Мотив подаяния в романе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского

Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся об отражении
    православных мотивов в творчестве Ф.М.
    Достоевского, углубить представление о
    формировании культуры верующего человека и ее
    влиянии на мировосприятие;
  • воспитывать стремление к терпимому отношению к
    взглядам и мировоззрению окружающих, укреплять
    желание быть внимательным и сострадательным,
    бороться с проявлением агрессии;
  • развивать аналитические способности учащихся,
    умение работать с первоисточниками

Форма проведения: урок (при наличии
резервных часов занятие может быть расширено,
так как материал допускает углубление и работу в
течение двух уроков)

Оборудование: УМК «Православная
культура. 10-11 класс» (авторы: В.Д. Скоробогатов,
Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец – ИНФОФОНД, Ульяновск – 2006)
экран, проектор, презентация «Мотив подаяния в
романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»», заготовки для составления схем

Предварительное задание:

  • всем: прочитать Заповеди
    блаженства из Нагорной проповеди (Евангелие от
    Матфея, гл. 5:3-11), «О милостыне» (Евангелие от
    Матфея, гл. 6:1-4),

  • индивидуально: 1) перечитать часть
    1 и 2 романа «Преступление и наказание» и
    подготовить анализ сцен, связанных с мотивом
    подаяния, милостыни; 2) проанализировать материал
    статьи И.Л. Волгина «Культуру необходимо
    навязывать, как картошку при Екатерине» из
    «Специальной хрестоматии» к параграфу 10.2 УМК
    «Православная культура. 10-11 класс» с целью
    определить, почему автор статьи утверждает, что
    «Достоевский – один из глубочайших православных
    мыслителей»; 3) подготовить обзор материала
    статьей «Библейского Дискуссионного Клуба» по
    теме «Новый Завет о милостыне» (источник: http://www.cogmtl.net/); 4) подготовить
    выразительное чтение рассказа И.С. Тургенева
    «Милостыня»

План урока:

  1. Организационный момент – создание проблемной
    ситуации с помощью вербальных и тактильных
    средств
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Вступительное слово учителя православной
    культуры
  4. Работа над определением отношения Ф.М.
    Достоевского к православным идеям через анализ
    письма писателя к Н.Д. Фонвизиной (см. в
    разработке урока)
  5. Анализ иллюстраций к произведениям Ф.М.
    Достоевского, выполненных И. Глазуновым (см.
    презентацию) (*в случае, если занятие
    двухчасовое
    , временные рамки этого фрагмента
    могут быть расширены, а провести эту часть урока
    может учитель изобразительного искусства)
  6. Анализ фрагментов романа «Преступление и
    наказание», имеющих отношение к теме урока, учителем
    литературы
    и учащимся, выполнявшим
    индивидуальное задание – заполнение схемы
  7. Проверка домашнего задания: работа с отрывками
    из Евангелия от Матфея и обзор материала статьей
    «Библейского Дискуссионного Клуба» по теме
    «Новый Завет о милостыне» (источник: http://www.cogmtl.net/)
  8. Беседа – анализ причин обращения героя романа к
    Соне Мармеладовой (*в случае, если
    занятие двухчасовое
    , временные рамки этого
    фрагмента могут быть расширены за счет работы с
    фрагментом урока № 6 – «Значение образа Сони
    Мармеладовой» – из цикла «Преступление и
    наказание» Ф.М. Достоевского на сайте
    «Электронные ресурсы НИИСО. Виртуальный центр
    инновационных технологий» – см. http://www.mgpu.ru)
  9. Выразительное чтение заранее подготовленным
    учащимся рассказа И.С. Тургенева «Милостыня» и
    короткое обсуждение содержания с точки зрения
    отражения в нем мотивов милостыни и гордыни
  10. Коллективное выявление актуальности поднятой
    проблемы – работа с иллюстрациями современных
    художников, изображающих на своих полотнах
    Петербург
  11. Обобщение использованием материала статьи И.Л.
    Волгина «Культуру необходимо навязывать, как
    картошку при Екатерине» из «Специальной
    хрестоматии» к параграфу 10.2
  12. Рефлексия

ХОД УРОКА

1. Создание проблемной ситуации

Учитель просит учеников положить руки на парту
ладонями вверх и спрашивает, какие ассоциации
вызывает такой жест… (релаксация, загар, дождь
капает в ладонь и т.п.).
Далее учитель предлагает ребятам пожать друг
другу руки и спрашивает, что им известно об
истории жеста приветствия.
Затем на экран проецируется слайд № 2 (Приложение
1
) – «протянутая рука»: а какие
ассоциации вызывает этот жест?.. (Просьба о
милостыне, о подаянии)

– Легко ли просить о чем-либо?.. А просить
милостыню?..
– Посмотрим, как словарь толкует значение слова
«подаяние»…

2. Сообщение темы и цели урока учителем
литературы

– Сегодня нам предстоит разговор о подаянии и
его роли в решении судьбоносных вопросов; мы
поговорим о мотиве подаяния в произведении Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» и
попробуем определить, какую роль в судьбе
Родиона Раскольникова сыграла милостыня и
милость, о чем рассказали нам, внимательным
читателям, его попытки быть милосердным и его
отказ от подаяния в свою пользу.

3. Вступительное слово учителя
православной культуры

– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как
русская литература с древнейших времен
подходила к вопросам о духовных устоях,
формируемых православием. Среди тех, кто в своем
творчестве поднимал эти вопросы, был и Федор
Михайлович Достоевский, создавший, по общему
признанию, целую плеяду героев, жизнь которых
меняется исключительно в зависимости от степени
их веры в Бога.

4. Работа над определением отношения Ф.М.
Достоевского к православным идеям через анализ
письма писателя к Н.Д. Фонвизиной

– У самого писателя отношение к вере было
сложным, прошло несколько этапов; свидетельством
тому может быть и письмо, которое Достоевский
написал Н.Д. Фонвизиной в январе-феврале 1854 года.
Послушаем, к каким выводам пришел ученик,
получивший задание проанализировать это
письмо…

Письмо Н.Д. Фонвизиной

Конец яиваря — 20-е числа февраля 1854 г., Омск

Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя
неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это)
до гробовой крышки. Каких страшных мучений
стоила и стоит мне теперь эта жажда верить,
которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне
доводов противных. И, однако же, бог посылает мне
иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в
эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в
такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в
котором всё для меня ясно и свято. Этот символ
очень прост, вот он: верить, что нет ничего
прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее,
мужественнее и совершеннее Христа, и не только
нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не
может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что
Христос вне истины, и действительно было бы, что
истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы
оставаться со Христом, нежели с истиной.

5. Анализ иллюстраций к
произведениям Ф.М. Достоевского, выполненных И.
Глазуновым

– Сложный путь, пройденным Достоевским от
сомнений к глубокой вере почувствовал и смог
передать на своих картинах художник XX века Илья
Глазунов. Посмотрите, как художник сумел
отразить путь писателя из тьмы к воздуху и свету.
Обратите внимание и на то, что фоном, на котором
изображен писатель, художник выбирает Петербург,
с его набережными, шедеврами архитектуры,
закоулками и темными подворотнями…
– Напомните, что же общего в восприятии
Петербурга Достоевским (через картины Глазунова)
и Раскольниковым, героем романа «Преступление и
наказание»?.. (Краткий пересказ основных
событий, описанных в романе, с использованием
слайдов)

6. Анализ фрагментов романа «Преступление и
наказание – заполнение схемы

– То, что случилось с героем в Петербурге (все
его разрушенные надежды, не оправдавшиеся
ожидания, оскорбленное самолюбие), и
привело его душевному кризису и на грань
моральной катастрофы. Об этом можно судить и по
эпизодам, в которых герой раздает или принимает
милостыню (сообщение учащегося, в процессе
которого заполняются схемы в тетради) – слайд 12 (Приложение 1)




ПОДАЮТ ЕМУ
Настасья приносит чай, дает сахар Мать и Дуня сообщают об отправке денег Разумихин предлагает переводы Купчиха и девушка на мосту подают монету ?
РАСКОЛЬНИКОВ
ПОДАЕТ ОН
Угощает Мармеладова в пивной Оставляет деньги, когда приводит пьяного
Мармеладова домой
Дает деньги полицейскому, чтобы тот проводил
пьяную девочку
Дает деньги на похороны Мармеладова ?

7. Проверка домашнего задания:
работа с отрывками из Евангелия от Матфея

– Чтобы понять смысл приведенных поступков,
давайте вспомним, что в Библии говорится о
милостыне… (Приложение 1,
слайды 13, 14) (Чтение указанных выше фрагментов
Евангелия от Матфея и обзор материалов с сайта
«Библейского дискуссионного клуба)…

– А что же делает наш герой? (Работа со схемой
продолжается на фоне слайда)

Настасья принесла чай и сахар – отказался,
нагрубил, мать и Дуня сообщают, что выслали
деньги – отказывается со словами «Не бывать!»,
Разумихин предложил заработать переводами –
отказался и убежал, купчиха и девушка подали
монетку – бросил в Неву;
угостил Мармеладова – узнал о Соне, которая
сыграет огромную роль в его дальнейшей судьбе;
оставил деньги, увидев нищенское положение семьи
Мармеладова – пожалел, заплатил полицейскому,
чтобы оградить пьяную девочку от
«Свидригайлова» – пожалел; дал денег на похороны
Мармеладова – спросил Поленьку: «А меня любить
будете?»

– Заметьте, что ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ наш герой
отказывается от любого проявления к себе
сострадания и милосердия, а ПОСЛЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
уже не сопротивляется заботам Настасьи,
Разумихина, доктора Зосимова, принимает все,
купленное на деньги матери.
– О чем свидетельствует такое «раздвоение»?
Попытайтесь ответить, использовав подсказку –
иллюстрацию Э. Неизвестного «Между крестом и
топором» (Приложение 1,
слайд)…

8. Беседа – анализ причин
обращения героя романа к Соне Мармеладовой

– На слайде 15 (Приложение 1)
вместе знака вопроса появилось имя Сони. Почему,
по-вашему, ее можно отнести и к тем, кто проявляет
милость к Раскольникову, и к тем, к кому милостив
он?..
– Вспомните содержание (Приложение
1
, слайд): Соне приходится многое
перенести, а в итоге – дети пристроены, есть
деньги, чтобы поехать за Раскольниковым,
заслуживает любовь и уважение там, где героя не
любят, дожидается и того момента, когда он сам
испытывает острую потребность в общении с ней,
кладет голову на ее колени в молчании искреннего
раскаяния.
– То есть он принимает милостыню! Принимает
сострадание и жертвенность Сони! А что же
помешало ему принять монету на мосту?..

9. Выразительное чтение заранее
подготовленным учащимся рассказа И.С. Тургенева
«Милостыня»

И.С. Тургенев. Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей
дороге шел старый, больной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь,
волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо,
словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями;
непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился
вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками –
и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на
сухую, седую пыль.

Он вспоминал…
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и
богат – и как он здоровье истратил, а богатство
роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у
него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья
еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до
того, чтобы просить милостыню? И горько ему было
на сердце и стыдно.

А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;
он поднял усталую голову – и увидал перед собою
незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не
лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не
злой.

– Ты всё свое богатство роздал, – послышался
ровный голос… – Но ведь ты не жалеешь о том, что
добро делал!

– Не жалею, – ответил со вздохом старик, –
только вот умираю я теперь.

– И не было бы на свете нищих, которые к тебе
протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не
над кем было бы тебе показать свою добродетель,
не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.
– Так и ты теперь не гордись, бедняк, –
заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай
руку, доставь и ты другим добрым людям
возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами… но
незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался
прохожий.

Старик подошел к нему – и протянул руку. Этот
прохожий отвернулся с суровым видом и не дал
ничего.

Но за ним шел другой – и тот подал старику
малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и
сладок казался ему выпрошенный кусок – и не было
стыда у него на сердце, а напротив: его осенила
тихая радость.

– Как связано содержание рассказа с темой нашего
урока?.. Гордыня мешала Раскольникову принять
помощь. Его гордыня не давала и другим людям
проявить милость, то есть и их лишала возможности
обрести душевный покой.

10. Коллективное выявление
актуальности поднятой проблемы
– работа с
иллюстрациями современных художников,
изображающих на своих полотнах Петербург:

– Итак, (Приложение 1,
слайд 18) перед вами символ просьбы о милостыне –
протянутая рука. А каков смысл фразеологизма
«протянуть руку помощи»?..
– Какую помощь мы можем оказать друг другу
сегодня? (Приложение 1,
слайд 19 – «цветные ладони помощи»): ученики
сначала прочитывают надписи на «ладонях», а
затем продолжают собственными вариантами…
– Только тогда у нас будет возможность
«раскрасить» мир вокруг нас (Приложение
1
, слайды 20-23), чтобы хмурым не был ни
один город, тем более, великолепный Петербург,
который, по мнению современных художников,
должен изображаться только в цвете!

11. Обобщение

– Вот так вместе, опираясь на Библию и роман
Достоевского, используя собственный опыт и
современное информационное пространство, мы
пришли с вами к выводу о том, насколько важны в
жизни человека любые поступки и движения души,
как бережно нужно обращаться с людьми, которые
хотят проявить милость тебе и которые ждут
чего-то в ответ.

В статье И.Л. Волгина «Культуру необходимо
навязывать, как картошку при Екатерине» из
«Специальной хрестоматии» к параграфу 10.2
говорится: «Несомненно, Достоевский —
религиозный писатель, один из глубочайших
православных мыслителей, который воплотил
православную идею в реальном художественном
контексте своих романов. Безусловно, это
проповедник, прозревающий бездны человеческого
духа, обладающий пророческим даром. Трудно
назвать другого такого художника, который был бы
столь актуален на протяжении столь длительного
времени. Не просто классичен, «музеен»,
«культурно-историчен», а именно актуален — в
бытийственном плане. С наступлением XXI века
его творчество не только не устаревает, но и
наполняется новым смыслом. Каждое поколение
«вдруг» узнает в нем свои надежды и страхи».

13. Рефлексия

– Вряд ли мы будем спорить с этим утверждением.
И все-таки хотелось бы понять, какое впечатление
оставил урок. Поэтому я прошу вас протянуть
мне цветные ладошки помощи
: перед вам их три –
«урок поднял массу вопросов» (красная), «урок
ответил не на все мои вопросы» (желтая), «урок
внес ясность в мои мысли» (зеленая). Оставьте на
учительском столе одну из них…




Следующий: