Моря России


Цели урока:

  • формировать знания о великом вкладе
    путешественников и исследователей в открытие,
    изучение и исследование морей СЛО и их природных
    богатств.
  • воспитывать чувство гордости за российских
    людей, их мужество и самоотверженность в заботе
    об Отчизне, чувство ответственности за свою
    Родину.
  • Средства обучения:

  • физическая карта России;
  • портреты путешественников и карты с маршрутами
    их экспедиций;
  • настенный кроссворд;
  • видеофрагмент моря СЛО; слайды;
  • атласы, контурные карты;
  • флажки
  • Ход урока

    I блок.

    Рассказ учителя и работа класса с физической
    картой.

    История России — это открытие и покорение новых
    пространств. В поисках лучшей доли люди
    отправлялись в неизвестное, осваивали новые
    земли, узнавали о неведомых островах и
    архипелагах, расширяли границы государства.

    Первыми российскими первопроходцами
    «Студёного моря» были поморы, выходцы из
    новгородских земель. Немало мучений
    претерпевали они в пути — ураганы, туманы, льды,
    дремучая дикость почти незаселённого побережья.
    Но уже в XVI веке добрались они до Оби и Енисея, и
    основали в низовьях реки Таз, притока Оби,
    огромное по тем временам торговое поселение -
    Мангазею, где вели торговлю с ненцами, занимались
    рыбным и соболиным промыслами. Поморы первыми из
    европейцев проникли на Шпицберген, возможно были
    и на Земле Франца — Иосифа и часто с огромным
    риском для жизни.

    Мы восхищаемся приключениями описанными Ж..
    Верном, М. Ридом, Д. Дефо и мало кто знает, что
    российские «робинзонады» не менее трагичны и
    увлекательны. В 1766 г. была опубликована тоненькая
    книжечка, всего три десятка страниц
    «Приключения четырёх российских матрозов к
    острову Ост- Шпицбергену бурею принесённых». Она
    вышла почти одновременно с прославленным ныне
    «Робинзоном Крузо» и совершенно затмила его. Её
    перевели на английский, голландский,
    итальянский, немецкий, французский. И было чем
    восхищаться! Выдуманный Робинзон жил на
    тропическом острове, с запасами с погибшего
    корабля. «Российские матрозы» очутились на
    голом каменистом острове Малый Бурун (теперь Эдж)
    архипелага Шпицберген, за 77 параллелью. Морозы,
    пурга, трёхмесячная полярная ночь: А из
    имущества — кроме одежды, которая была на них,
    имели они с собою: «ружьё, рожок с порохом на
    двенадцать зарядов и на столько же пуль, топор,
    маленький котёл, двенадцать фунтов муки в мешке (
    приблизительно пять килограмм), огнянку и
    несколько труту, ножик, пузырь с курительным
    табаком и каждый по деревянной трубке».

    Казалось, люди были обречены, но главное
    надежда и воля к жизни. Били оленя, медведя, песца,
    птицу. Ловили мешками из оленьих шкур рыбу. Из
    оленьего жира и фитиляиз остатков одежды и пакли
    изготовляли светильники. Шили одежду из шкур при
    помощи игл изготовленных из костей рыб и ниток из
    оленьих жил. Соль испаряли из морской воды.
    Квасили на зиму траву. Так прожили они шесть лет и
    три месяца, пока не подошло к острову случайное
    поморское судно, которое и доставило их на родину
    - в Мезень. Только один из них умер незадолго до
    подхода судна к острову.

    Неслись года, государство вставало на ноги,
    искало новые пути выхода к морям, строило флот.
    Многое кануло в лету, но многое, благодаря
    российским писателям и кинематографистам,
    покорило сердца тысяч людей.

    Задание: Вспомните и перечислите фильмы и
    литературные произведения об этом периоде.
    (Например: художественные фильмы «Михайло
    Ломоносов», «Россия молодая», «Два капитана»,
    «Земля Санникова», «Семеро смелых»;
    документальные фильмы о Папанинской эпопее;
    очерки Бориса Горбатого о Севере и т.д.)

    Фритьоф Нансен написал: «Кто хочет познать
    гений человеческий в борьбе против суеверий и
    мрака, пусть прочтёт историю арктических
    путешествий, прочтёт о людях., которые в те
    времена, когда зимовка среди полярной ночи
    грозила верной смертью, всё же шли с
    развевающимися знамёнами на встречу
    неведомому».

    На смену поморскому судостроению и мореходству
    приходит экспедиционное изучение Арктики. Оно не
    становится легче, историк Камчатских экспедиций
    напишет: «Ни больших выгод им не предвиделось, ни
    большей славы себе не могли они ожидать, и между
    тем, исполняя свой долг, они совершали такие
    чудесные подвиги, каких не очень много в истории
    мореплавания».

    Ярче, притягательнее всего горела Полярная
    звезда для русских людей, поскольку к Ледовитому
    океану фасадом повёрнута вся Русская земля.
    Памятник первопроходцам — географическая карта!

    II блок.

    На доске размещены: портреты
    первооткрывателей, настенный кроссворд и
    физическая карта России с нанесёнными заранее
    маршрутами путешественников. Зачитываются
    вопросы к кроссворду, по ходу разбора
    записываются ответы; раздаются флажки за
    правильный ответ.

    - Нескольким учащимся заранее выдаются темы для
    подготовки дополнительных сообщений, которые
    они рассказывают так же по ходу разбора
    кроссворда и в оставшееся на уроке время,
    показывают на карте у доски маршруты экспедиций
    и исследуемые ими географические объекты.

    - Учащиеся класса в течении урока заполняют
    контурную карту, нанося географические объекты
    названные именами путешественников, дополняют
    её дома и сдают на проверку.

    Кроссворд «Исследователь»

    По горизонтали:

    Отважный штурман, преодолевший четыре тысячи
    км. по арктической пустыне на собачьих упряжках и
    достигший в мае 1742г северного мыса России.
    (Челюскин).

    Швед, почётный член Российской Академии Наук,
    впервые совершивший сквозное плавание вдоль
    северного побережья Евразии. Его имя носит
    группа островов в ю-в части Карского моря. (А.Е.
    Норденшельд)

    Контрадмирал, дважды герой СССР, доктор
    географических наук. Возглавлял первую
    советскую дрейфующую станцию «СП-1″ в 1937-1938гг.
    (И.Д. Папанин)

    Профессор, выдающийся исследователь Советской
    Арктики, который ещё в 1924 г. теоретически
    вычислил остров, названный впоследствии его
    именем. (В.Ю. Визе)

    Исследователь Центральной Арктики,
    организатор и начальник экспедиции к Северному
    полюсу в 1912-1914 гг. (Г.Я. Седов)

    Адмирал, исследователь северного берега
    Сибири, Новосибирских островов, по которым
    составил карту. В честь него названа группа
    островов. (П.Ф. Анжу)

    Океанограф, картограф, метеоролог, геодезист.
    Его именем названы: ледник в Баренцевом море; мыс
    на острове Рыкачёва в Карском море; остров в
    Обской губе; пролив между островами Северной
    Земли и др. (Ю.М. Шокальский)

    Командир Полярной экспедиции Академии Наук на
    яхте «Заря» в поисках «Земли Санникова»,
    положил начало комплексному исследованию
    Арктики. ( Э.В. Толь)

    По вертикали:

    Академик, президент Академии Наук 1864-1881 гг.
    Адмирал, основатель и руководитель Русского
    Географического Общества. Исследовал: Баренцево
    и Белое моря и описал их берега; определил
    положение берегов Камчатки и Чукотского
    полуострова. (Ф.П. Литке)

    Участники Великой Северной экспедиции,
    исследователи берегов СЛО. Их именем названо
    море и пролив. (Д. и Х. Лаптевы)

    Лейтенант, возглавлявший экспедицию по
    исследованию и нанесению на карты самого
    северного и самого трудного участка побережья
    между устьями р. Лены и р.Енисея. Везде с ним была
    его жена — первая в мире арктическая
    путешественница. Его именем назван берег, а её
    имя носит бухта. (В. Прончищев)

    Гениальный русский учёный, который разработал
    проект Северного морского пути, чтобы плавать
    «Сибирским океаном в восточную Индию». Один из
    первых русских академиков, основатель
    Московского университета. (М.В. Ломоносов)

    Путешественник впервые обогнувший в 1648г.
    восточную оконечность Азии, впервые в истории
    навигации прошедший из СЛО в Тихий. (С. Дежнёв)

    Адмирал, знаменитый мореплаватель изучавший
    побережье Восточно-Сибирского моря. По ряду
    признаков предсказал существование крупного
    острова, впоследствии открытого Де Лонгом. Этот
    остров сейчас носит его имя. (В.П. Врангель)

    Обрусевший датчанин, возглавлявший по приказу
    Петра Iдве Камчатские Экспедиции. Его именем
    названо: море, остров, порт, мыс и пролив
    разделяющий два материка, две части света, две
    страны и объединяющий два моря и два океана. ( В.
    Беринг)

    Академик, Герой СССР, руководитель экспедиции
    на «Седове» в 1929-1930гг., «Сибирякове» в 1923г.,
    «Челюскине» в 1933-1934гг. (О.Ю. Шмидт)

    Русский промышленник, исследователь
    Новосибирских островов. Открыл острова
    Столбовой и Фадеевский. Высказал мнение о
    существовании к северу от Новосибирских
    островов обширной земли. (Я. Санников)



    Подведение итогов работы.



    III блок.

    «Колумбы росские, презрев угрюмый рок
    Меж льдами новый путь отворят на восток:»
    М. Ломоносов

    Михайла Ломоносов предвидел будущее России,
    разработал проект Северного морского пути.
    Многие пытались пробиться сквозь льды из
    Северного Ледовитого океана в Тихий, но впервые
    это удалось за одну навигацию экспедиции О.Ю.
    Шмидта, в 1932г. на судне «Сибиряков». В 1934г. прошёл
    этот путь ледокол «Литке». За одну навигацию он
    дошёл из Владивостока в Мурманск. С 1935г. начал
    функционировать Северный Морской путь, длиной в
    4,5 тыс. км.

    Вопрос для обсуждения: «Что дало нашему
    государству открытие Северного Морского пути?»



    - Существенно сократилась длина пути. За месяц
    суда преодолевают 14280 км., тогда как через Суэцкий
    канал этот путь — 23200 км.

    - Сократились затраты на перевозку грузов и
    пассажиров в районе Севера и Дальнего Востока.
    Сейчас навигация идёт круглый год от Мурманска
    до Игарки, по остальной трассе — летом и в начале
    осени.

    - Началось наиболее интенсивное исследование и
    использование удалённых районов и морей.

    - Наладились более тесные связи с другими
    странами.

    Северный Морской путь имеет выход через
    Балтийско-Беломорский канал в Балтику и южные
    моря.

    Задание:- Нанесите на контурную карту: Северный
    Морской путь, порты (незамерзающие подчеркните).

    IV блок.

    Рассказ учителя, сопровождающийся
    демонстрацией слайдов

    На Северном полюсе

    Ни одна морская операция в наши дни не
    обходится без подробной информации о погоде. Её
    предоставляют полярные станции, которые изучают
    природные условия Арктики для обеспечения
    регулярного судоходства.

    Раньше для перегона караванов речных судов из
    Архангельска до устьев Оби, Иртыша, Лены, а порой
    и до Амура обычно формировалась оперативная
    группа, которая базировалась на флагманском
    судне. При поддержке прогностических центров
    Архангельска, Амдермы, Диксона, Тикси синоптиком
    составлялся полный комплекс прогнозов, в
    соответствии с которым прокладывался курс
    каравана. Это позволяло осуществлять проводку
    караванов в кратчайшие сроки и без потерь. При
    этом одновременно проводились наблюдения за
    погодой и состоянием моря, на месте производился
    контроль состояния льда.

    В 1996 г. было прекращено циркулярное вещание
    прогнозов погоды по акватории Белого моря и
    юго-востока Баренцева морей. Взамен этого по
    договору с СМП было начато обслуживание судов
    прогнозами погоды на английском языке.

    Вместе с тем интенсивное освоение
    углеводородных месторождений на Севере
    Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в
    последние пять лет резко повысило
    востребованность как фактической, так и
    прогностической гидрометеорологической
    информации. В 2007 г. на обслуживании в Северном
    УГМС находилось более 35 судоходных компаний
    различных форм собственности и выполняющих
    различные задачи. К крупнейшим нашим партнерам
    относятся: ООО Северное Морское Пароходство,
    занятое перевозкой грузов для обустройства
    месторождений, ОАО Мурманское Морское
    Пароходство, обладающее танкерным флотом и
    траспортирующем нефть из районов Варандея и
    Колгуева в Мурманский порт, ООО
    Межрегионтрубводстрой, занимающейся
    строительством нефте и газопроводов,
    многочисленные мелкие компании, обладающие от 2
    до 4 единиц флота различного тоннажа.

    На сегодняшний день в труднодоступных полярных
    районах проводится работа по оснащению
    наблюдательной сети автоматическими
    метеорологическими станциями (АМС).

    Проводятся мероприятия по дальнейшему
    развитию морских гидрологических наблюдений,
    актуальность которых возросла еще больше в связи
    с активной разведкой и освоением углеводородных
    месторождений на шельфе Баренцева моря, в Обской
    и Тазовской губах.

    Неизбежно встанет вопрос об установке
    автоматических метеорологических станций
    именно в районах интенсивных разработок
    углеводородов.

    В июле 2007 года на НИС «Иван Петров» была
    выполнена экспедиция ВНИИ Океангеология в
    Байдарацкую губу Карского моря. Цель экспедиции
    состояла в получении данных о природных условиях
    для проектирования подводного перехода
    газопровода Бованенково-Ухта. Работы по этому
    проекту скоординированы с программой
    Международного полярного года 2007-2008.
    Исследования были направлены на изучение
    сезонных циклов характеристик природной среды
    для понимания климатической изменчивости
    ледового, гидрологического, гидрохимического
    режимов арктических морей, биологических
    условий и процессов накопления осадков на
    морском дне.

    Исследования проводились в море Лаптевых и
    Восточно-Сибирском море. Силами специалистов из
    Германии (ГЕОМАР, Институт Альфреда Вегенера) -
    экспедиция ТРАНСДРИФТ XII, были установлены
    автоматические станции, измеряющие температуру
    воды, скорость и направления течений и другие
    параметры. Здесь же отобраны пробы грунта до
    глубины 15-20 м при помощи многорейсовой
    виброустановки. В Карском море и в восточной
    части Баренцева моря, в условиях осенних штормов,
    сокращения продолжительности светового дня
    выполнена океанографическая съемка.

    На ЭС «Михаил Сомов» проводились комплексные
    научные исследования сотрудниками ряда
    институтов, изучались айсберги и ледники
    некоторых островов Земли Франца-Иосифа.

    Экспедиция НО «Полярный фонд исследований»
    провела обследования трех наиболее загрязненных
    островов архипелага Земля Франца-Иосифа (о.
    Гофмана, о. Грэм-Белл, о.Земля Александры). Для
    этого были определены уровни загрязнения
    территории островов нефтепродуктами и ПАУ, СОЗ и
    тяжелыми металлами, инвентаризация источников
    загрязнения, определено их количество, состояние
    и угрозы разрушения, оценка возможных
    последствий для окружающей среды, выполнена
    картографическая съемка территории.

    Морская арктическая комплексная экспедиция
    Института природного и культурного наследия им.
    Д.С, Лихачева Министерства культуры выполнила
    исследования в прибрежной зоне Арктики и
    произвела оценку адаптационных возможностей
    населения прибрежных поселков к природным и
    антропогенным изменениям.

    В целом, подводя итог, можно отметить, что после
    затяжного кризиса, на арктических трассах
    начинается как возрождение и развитие
    транспортных перевозок и освоение северных
    богатств, так и укрепление и модернизация
    полярной наблюдательной сети, развитие которой
    неотделимо от этих процессов.

    Домашнее задание:

  • подготовить дополнительный материал по истории
    названий морей омывающих территорию страны;
  • доработать контурную карту.
  • сделать кроссворд по путешественникам и
    исследователям морей России (желающим)



  • Следующий: