Моря, омывающие Краснодарский край

Цели урока:

  • обучающая – сформировать знания о морях
    Краснодарского края, научить характеризовать их;
  • развивающая – развивать логическое мышление,
    умение выстраивать причинно-следственные связи;
  • воспитывающая – воспитание экологической
    культуры через осознание единства природы и
    человека.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока: краткая
физико-географическая характеристика морей,
омывающих территорию Краснодарского края.
Ресурсы морей. Экономическое значение.
Экологические проблемы морей.

Ведущие понятия: ресурсы морей, экономическая
роль, экологические проблемы морей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем
говорить о морях, омывающих территорию нашего
Краснодарского края. Пожалуйста, найдите на
карте эти географические объекты и назовите их.

Ответы учеников: Черное море (Рисунок 1) и
Азовское море (Рисунок 2).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Учитель: Для изучения данной темы урока нам
необходимо вспомнить план, по которому дается
характеристика моря. (В сильном классе ученики
называют пункты плана, помогая учителю.)

План характеристики моря.

1. Бассейн какого океана.

2. Окраинное или внутреннее.

3. Береговая линия (изрезана, нет, заливы,
полуострова).

4. Глубины, рельеф дна.

5. Соленость

6. Температура воды (льды).

7. Ресурсы, экономическое значение.

8. Экологические проблемы.

Учитель: По данному плану мы с вами, ребята,
будем шаг за шагом заполнять таблицу. Она поможет
нам сравнить характеристики двух морей, Черного
и Азовского, и сделать выводы: найти причины
возникающих вопросов и вытекающие из них
следствия.


Характеристики моря Черное море Азовское море
1. Бассейн какого океана Атлантический Атлантический
2. Окраинное или внутреннее Внутреннее Внутреннее
3. Береговая линия (изрезана, нет, заливы,
полуострова)
Сравнительно слабо расчленена
(Крымский полуостров; Каркинитский залив;
Цемесская и Геленджикская бухты)
Хорошая изрезанность (Сиваш и
Таганрогский заливы; Таманский и Керченский
полуострова; много песчаных кос)
4. Глубины, рельеф дна Площадь – 413,5 тыс. км2; средняя
глубина – 1271 м; максимальная – 2245 м.

Дно, или
ложе, тектонической котловины, которую заполняет
море, представляет собой ровную поверхность (это
особенность!).

Площадь – 38,8 тыс. км2; средняя
глубина — 8 м; максимальная – 14 м.

Самое
мелководное море на Земле (это особенность!).

На дне моря действуют грязевые вулканы.

5. Соленость 17 – 18 ‰ 10 – 11 ‰
6. Температура воды (льды) Средняя январская – от -3,0°C до +5,3°C;

Средняя
июльская – от +22,5°C до +24,3°C.

Лёд бывает только в его северных заливах
(особенность — самое теплое море России!).

Средняя январская – до -1,0°C;

Средняя
июльская – от +24,0°C до +32,0°C.

Покрывается льдом полностью.

7. Ресурсы, экономическое значение Животный мир моря беден. Промысел:
ставрида, хамса, камбала, тарань, килька.
Транспортное значение. Рекреационный ресурс.
Уникальный водоем по рыбным запасам
(сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые и др.).
Рекреационный ресурс.
8. Экологические проблемы Загрязнение отходами человеческой
деятельности (бытовые и промышленные стоки,
сброс балластных вод).
Воды Дона и Кубани используются для
орошения засушливых земель, что сильно сократило
приток пресной речной воды в море. А соленой
черноморской воды стало поступать больше. Всё
это привело к резкому сокращению количества рыб.

Учитель задает ребятам вопросы, помогая
выстраивать логическую цепочку для нахождения
ответов (причин).

- Чем объясняется такая разница в отметках
глубины Чёрного и Азовского морей? (Азовское море
расположено на материковом шельфе => оно
мелководное, а Чёрное море расположено в
тектонической впадине => значительные глубины.)

- Назовите причины низкой солености вод данных
морей. (Внутренние моря и имеют ограниченную
связь с Атлантикой через сложную систему
проливов; множество рек приносят большое
количество пресной воды.)

- Почему Азовское море в отличие от Чёрного моря
полностью покрывается льдом? (Азовское море
мелководное, расположено севернее относительно
Чёрного моря, имеет низкую соленость.)

Учитель просит учеников сделать вывод.

- Чёрное и Азовское моря, имея ряд определённых
различий (глубины и рельеф дна, соленость и
температура воды, береговая линия), имеют
следующие общие черты: они глубоко вдаются в
материк Евразия, связь этих морей с
Атлантическим океаном сравнительно слабая и
осуществляется через другие моря и проливы, у них
общие экологические проблемы, которые требуют
эффективных решений.

Интересные факты

- На Руси в старину Чёрное море называли
Понтийским, а также Русским. Турки называли его
Кара-ден-гиз, то есть негостеприимное черное
море.

- Из-за отсутствия водообмена с океаном вода в
Чёрном море с глубины 100-150 м содержит сероводород
и практически полностью безжизненна.

- Древнерусское название Азовского моря –
Сурожское море. “Рыбным” его называли скифы
(Карагулак) и татаро-монголы (Балык-денгиз или
Чабак-денгиз, т.е. лещевое). В Древней Греции оно
имело название Меотида – кормилица.

III. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке вы, ребята, вспомнили
и узнали много новой интересной и полезной
информации о морях, омывающих наш Краснодарский
край. Эти знания помогут вам осмысленно
подходить к вопросам природопользования и
бережного отношения к нашему общему дому –
планете Земля.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание: Найти материал о
природоохранных мероприятиях, направленных на
решение экологических проблем Чёрного и
Азовского морей. Предложите и обоснуйте свои
пути решения данных проблем.

Следующий: