Можно ли преодолеть экологический кризис?

Тема: Можно ли преодолеть экологический
кризис.

Цели:

1. Определить влияние хозяйственной
деятельности человека на окружающую среду,
прогрессирующее загрязнение природы на примере
Восточно-Сибирского региона.

2. Выяснить особенности современной
экологической ситуации. Проанализировать с
учащимися возможные пути разрешения (смягчения)
экологических проблем.

3. Развитие познавательной деятельности
учащихся, защита экологических проектов.

4. Воспитание нравственного отношения к
природе, значение личного участия каждого
человека в охране окружающей среды.

Оборудование урока:

Учебник Боголюбова
“Введение в обществознание”, карта Иркутской
области, атласы Иркутской области, Конституция
Российской Федерации, статьи местных газет,
проекты учащихся по защите окружающей среды.

Тип урока:

Комбинированный.

Ход урока.

План:

  • Вводная беседа;
  • Работа с документом (Конституцией РФ);
  • Знакомство с бесхозяйственной деятельностью
    человека через: анализ статей, работа с картой
    Иркутской области, атласами, схемами
    экологического вестника.
  • Защита экологических проектов.

  • I. Вводная беседа:

    Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот
    вопрос волнует все человечество.

    Дайте определение экологическому кризису? ( это
    такое состояние окружающей среды, которое
    угрожает биосфере и человеку)

    Что, по-вашему, привело к ухудшению
    экологической обстановке?

    Вопрос отношения человека и природы волнует
    нас давно. Хозяйственная деятельность человека
    привела к тому, что мир находится на краю
    экологической катастрофы. Это показало
    необходимость вмешательства в проблемы экологии
    закона.


    II. Работа с документом (Конституция РФ)

    Статьи: 41 п.3; 42, 58.

    -О каком праве идет речь?

    Какие обязанности рассматривает ст. 58
    Конституции РФ?

    Соблюдаются ли наши конституционные права на
    благоприятную экологическую обстановку?


    III. Бесхозяйственная деятельность человека.

    Работа с картой Иркутской области и атласами
    Иркутской области (с.41).

    Приведите примеры из статей газет о
    бесхозяйственной деятельности человека.

    - Почему в нашей области сложилась
    неблагоприятная экологическая обстановка?

    - Какие отрасли промышленности наиболее
    развиты у нас в области? (Энергоемкие
    производства: металлургическая, химическая,
    теплоэнергетика и т.д.)

    По данным областного комитета природы
    предприятия г.Усолье-Сибирского выбрасывают в
    воздух большое количество примесей влияющих на
    здоровье человека.

    Анализ таблицы: данные из экологического
    вестника Иркутской области 1994 г.

    Краткая эколого-гигиеническая
    характеристика воздействия примесей,
    выбрасываемых в атмосферу г.Усолье-Сибирское, на
    человека.

    По данным Государственного доклада
    Экологическая обстановка в Иркутской области 1994.


    Примесь Класс опасности Характеристика влияния на
    человека
    1 .Двуокись азота

    II



    Воздействие на органы
    дыхания, слизистую оболочку, пищевой тракт.
    2.Серы двуокись

    III

    Поражение органов дыхания,
    изменение состава крови, нарушение обмена.
    3.Углерода окись

    IV

    Связывает гемоглобин крови и
    мешает снабжению кислородом тканей и органов.
    4.Пыль неорганическая

    III

    Поражение органов дыхания,
    слизистых оболочек.
    5.Пыль органическая

    I

    Поражение органов дыхания.
    Аллерген.
    6. Формальдегид

    II

    Поражение центральной
    нервной системы, органов зрения, печени, почки,
    аллерген, мутаген.
    7.Диоксины

    I

    Воздействуют на печень,
    нервную систему.
    8.Сульфаты

    III

    Воздействуют на органы
    дыхания, желудок, кишечник.
    9.Ртуть

    I

    Токсична, мутогенна, имеет
    способность накопления в организме.
    10.Свинец

    I

    Токсичен, мутоген,
    накапливается в организме.
    11 .Хлор и его соединения Общетоксичен. Поражает:
    слизистую, органы дыхания, многие жизненно
    важные органы.


    IV. Защита экологических проектов.

    Что вы можете предложить, как защитить природу?

    Учащиеся представляют свои проекты.

    Вывод: Очень приятно, что вы задумались над этой
    проблемой, попытались пофантазировать. А что
    реального вы можете предложить? ( не мусорить, не
    загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.)


    Подведение итогов:

    - Какого высказывания вы придерживаетесь?

    1. Экологический кризис можно приостановить
    лишь в том случае, если он будет восприниматься
    как вопрос жизни и смерти”

    2. Торопиться некуда. Природа-
    саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся
    система?

    Все наши природоохранные проекты, очистные
    сооружения, безотходные технологии, несмотря на
    лучшие намерения, не дадут должного эффекта, пока
    мы не изменим взгляд на самих себя.

    Выставление отметок.




    Следующий: