Мотив одиночества в лирике Лермонтова


Цели урока:

  1. Дать понятие о мотиве в лирике; выявить
    лейтмотив лермонтовских стихотворений;
    расширить представление о творчестве поэта;
    формировать навыки анализа поэтического текста.
  2. Развивать у учащихся навыки выразительного
    чтения стихотворений; литературоведческий
    аппарат, аналитические способности,
    наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление к знаниям; прививать
    любовь к классической поэзии, ценностное
    отношение к своему культурному наследию.

Оборудование:

учебник-хрестоматия в 2-х ч.
“Литература.6 класс.” (автор-составитель В.П.
Полухина, М.: Просвещение,2005 г.), презентация
в формате Power Point (содержащая музыкальный файл -
Бетховен, “Лунная соната”),
иллюстративный материал к психологической
разгрузке, оформленная доска.

Методы:

объяснительно – иллюстративный,
эвристический, исследовательский.

Тип урока

: комбинированный.

Ход урока

Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М.Ю.Лермонтов.)

I. Оргмомент (взаимное приветствие,
выявление готовности к уроку).

II. Мотивационная установка на
сотрудничество (“собеседники – соучастники –
сотрудники”, так как “со” — вместе).

Так как сегодня необычный урок, я призываю вас к
сотрудничеству.

III. Поэтическая разминка. Слайд
2.

(Цель: настроиться на “лирический” лад,
выявить знание поэтического текста, нацелить на
обозначение темы урока.)

Продолжи строчки:

  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром…”
  • “Белеет парус одинокий…”
  • “Тучки небесные, вечные странники…”
  • “Мы долго молча отступали…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”
  • “Играют волны – ветер свищет…”
  • “Забил снаряд я в пушку туго
    И думал: …”
  • “А он, мятежный, просит бури…”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”

P.S.Данный вид работы предполагался как
индивидуальный, по цепочке или по желанию, но
получились коллективные, хоровые ответы, что
только оживило начало урока.

IV. Ориентировочно – мотивационный этап.

Ребята, мы не случайно провели эту разминку: она
поможет вам догадаться о тематике нашего урока.

Итак (слайд 3), как вы думаете, о чём же
сегодня будет идти речь на уроке? Отрывки из чьих
произведений прозвучали? (Правильно, сегодня мы с
вами продолжим знакомство с поэзией
М.Ю.Лермонтова (слайды 4,5,6); проанализируем
представленные авторами учебника стихотворения
гениального поэта; повторим некоторые
литературоведческие термины; познакомимся с
новым понятием; продолжим отработку навыка
выразительного чтения.)

V. Проверка ДЗ. Слайд7.

(Цель: выявление подготовленности учащихся к
уроку, отработка навыков выразительного чтения
поэтического текста.)

Что же сегодня было задано на урок? (“На севере
диком…”)

Кто желает продекламировать? (3 – 5 учащихся
читают наизусть, соблюдая все интонационные
нормы и правила.)

VI. Конкретизация темы урока.



1. Частичный анализ поэтического текста:



Ребята, подумайте, какие однокоренные слова
звучат в этом произведении? (“Одиноко”, “одна”.)

Как вы считаете, почему автор в таком коротком
стихотворении, всего лишь два катрена,
использует родственные слова? (Таким повтором он
заостряет наше внимание на этих понятиях,
образах.)

2. Словарная работа. Слайд 8.

(Цель: расширение литературоведческого
аппарата учащихся.)

Такой устойчивый, значимый образ носит
название мотива. Откройте, пожалуйста,
ваши литературоведческие словари и запишите
этот новый для вас термин и его понятие.

3. Слово учителя. Слайд9.

Основными мотивами лирики Лермонтова являются
мотивы действия и подвига, странничества,
изгнанничества, сна, памяти и забвения,
одиночества и др.

Каков же лейтмотив (ведущий мотив)
стихотворения “На севере диком…”? (Мотив
одиночества.)

Вот этот ответ и отображает тему нашего урока.
Откройте ваши тетради и запишите дату и
наименование темы сегодняшнего урока. Слайд 10.

VII. Работа над эпиграфом.

  1. Вопрос: “Что такое эпиграф?” (Учащиеся дают его
    понятие.)
  2. Чтение эпиграфа. Слайд 11.
  3. Вопрос: “Как бы вы охарактеризовали человека,
    написавшего эти строки? Какой он?” (Одинокий,
    тоскующий,…)

VIII. А вот как отображается это состояние в
поэзии мы сегодня и попытаемся понять.

Формирование умений и навыков учащихся.

1. Знакомство со стихотворением “Утёс”. (Чтение
учителем.) Слайд 12.

2. Вопрос: “Каково ваше первое впечатление от
этого стихотворения: вам радостно или грустно?
Почему?”

Чтобы разобраться в этом, понять смысл, увидеть
красоту и своеобразие лермонтовской лирики, мы
вместе (в сотрудничестве) проанализируем данный
текст. Но прежде давайте вспомним некоторые
литературоведческие понятия.

3. Терминологический диктант. Слайд 13.

(Цель: выявить литературоведческую компетенцию
учащихся.)

(Учащиеся сообщают о методике проведения
данного вида работы.)

Учитель зачитывает понятия, учащиеся
отображают в тетрадях только термины.

  • Построение художественного произведения,
    расположение и взаимосвязь всех его частей,
    образов, эпизодов. (Композиция.)
  • Необычный порядок слов в предложении.
    (Инверсия.)
  • Противопоставление слов, образов, эпизодов для
    усиления выразительности мысли. (Антитеза.)
  • Повторение однородных согласных звуков.
    (Аллитерация.)
  • Образное определение предмета, выраженное
    преимущественно прилагательным. (Эпитет.)
  • Перенесение человеческих черт на
    неодушевлённые предметы и явления.
    (Олицетворение.)
  • Переносное значение слова, основанное на
    сходстве двух предметов. (Метафора.)

А теперь проверьте. (Учащиеся сверяются с
“ключом”.) Слайд14.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки!
(Учитель отмечает отлично справившихся.)

4. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 15.

  • Какова композиция стихотворения?
    (Стихотворение состоит из 2 катренов; в первом –
    образ тучки, во втором – образ утёса – великана;
    катрены противопоставлены друг другу: разные
    образы, разные настроения (“тучка” — воплощение
    лёгкости, беспечности; “утёс” — воплощение мощи,
    суровости, одиночества).)
  • Как называется такое противопоставление?
    (Антитеза.)
  • Для чего автор так выстроил композицию? (Чтобы
    показать их непохожесть, противоположность,
    невозможность их соединения, одиночество
    старого утёса. С помощью антитезы
    подчёркивается, выделяется основной мотив
    стихотворения – мотив одиночества.)
  • Какие тропы (средства художественной
    выразительности) использует автор для раскрытия
    мотива? (Учащиеся отыскивают эпитеты,
    олицетворения, метафоры, инверсии.)

Слайд 16. (

Анализирование приостанавливается
для проведения психологической разгрузки:
“Ребята, я заметила, что вы немного подустали.
Предлагаю провести психологическую разгрузку.
Отыщите несколько различий. (На доске вывешены
два плаката с иллюстрациями, одна из которых
имеет незначительные изменения.)

Продолжим нашу работу.

- Ребята, а вы обратили внимание на цветовую
гамму этого стихотворения?

Что это за цвет такой “лазурь”? (
Подготовленный учащийся даёт справку: “Лазурь –
светло–синий цвет, синева (устар., возвыш.);
природная светло–синяя краска, оттенок синего
цвета.) Слайд 17.

Вы уж, наверное, заметили, что Лермонтов
довольно часто употребляет в своих
произведениях разные оттенки синего цвета.
Современные психологи доказали связь между
выбором цвета и психологическим портретом
человека. Вот послушайте, что по этому поводу нам
расскажет мой помощник. (Далее следует рассказ
подготовленного учащегося о значении синего
цвета: “Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе
какое-то противоречие возбуждения и покоя,
вызывает ощущение холода и напоминает тени.
Синяя поверхность кажется удаляющейся от
человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет
ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной
божественной истиной. У многих народов он
символизировал небо и вечность. Как правило,
романтики с синим цветом отождествляли свои
мечты и тоску по неземному идеалу”.) Слайд18.

Итак, если вы внимательно слушали этот
материал, то не могли не отметить, что в этой
характеристике действительно очень многое
соответствует Лермонтову: чертам его характера,
темам его творчества.

5. Чтение стихотворения “Листок” (с.168 – 169
учебника). Слайд 19.

6. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 20.

Какова композиция произведения? (Первые три –
катрены; следующие три – двустишия; завершается
– катреном. В построении использована антитеза,
имеется аллегория, противопоставление образов
(одинокий дубовый листок и спокойная,
самодовольная красавица – чинара).)

Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в
данном стихотворении?

Каков мотив?

Как показано одиночество? (Инверсией; учащиеся
зачитывают строки, отображающие, на их взгляд,
одиночество листка.)

7. Слово учителя.

Это далеко не все стихотворения Лермонтова,
которые

говорят об одиночестве. О нём он пишет и в
других произведениях, ведь одиночество
выстрадано поэтом, слишком хорошо он был знаком с
ним в жизни. Грустные стихи. Они о многом
заставляют нас задуматься, потому как под
аллегорическими изображениями в них скрыты
человеческие отношения, чувства, переживания.
Недаром многие из стихотворений (168!) были
переложены на музыку и стали романсами. А
исполнялись они в литературных гостиных,
салонах. Давайте и мы с вами мысленно перенесёмся
в одну из таких гостиных, где любил бывать и сам
Лермонтов.

IX. “Литературная гостиная”. Слайд21.

- Предлагаю вам послушать одно из стихотворений
Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу…”. Прозвучит оно в
исполнении Захарченко Елены. В качестве
музыкального сопровождения – “Лунная соната”
Бетховена. (Далее следует декламация
стихотворения.)



1.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

3

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Вопрос классу:

-Ребята, как вы думаете, почему в качестве
музыкального сопровождения звучала “Лунная
соната” Людвига ван Бетховена?

(Прозвучали ответы, в том числе и неожиданные:

“В обоих произведениях просматривается образ
ночи…

В стихотворении Лермонтова есть строки о
голубом сиянье, которое ночью может исходить
только от луны, а произведение Бетховена –
“Лунная соната”…

В обоих произведениях звучит какая-то печаль,
раздумье…

Музыка Бетховена звучит в исполнении одного
инструмента, а тема урока сегодня: “Мотив
одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” и
стихотворение называется “Выхожу один я на
дорогу”…

Композиции произведений совпадают: спокойное
начало, волнение в середине и умиротворение в
конце…

Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило
русской поэзии (вспомнили, чему я была очень рада,
даже высказывание Д.С.Мережковского (прозаика,
поэта, драматурга, критика, религиозного
философа), с которым они ознакомились на первом
уроке по творчеству М.Ю.Лермонтова), а ночное
светило – это Луна…”)

X. Обобщение информации. Слайд 22.

На этой минорной нотке и завершается наш урок.
Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, вы меня
сегодня порадовали! Многих хочется отметить,
похвалить. (Выставление оценок, словесные
отметки.)

Итак, подведём итог нашей работе:

  • Что нового вы узнали о творчестве Лермонтова?
    Чем пополнили свой “багаж знаний”?
  • С каким новым термином познакомились?
  • Каков же основной мотив (лейтмотив)
    лермонтовской поэзии?
  • Что удалось повторить? Закрепить?
  • Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
  • На сколько каждый из вас сегодня поработал?
    (Учащиеся выставляют баллы в дневниках
    самооценки.)

XI. Выставление оценок (данный этап
осуществляется на основе самооценок и оценок
учителя: при совпадении оценивания результаты
работы отображаются в журнале и школьных
дневниках).

XII. ДЗ: подготовить стихотворение
“Утёс” к выразительному чтению наизусть,
иллюстрации к нему; повторить
литературоведческие термины; инд.: сообщение о
пребывании Лермонтова на Кавказе (р/к). Слайд 23.




Следующий: