Москва старая и новое время в повести М. А. Булгакова Собачье сердце


Ход урока



I. Вступительное слово учителя. Выстраивание
кластерной схемы.

Девятиклассники, вы стоите на пороге выпускных экзаменов. Как вы считаете,
что должен знать ученик, получивший основное образование, о художественном
произведении.

Выстраивание Кластерной структуры

Какие ниши схемы вы можете заполнить, опираясь на свой читательский опыт?

(Материал для заполнения: 1) время, эпоха; 2) мировоззрение; 3) особенности
стиля; 4) представление о произведении; 4) факты биографии.)

II. Групповая работа: анализ источников (см.
приложение 1, 2, 3) и материалов учебника. Итог: связанный рассказ о писателе.

III. Восприятие литературного произведения:

1. Легко или трудно было читать “Собачье сердце”?

2. Ваши впечатления о прочитанном.

IV. Переходный вопрос к обсуждению темы:

М.А. Булгаков жил и творил в начале XX
века. Создайте палитру вашего представления о XX
веке.

(Квадрат
заполняется цветами, а потом учащиеся аргументируют выбранные цвета.)

XX век – “трагический” век.

1905 г. – русско-японская война.

1905–1907 гг. – первая русская революция.

1914 г. – первая мировая война, которая с 1918 г перешла в гражданскую войну.

? Каким образом передан трагизм эпохи в одноименном фильме по повести М.А.
Булгакова (прослушивание увертюры к фильму).

V. Аналитическая беседа по теме урока:

1. У каждого времени есть свои приметы, есть они и у 1925 г. – года создания
повести (просмотр первых кадров фильма: до встречи Шарика с Преображенским).

  1. Назовите приметы времени. Какое это время? (Настоящее.)
  2. Почему старое и новое время даны глазами Шарика?
  3. С чего начинается фильм? А первое предложение текста? Это все-таки вьюга
    или вой?

Мотив вьюги

(по первой главе).

  • Цитаты враждебность, злые силы, демонизм.
  • Время суток (сумерки – мрак – морок). Кто морочит?
  • Хозяева нового времени
  • . (Пролетарии: повар, дворник, швейцар,
    товарищи.)

Где мотив вьюги заканчивается? (Встреча с Преображенским.)

2. Просмотр фрагмента фильма. (Встреча Шарика с Преображенским, приход в
квартиру, первые дни.)

Какой прием лежит в основе изображения двух миров? (Антитеза.)



Цитаты свет (по 2, 3 главам) на улице, в квартире
Преображенского.

Только зашли в дом, что почувствовал Шарик? (Тепло.)

Представители старого времени

, что для них характерно? (Ум, культура,
рыцарство, ест обильно, не ворует, пинать не станет.)

Почему пропал Калабуховский дом и его жители?

Цитаты приметы времени, которые исчезли (цветы, ковры
– символика красоты, уюта; сова – символика мудрости; паровое отопление, свет,
калоши – символика порядка, чистоты).

3. Просмотр фрагмента. (Посещение квартиры Преображенского домовым комитетом
и текст (конец 3 главы).)

Уместно ли слово посещение?

Стычка профессора с домкомом – столкновение двух разных философий или манер
поведения.

Цель посещения (уплотнение московских домов – выселение
старожилов-интеллигентов).

Почему в квартире Преображенского нет разрухи? (Каждый занимается
своим делом.)

Бессмертны слова И.А. Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а
сапоги точать пирожник”.

По мере анализа глав и фрагментов фильма учащимися заполняется таблица в
тетради.

Старое время Новое время
Мотив вьюги – область беса. Уход старого мира; Пречистенка, Обухов
переулок (ср.: как обухом по голове).
Стемнело – сумерки – нет
света – круг – круги ада
– нет выхода.

Стужа, голод, подворотня.

Свет, дом, тепло.
Пролетарии:

– Повар (воровство), пища (отрава).
– Дворник, швейцар.
– Товарищи (воровство, спекуляция).
– Машинистки (голод, болезни).

Господин умственного труда, культура,
рыцарство.

Жители дома – бывшие.

  • Ест обильно.
  • Не ворует.
  • Пинать не станет.
Занятие: пение. Труд и его разделение.
Символика:

– черный ход – шиворот на выворот,
бездомность;
– вторжение – посягательство на свободу человека;
– “мы” – лозунг, примитив, смешение женского и мужского начала;
– кожанка – новый лик (кто меняет лики?)



Калабуховский дом – Россия и ее судьба.

Жители: интеллигенция, буржуа, капиталисты.
Ковры, паровое отопление – уют.
Цветы – красота.
Сова – мудрость.
Кошка – хранительница домашнего очага.
Бюст Мечникова – развитие наук на благо человека (бактериолог,
микробиолог).
Калоши – чистота.

VI. Домашнее задание: закладки к теме Шарик и
шариковедение;

  • иллюстрация эпизодов;
  • какие эпизоды вы бы предложили осмыслить и прокомментировать.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.




Следующий: