Моя Россия. Как не любить мне эту землю! География России. 9-й класс. Заключительный урок


Цели урока:

  1. Создать условия для повышения познавательной
    активности и самостоятельности учащихся при
    обобщении знания и умения по курсу “География
    России” на основании выполнения творческих
    заданий.
  2. Развивать навык самоанализа учебной
    деятельности и самоконтроля за результатами
    учебного труда. Развивать психические свойства
    личности.
  3. Выявить отношение учащихся к России.

Форма организации: групповая.

Оборудование: учебный атлас по
географии России, настенная контурная карта
России, карточки-ассоциации по регионам России,
карты самоконтроля, таблицы “Образ России”.

Ход урока

Вводное слово учителя. Учитель
приветствует ребят и начинает урок с чтения
отрывка из поэмы “За далью даль” А.
Твардовского:

Мне дорог мир большой и трудный,
Я в нем – моей отчизны сын.
Я полон с ней мечтою чудной –
Дойти до избранных вершин.
Я до конца в походе с нею,
И мне все тяготы легки.
Я всех врагов ее сильнее:
Мои враги – ее враги.
Да, я причастен гордой силе
И в этом мире – богатырь
С тобой, Москва,
С тобой, Россия,
С тобою, звездная Сибирь!
Со всем – без края, без предела,
С чем людям жить и счастью быть.
Люблю! И что со мной ни делай,
А мне уже не разлюбить.
И той любви надежной мерой
Мне мерить жизнь и смерть до дна.
И нет на свете большей веры,
Что сердцу может быть дана.

Ученики вместе с учителем формулируют тему
урока и определяют цели и задачи.

Решение творческих задач


Разминка:

1. Работа с картой. Знатоки, используя
политико-административную карту, отвечают по 5
вопросов по географическому положению и составу
экономических районов России:

Покажи на карте экономический район:

- самый маленький по величине территории;

- самый большой;

- самый густонаселенный;

- самый малонаселенный;

- самый западный;

- самый восточный;

- самый северный;

- самый южный;

- где находится самая большая республика в
России;

- где мы живем;

- который граничит с Украиной;

- имеет самую протяженную морскую границу;

- в состав которого входит 5 областей, 2
республики, 1 автономный округ;

- не имеет выхода к океану;

- в составе больше всего автономных округов.

Имена лучших заносятся на “Доску Почета” в
классе.

2. Репродуктивные задачи, контролирующие
внимание, развивающие умение быстро
переключаться с одного вида деятельности на
другой; в форме цифрового диктанта.

Задания читаются быстро и один раз. Если
высказывание верно -1, если неверно -0:

- Россия расположена в трех частях света;

- Россия занимает в мире 1-е место по величине
территории, 7-е место по численности населения;

- основная причина снижения численности
населения – демографическая;

- естественный прирост населения зависит от
уровня рождаемости;

- предприятия машиностроения размещены по
территории всей страны;

- в России основные ресурсы сосредоточены на
западе, а население на востоке;

- формы организации труда химико-лесного
комплекса – комбинирование и концентрация;

- Омская область поставляет в другие регионы
продукцию машиностроения, нефтехимии, пищевой
промышленности.

Результаты самопроверки заносятся в карту
самоконтроля.

Задания на развитие памяти, внимания,
наблюдательности, воображения:

1. Расшифровать предложенную схему и
попробовать ее воспроизвести.

2. Задания “Карта-образ” на развитие
ассоциативного мышления:

Что напоминает вам конфигурация России?

Какие ассоциации у вас в связи с этим возникают?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят
об Омской области, какой она вам представляется?

Результаты самопроверки заносятся в карту
самоконтроля.

Задания на развитие логического мышления:

Определить, что лишнее и почему.

- Тыва, Бурятия, Хакасия, Якутия;

- Омск, Новосибирск. Томск, Тюмень, Кемерово.
Барнаул.

Результаты самопроверки заносятся в карту
самоконтроля.

Работа по группам

Определить названия экономических районов с
помощью карточек-ассоциаций.

Карточки – ассоциации (портреты знаменитых
людей, муляжи продуктов питания, иллюстрации,
книги и другие предметы):

Ассоциативный ряд Свои ассоциации Экономический район
1 Озера, парусник, Эрмитаж, янтарь
2 Кремль, сердце, собор Василия
Блаженного
3 Орел, чернозем, мука, магнит
4 Ветка, портрет А.М. Горького, карман
5 Автомобиль, Мамаев Курган, картина
Репина “Бурлаки на Волге”
6 Яблоко, сахар, семечки подсолнечника,
темные очки, панама, ракушка
7 Иван-чай среди горных пород, поделочные
камни, этикетка от шоколада, кусочек металла,
книга П. Бажова “Малахитовая шкатулка”
8 Болота, иллюстрация добычи нефти
9 Соболь, Красноярская ГЭС, заповедник
“Столбы”, алюминиевая вилка, гербарный
экземпляр лиственницы
10 Вулканы, морские котики, этикетка
рыбных консервов, книга Н. Задорнова “Амур –
Батюшка”
11 Клюква, озера, Кижи, портрет Ломоносова,
древесина, кружева
12 Космический аппарат, степь, Тарские
ворота, Казачий Никольский собор, этикетка
сгущенного молока, ребус О + И = любовь

Результаты занести в карту самоконтроля.

Образ России — как специфическое
географическое знание

Используя таблицу, оценить характерные черты
России по пятибалльной системе, выбирая один из
признаков в строчке.

Составить образ страны и определить, как он
изменился по сравнению с вашими представлениями
в начале учебного года.

Образ России:


Баллы

Особенности

+5

+4

+3

+2

+1

-1

-2

-3

-4

-5

Особенности

большая

маленькая

уникальная

обычная

позитивная

негативная

красивая

уродливая

чистая

грязная

богатая

бедная

грамотная

безграмотная

производство развивается

стоит на месте

средний класс растет

средний класс уменьшается

открытая

закрытая

уверена в успехе

не уверена в успехе

душевна

бездуховна

терпелива

нетерпелива

глубина мысли

поверхностность мысли

инициатива

лень

точный расчет

игра в удачу

заглядывает в будущее

оглядывается назад

большая роль в международной
жизни

малая роль в международной
жизни

богата ресурсами

бедна ресурсами

идет вперед

идет окольными путями

Подведение итогов

Оценить результаты работы по картам
самоконтроля, поставить себе оценку за урок.
Определить в классе геоГРАФА и геоГРАФИНЮ.

Карта самоконтроля:

Задания Выполнено правильно Частично выполнено
1 Разминка:
2 Задаю вопросы
3 Цифровой диктант
4 Воспроизведи схему
5 Задания — ассоциации
6 Что лишнее и почему
7 Работа в группах

геоГРАФ
геоГРАФИНЯ

Критерии оценок:

3 – три задания выполнены частично (—***);

5 – все задания выполнены правильно или пять
заданий – правильные и одно – частично
выполнено (++++++ или +++++*)

4 – все остальные случаи.

Заключительное слово учителя

Учитель благодарит учеников за урок и
завершает его стихами С. Васильева “Опять в
России”:

Русь моя родимая, Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
то лиственную,

то снежную,

смотрю –

и не насмотрюсь.

Движутся по небу облака.
вьются,

клубятся,

стелются –

то дожди несут,

то метелицу

чередом издалека.
Словно струги на парусах!
Расспросить бы их, белогрудых,
сколько видели злата в рудах,
рыбы в реках

зверья в лесах.

Сколько кропили садов в цвету,
всходов от зноя застили,
в ведро ли плыли,

в ненастье ли,

в эту сторону

или в ту.

Величаю тебя опять,
дорогая земля былинная,-
любуюсь полями,

горами,

долинами,

славлю каждую высь и падь.
Каждую стежку пою твою,
славлю раннюю зорьку каждую,
с неустанной душевной жаждою
светлый стих

из ромашек вью.

Россияне мои, братья!
На юге ли вы, на севере,-
всем своим сердцем открыто

верую

в вашу планиду я.
Как же не верить вам, если вы
силой Россию славите –
недра грызете,

плотины ставите

от Амура

и до Невы.

…Чем ты старше, матушка Русь,
тем все больше глядишь

моложавою.

Счастлив я,

что с такой Державою

в боевом родстве нахожусь.
Слышу немолкнущий голос твой,
вижу,

приемлю,

всечасно чую

крылатую русскую душу живую,
взор, окованный синевой.

Следующий: