Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Вечер, посвященный творчеству А. Н. Островского


Звучит мелодия (“Вниз по матушке по Волге”
или “Среди долины ровныя”)

Выходят ведущие.

Поезд мчался, пронзительно воя и грохоча
колесами. А за окном вагона не то под мерцающим
светом луны, не то под косыми лучами заходящего
огромного, но бледного солнца далеко-далеко, как
только видно было глазу, клубились, накатывали от
горизонта и кидались под колеса серые волны
весеннего волжского разлива. И в памяти
Островского всплывали картины, свидетелем
которых он был, путешествуя по Волге.

Цепкая память Островского жадно хватала все им
виденное, все слышанное в ту весну и в то лето 1856
года, чтобы потом, когда придет время, то ли в
комедии, то ли в драме все это вдруг ожило,
задвигалось, заговорило своим языком, закипело
страстями.

Чинно, тихо и мирно идет по-над Волгой
воскресное праздничное гулянье именитых
купеческих семейств. Люди добрые кланяются,
восхищенно судачат, ахают, умиляются их
степенностью, их богатством, их семейственным
ладом.

(Гуляют все исполнители)

Но не так уж тихо да смирно проходит жизнь в тех
пахнущих лампадным маслом и травами крепких
домах за дубовыми заборами и воротами. Что-то в
ней уже стронулось и надломилось. Вон как дерзко
глядит вокруг дочка на выданье; вон как хотя
робко, но радостно взмахивает длинными ресницами
красивая молодуха, чтобы глянуть на раздольную
Волгу, на вольную птицу в небе и тихонько
вздохнуть. Видно, вошло уже что-то сквозь заборы и
ворота в стародавнюю эту жизнь, и не тишина, а
свара и битва кипит теперь там, в тех приземистых,
крепких, благополучных домах. И не пошленький
водевиль, а тяжелая драма рождается в этой сытой,
застоявшейся жизни.



Сцены из драмы “Гроза”.



1. Дикой и Кулигин (д.4, явл.2)

В этой обстановке дикого произвола и
невежества задыхалась, “вяла” Катерина, терял
рассудок Тихон, и каждый нуждался в выходе.

2. Кабаниха, Тихон, Варвара, Катерина (д.1,
явл.5,6,7)



Замысел этой драмы появился давно. Он сам с
детства и юности, живя в Замоскворечье, а потом
посещая знакомых купцов в Ярославле, Кинешме,
Кастроме, знал и слыхал, каково было жить
замужней женщине в тех богатых, за высокими
заборами и крепкими замками, купеческих домах.

Но что-то не получалось в этой теме: не было
стройности, определенности, точности в
творческих попытках.

Вот и сейчас Островский поднялся с кресла,
кинул на стол карандаш и вышел на улицу. Долго
бродил он вдоль Яузы, останавливался то тут, то
там, глядел на рыбаков, сидевших с удочками над
темной водой, на синее пустынное небо над
головой…

Темная вода…крутой берег над Волгой… свист
молний… гроза… Почему так преследует его этот
образ? Чем он связан с драмой в одном из волжских
торговых городков, которая давно тревожит и
заботит?

В его драме жестокие люди замучили прекрасную,
чистую женщину, гордую, нежную и мечтательную, и
бросилась она в Волгу с тоски и печали. Но почему
гроза?

Какая-то новая, удивительная мысль родилась в
его смятенном мозгу. Гроза! Гроза над Волгой, над
диким заброшенным городом, каких немало на Руси,
над всей нашей жизнью, — гроза-убийца над
мятущейся в страхе женщиной,
гроза-провозвестница грядущих перемен.

Островский торопливо вбежал в кабинет и на
каком-то подвернувшемся под руку клочке бумаги
записал название драмы о гибели жаждавшей воли,
любви и счастья непокорной своей Катерины –
“Гроза”.

А ведь совсем недавно, в 1849 году, молодой
драматург Островский написал свою комедию “Свои
люди — сочтемся” (или “Банкрут”)

Несколько реплик – и перед нами вырисовывается
картина характеров действующих лиц. Островский
наделяет своих персонажей речью, которая
удивительно ярко раскрывает их психологию,
взгляды на жизнь, идеалы.

3. Сцена из пьесы:

Липочка, Аграфена Кондратьевна (д.1,явл. 1,2)

Эта пьеса принесла Островскому славу, а Николай
Первый на донесении цензора начертал резолюцию:
“…напрасно напечатано, играть же запретить”.

Имя Островского занесено в списки
неблагонадежных, драматург отдан под негласный
надзор полиции.

В 1857 году Островский пишет свою пьесу
“Доходное место”, где выводит на сцену
разночинца-труженика, бедного интеллигента,
убеждения которого приводят в трагическое
столкновение с действительностью. Ему кажется,
что он сможет изменить этот мир.

4. Сцена из пьесы “Доходное место”,

Полина, Юленька, Кукушкина (д.2,явл.1,2)

Полина и Юленька уже замужем.

5. Сцена из пьесы (д.4, явл. 1,2,3,4)

Благородный, добрый Жадов вступает в конфликт с
этим миром. А конфликт становится особенно
напряженным, так как он затрагивает и семейную
жизнь Жадова. И когда молодая женщина делает вид,
что уходит от него, Жадов не выдерживает. Он идет
к дядюшке просить “доходного места”.

Но Вышневский встречает племянника
презрительной насмешкой: “Не ты ли говорил, что
растет какое-то новое поколение образованных,
честных людей, которые обличат нас? И что же
оказывается? Вы честны до тех пор, пока не
выдохлись уроки, которые вам вдолбили в голову,
честны до первой встречи с нуждой!”

Слова дядюшки потрясают молодого человека.

6. Монолог Жадова (д.5, явл.4)

А в голове уже рождалась новая драма –
“Бесприданница”.

В большом приволжском городе живет дворянка
вдова Огудалова… и ее дочь Лариса.Лариса живет в
мире, где душевная прелесть и горячее сердце –
лишь звук пустой и ненужный. В мире, где ее
красоту хладнокровно разменивает на звонкую
монету почтенная маменька. Где, надругавшись,
бросает ее барин-красавец Паратов и долго потом
разыгрывают, точно вещь, в “орел и решку”
толстосумы Вожеватов и Кнуров.

Звучит романс Ларисы в сопровождении гитары.

Нет, не станет гордая Лариса товаром и вещью. Ее
защитит он – Островский, он высоко поднимет над
суетностью жизни эту нежную, поэтическую душу,
пришедшую светить ярким светом надежды, а не
погаснуть во тьме.

В этой драме последний акт – смерть Ларисы. В
ней, в этой смерти, — презрение к тому
оскверненномиру, что создали люди, ее протест, ее
защита, ее воскресение.

Звучит романс “А напоследок я скажу…” в
исполнении Валентины Пономаревой.

Мы знаем Островского, обличающего современную
ему действительность, но мы знаем Островского –
автора весенней сказки “Снегурочка”.

В “Снегурочке” Островский – проникновенный
лирик, певец человека и природы.

“Снегурочка” — сказка о красоте могучей, вечно
обновляющейся природы и в то же время о
человеческих чувствах, о народе, его стремлениях
и мечтах. Мороз в этой сказке – поэтическое
воплощение зимы, холода. Весна-Красна –
олицетворение пробуждающейся жизни. Девочка
Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны.
Мороз и Весна отдали Снегурочку в Берендеево
царство, к людям, когда ей исполнилось 15 лет.

Островский поет гимн простому народу,
гуманному, великому в труде и веселье. Верность
слову ценится у берендеев превыше всего Любовь
для них – выражение самых лучших чувств
человека, его служение красоте.

Песня “Снегурочка из фильма “Жестокий
романс” (начало)

Образ Снегурочки так чудесен, ее поэтический
склад так музыкален, что она очаровала и увлекла
многих художников: Васнецов, Коровин, Кустодиев.

Музыку к “Снегурочке написал П.И.Чайковский.
Римский-Корсаков создал оперу “Снегурочка”, в
которой сохранил слова Островского

Звучит песня Леля (в исполнении ученицы)

“Моя задача – служить русскому драматическому
искусству”, — говорил Островский. Он создал почти
пятьдесят замечательных пьес. Был теоретиком
передовой театральной жизни. Стал другом и
наставником актеров, режиссером, руководителем и
вдохновителем Московского Малого театра.

“История оставила название великих и
гениальных только за теми писателями, которые
умели писать для всего народа, и только те
произведения пережили века, которые были истинно
народными у себя дома…” — эти слова Островского
мы с полным правом можем отнести к его
творчеству.

Пьесы Островского живут и сейчас, потому что в
них сама жизнь.




Следующий: