Мотивация учебной деятельности как средство реализации компетентного подхода в образовательном процессе

В основе учебно-воспитательного процесса лежат принципы деятельностного и компетентностного подходов.

Под компетентностным подходом понимается готовность обучающихся проявить способности в успешном применении ЗУН при определенных условиях, способность решать проблемы в какой-то области.

На сегодняшний момент складывается типичная ситуация: есть способности, но нет желания их применять. Поэтому необходимо формировать мотивацию.

Таким образом, главным условием реализации компетентностного подхода является формирование мотивации УД(е). Этим и определяется актуальность данной работы.

Новизна работы заключена в том, что в ней нет готовых методических рекомендаций, а есть предложение решить эту проблему через технологию учебно-деловой игры.

Именно эта образовательная технология способствует повышению профессиональной компетентности учителя, формирует его социальную компетентность, то есть готовность учителя поддерживать инновации, создает условия для комплексной деятельности — исследовательской и проектной.

В процессе УДИ происходит обучение субъектов учебно-воспитательного процесса  различным видам деятельности: групповой, информационной, проектной, познавательной, что и составляет основу деятельностного подхода.

Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет создание плана или программы действий всех субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию мотивации учащихся.

Гипотеза заключена в том, что в процессе реализации созданной  программы начнется повышение уровня работоспособности учащихся, что неминуемо приведет к повышению мотивации; произойдет формирование умения ставить мотивы-цели, а это и есть показатель зрелости личности, и как закономерность произойдет снижение стрессового состояния личности.

Таким образом, автоматически реализуется и здоровьесберегающий подход.

Модель программы предполагает организацию обратной связи, которая основывается на таких понятиях, как САН (самочувствие, активность, настроение).

Программа должна быть трехчастна: 5-7-й, 8-9-й, 10-11-й классы. В основе действий каждой части лежат ведущие потребности-мотивы, также мотивы-стимулы, соответствующие своему возрастному периоду. (Рисунок 1)

Конечно, существует не один путь создания программы действий по формированию мотивации. В данном случае предполагается исследовательский путь, при котором в практическую деятельность вовлечены все субъекты учебно-воспитательного процесса, что позволит создать вариативность программы, найти уникальные способы и методы воздействия.

Программа пишется в условиях работы малых групп, модель которых может быть различна. Например, туда могут входить учитель- психолог- классный руководитель- родитель.

Для того чтобы что-то сформировать, надо изучить и знать предмет формирования. Поэтому на предварительном этапе, этапе вхождения в тему, группа изучает теоретический материал  работы В.Г.Леонтьева «Психологические механизмы мотивации» (Новосибирск, 1992), что позволит создать научную основу программы, а также повысить психологическую компетентность всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Материал дается не только в текстовом варианте, но и в схемах, что позволяет представить общую картину. По схемам изучается мотивационная сфера, мотивационное ядро, компоненты мотивационной сферы, механизмы формирования мотивов.

В группах работа идет по «Алгоритму организации учебной деятельности в малых группах». (Рисунок 2)

В данных группах и создается программа действий. Каждая группа получает памятку по созданию программы для учащихся определенного возрастного периода, где указывается, через какие потребности возникают мотивы. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Например, рисунок 3 «Место классного руководителя в процессе формирования мотивации учащихся» и представляет собой программу-минимум для классного руководителя. (Рисунок 3)

Для того чтобы создать какое-то действие, которое явилось бы способом воздействия на мотивационную сферу, необходимо знать условия развития мотивации, факторы, влияющие на формирование потребности выполнять ту или иную деятельность.

Следующий: