, ученик старших
классов должен быть способен к решению
нестандартных задач и адаптивен к условиям
быстро меняющейся среды и увеличивающегося
потока информации. Наши ученики отстают в
формировании таких важных умений как, например,
работа с текстом, самоорганизация учебной
деятельности, результативность в общении,
затрудняются в выработке собственной стратегии,
работе с большими массивами информации по ее
обобщению, систематизации и анализу. И нам не
обойтись без новых моделей обучения и
воспитания, использующих современные
образовательные технологии.

Отношения между педагогами и учащимися должны
меняться в сторону расширения сферы учебной
самостоятельности учащихся. Ученик должен
научиться действовать по собственному замыслу, в
соответствии с самостоятельно поставленными
целями, находя способы реализации своего
проекта.

В этой ситуации моделирование обеспечивает
деятельностный подход в обучении. Компьютерная
среда является наиболее современным и удобным
средством для моделирования. Компьютерная
модель умеет, в отличие от книги, проявлять свои
свойства, обладает поведением. Она имеет
понятную графику и описание, в ней спрятана
обеспечивающая научную достоверность строгая
математика и интересные свойства, позволяющие
менять систему, превращать её во что угодно,
исследовать её.

Современная психология учения убедительно
показывает, что изучение модели почти равно по
эффективности изучению самого объекта при
условии, что модель содержит основные свойства
представляемого объекта. При этом модель
становится для учеников особого рода
инструментом, позволяющим продвигаться в
познании окружающего. Модель – это и результат
мыслительного анализа, и средство самой
мыслительной деятельности, которое способствует
усвоению теоретических знаний и тем самым
развитию мышления ребенка.

Деятельностный подход предполагает, что
человек в процессе обучения должен не выучить
что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться
осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а
знания являются условием выполнения этого дела.
Задачей обучения является формирование способов
действий, обеспечивающих результат учебной
деятельности и способствующих развитию ключевых
компетенций. В современном понимании знать –
значит с помощью знаний осуществлять
определенную деятельность, а не только помнить
определенные знания.

Важным итоговым заданием в конце 10 класса стал
внеурочный дистанционный проект: “Создание и
характеристика компьютерной модели
гипотетического островного государства с
использованием ЭОР (ЦОР)” (см. Приложение
3
). Учебный проект – это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и
воспитания. В чем особенность учебного
телекоммуникационного проекта? Предоставляется
возможность не просто передать ученикам сумму
тех или иных знаний, а приобрести знания
самостоятельно с помощью огромных возможностей
глобальной компьютерной сети Интернет,
пользоваться приобретенными знаниями для
решения новых познавательных и практических
задач. Проект помогает осознать ребятам
культурные различия и воспитывать чувство
принадлежности к единой мировой общности.

Важной характеристикой проекта является то, он
по своей сути является межпредметным, а решение
проблем, которые заложены в проекте, требует
интегрированных знаний.

Поскольку внеурочная деятельность
предполагает более широкие возможности для
реализации учебно-исследовательской
деятельности, данный проект создавался
учащимися 10 класса вне урока при организованном
дистанционном консультировании, это такое
взаимодействие между мною и учащимися, которое
направлено на разрешение возникших проблем и
внесение позитивных изменений в деятельность
ученика. Для организации индивидуального
дистанционного консультирования я использовала
индивидуальные консультации посредством
электронной почты.

Конечно, пришлось провести
подготовительную работу, основой для которой
стали знания, полученные мною на курсах
“Использование ЭОР в образовательной
деятельности”.

Для того, чтобы организовать проектную
деятельность учащихся, на основе использования
дистанционных электронных образовательных
ресурсов, я ознакомилась с ресурсами,
предлагаемыми в Интернете по географии; выделила
те из них, которые наиболее предпочтительны для
учащихся; провела презентацию выбранных
ресурсов; освоила технологию дистанционного
консультирования для того, чтобы учащийся мог
получить своевременную помощь.

Организация телекоммуникационного
ученического проекта – совокупность 5 “П”

  1. Проблема.
  2. Проектирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Представление результата
    (презентация проекта)

Основными целями выполнения учебного
электронного проекта для школьников являются:

  • получение навыков использования Интернет для
    поиска и отбора информации применение
    компьютерных технологий для подготовки
    информации в электронном виде для передачи
    остальным участникам;
  • получение опыта использования возможностей
    Интернет для обмена мнениями и опытом с другими
    группами участников, получения консультаций
    учителя;
  • приобретение опыта работы “в команде”
    (планирование, распределение функций,
    взаимопомощь и взаимоконтроль) с использованием
    дистанционных технологий.

В процессе выполнения электронного проекта
учащиеся изучают материал, выходящий за пределы
учебной программы, используя наиболее полную
информацию, как из традиционных источников
(книги, словари, энциклопедии, атласы), так и из
сети Интернет. При этом учащиеся обучаются
работе в сети, поиску информации, использованию
различных поисковых систем. В процессе работы
над проектом происходит не просто накопление
знаний, но и их творческое осмысливание.

Это первый опыт, поэтому наибольшее внимание
было уделено созданию контура острова и его
рельефу. В зависимости от контура острова, его
происхождения и рельефа зависят остальные
природные компоненты, гипотетической среды (см. Приложение 2). Были рекомендованы
три варианта инновационных материалов, которые
позволяли выполнить эту работу.

1 путь. Сайт Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов — Каталог для ученика
— География — Инновационные учебные материалы —
“Картографическая лаборатория” — Картография —
Редактор «Точная карта» (Предназначен для
автоматизированного создания собственных карт.
Главный акцент здесь делается на способах
изображения объектов в картографических
произведениях.)

2 путь. Сайт Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов — Каталог для ученика
— География — Инновационные учебные материалы —
“Картографическая лаборатория” — Картография —
Редактор карт (Предназначен для
автоматизированного создания собственных карт,
даже гипотетической территории.)

3 путь. Сайт Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов — Каталог для ученика
— География — Инновационные учебные материалы
—“Учебный электронный конструктор по
географии”— Справочник “Атлас гипотетической
территории” (Предназначен для
автоматизированного создания собственных карт,
даже гипотетической территории.)

Главная задача продукта “Картографическая
лаборатория” и “Атласа гипотетической
территории” — включить в задачу школьного
обучения понимание учащимися ценности и
пределов возможного использования карт в
качестве источников информации, а также оценку
других методов исследования. Для того чтобы
учащийся мог использовать карту как источник
познания окружающей действительности,
необходимо, чтобы он мог создавать такую карту
САМ для себя.

Главная особенность этих комплексов и других
материалов этого сайта — возможность
реализовывать деятельностный подход к обучению
школьников.

При работе над проектом задействовались
школьниками многие другие ресурсы: “Материки и
океаны, народы и страны”, “Экономическая и
социальная география мира”, “Общественная
география современного мира”.

Результат дистанционного проекта “Создание и
характеристика компьютерной модели
гипотетического островного государства с
использованием ЭОР (ЦОР)” мог быть представлен в
форме буклета-путеводителя, видеофильма,
рекламного проспекта, виртуальной экскурсии,
дневника путешествия и так далее (см. приложение
1
, приложение 2, приложение
3
).

Список интернет-ресурсов

www.edu.ru — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ “РОССИЙСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ”

  • www.window.edu.ru -
    ПОРТАЛ “ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
    РЕСУРСАМ”
  • www.school.edu.ru -
    РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
  • http://fcior.edu.ru -
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
    ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
  • http://school-collection.edu.ru
    – ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
    РЕСУРСОВ
  • http://www.klimadiagramme.de/
    - климат
  • http://soilmuseum.narod.ru/monolits.htm — почвы
  • http://ru.wikipedia.org/-
    растительный и животный мир
  • http//www.rubricon.ru Рубрикон: энциклопедии, словари,
    справочники.
  • http//www.edic.ru Большой энциклопедический и
    исторический словарь.
  • http://www.gnpbu.ru -
    Государственная научная педагогическая
    библиотека им. К.Д. Ушинского
  • http://www.nasledie.ru/ -
    Экология и рекреация
  • http://wwg.lgg.ru/ — Всемирная география
  • Следующий: