Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса

Дари себя детям!
Ш.А. Амонашвили

Учебная деятельность – осознанная
деятельность учеников по усвоению знаний,
умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая
для младших школьников. Для того, чтобы она была
успешной, нужно создавать мотивацию через
интерес, эмоциональный интерес. Преимущество
надо отдавать не внешней мотивации (получить
оценку), а внутренней (станешь интереснее другим
людям, сможешь достичь что – либо).

Мотивационная сфера личности проявляется в
учебном процессе через совокупность различных
побуждений: мотивов, потребностей, интересов,
целей, установок, обуславливающих проявление
учебной активности и стремление участвовать в
школьной жизни. Для того, чтобы процесс
формирования познавательной мотивации младших
школьников проходил успешно, педагог решает
следующие задачи:

  • изучение личностно – мотивационной сферы
    учащихся и определение условий и факторов,
    влияющих на её формирование;
  • выявление педагогических условий,
    обеспечивающих развитие мотивационной сферы
    личности школьников;
  • овладение приёмами организации учебной
    деятельности учащихся, способствующих
    формированию мотивационной сферы личности

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой,
как отсутствие интереса некоторых учащихся к
учебной деятельности.

Причины спада школьной мотивации.

  1. Отношение ученика к учителю.
  2. Отношение учителя к ученику.
  3. Личная значимость предмета.
  4. Умственное развитие ученика.
  5. Продуктивность учебной деятельности.
  6. Непонимание цели учения.
  7. Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность
школьников, чтобы она стала для них не просто
обязанностью, а радостью познания мира?

А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что
чувство долга и принуждения могут
способствовать ученику находить радость в том,
чтобы смотреть и искать”.

Одним из эффективных мотивационных механизмов
повышения мыслительной активности обучаемого
является игровой характер учебно-познавательной
деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность:
первоначальная заинтересованность внешней
стороной явлений постепенно перерастает в
интерес к их внутренней сути.

Многочисленными исследованиями доказано, что
познавательный интерес стимулирует волю и
внимание, помогает более лёгкому и прочному
запоминанию. Познавательный интерес является
связующим звеном для решения триединой задачи
обучения, умственного развития и воспитания
личности. Познавательный интерес связан не
только с интеллектуальной, только с волевой или
только с эмоциональной сферой личности; это их
сложное сплетение.

Какие же условия способствуют развитию
познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к
изучаемому предмету и к самому процессу
умственного труда способствует такая
организация обучения, при которой ученик
вовлекается в процесс самостоятельного поиска и
“открытия” новых знаний, решает задачи
проблемного характера. Проблемно – поисковые,
деятельностные технологии обучения широко
применяются нашими учителями начальных классов,
работающими по образовательной системе “Школа
2100”.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету
необходимо понимание нужности, важности,
целесообразности изучения предмета в целом и
отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными
ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Связь изучаемого с интересами, уже
существовавшими у школьника ранее, также
способствует повышению интереса к новому
материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный
материал не вызывает интереса. Обучение должно
быть трудным, но посильным. (“Математика” Л. Г.
Петерсон)



5. Чем чаще проверяется и оценивается работа
школьника (в том числе им самим, обучающими
устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку
знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с
помощью “сигнальных кружков”, рассказ
домашнего задания друг другу, хоровые ответы на
несложные вопросы. Когда ученик работает у доски,
классу даётся задание – внимательно слушать и
подготовить рецензию на ответ или оценку ответа;
“метод закрытой доски” — ученик работает за
отвёрнутой доской с последующим сравнением
решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)

Важна также психосберегающая оценка ответа
учащегося. Это означает оценивание конкретного
ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме
того, сначала надо отметить достоинства ответа, и
лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки
неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного
интереса имеет позитивная психологическая
атмосфера урока, выбор демократического стиля
педагогического взаимодействия: принятие своих
учеников независимо от их учебных успехов,
преобладание побуждения, поощрения, понимания и
поддержки. Психологическое поглаживание
учеников: приветствие, проявление внимания к
возможно большему числу детей – взглядом,
улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал
должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г.
Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым
правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности
для творчества, необходима дифференциация
обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для
учащихся. Самый простой способ для создания
ситуации успеха – определённость домашнего
задания. Ученики чётко должны знать, что если они
выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым
способом (пересказ, выделение главных тезисов,
ответы на вопросы), то их ответ будет успешным.
Для этого каждый урок оговаривается, что и как
следует подготовить дома.

Стимулирование познавательной активности
учащихся в начальных классах:

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
  • Наглядность.
  • Творческие работы по разным предметам.
  • Участие в предметных олимпиадах.
  • Научно – исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Внеклассные мероприятия по предметам.
  • Индивидуализация. (Учёт не только способностей,
    но и интересов).
  • Дифференциация (разноуровневые задания).
  • Использование различных педагогических
    технологий:
    -игровые,
    -личностно- ориентированные,
    -развивающие,
    -проблемное обучение,
    -компьютерные.
  • Интегрированные уроки.
  • Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза
говорила: “Мы не можем делать великие дела. Мы
можем делать только маленькие дела, но с великой
Любовью.”

Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой
каждого учителя?

Литература.

  1. Кукушкин В.С., Болдырева – Варакина А.В.
    Педагогика начального образования/ Под общ. Ред.
    В.С. Кукушкина – Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов на
    Дону: Издательский центр “МарТ”, 2005.
  2. Головастикова П.М. “Как сделать учение
    увлекательным” — журнал “Начальная школа”, 2006
    год, №2, стр.30.
  3. Фролова Н.А. “Приёмы активного мотивированного
    овладения учащимися системой знаний и способами
    деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006, №2,
    стр.50.
  4. Материалы семинара “Формирование мотивации
    учения на основе развития у школьников умения
    учиться”, проходившего в МОУ СОШ №94 города
    Воронежа в ноябре 2005 года.



Следующий: