Мониторинг в преподавании математики

Современная школа предполагает изменение
требований к конечному результату
образовательного процесса. Создание системы
образовательного мониторинга позволяет
получить объективную оценку о состоянии уровня
обученности и качества знаний учащихся. Анализ
итогов учебной деятельности даст возможность
наметить пути преодоления слабых результатов и
способы повышения качества обучения. Отправной
точкой мониторинговой системы является
Государственный образовательный стандарт.
Единые требования к результатам обучения,
обязательный минимум содержания по учебному
предмету – основа учебного процесса.

По этапам обучения используется мониторинг:

  • входной (отборочный);
  • учебный (промежуточный);
  • выходной (итоговый).

Осуществлять такой вид мониторинга можно:

  • на всех этапах обучения с 5-го по 11-й классы;
  • в течение одного учебного года.

Инструментарий:

  • диагностическая карта учащегося;
  • контроль, осуществляемый в различных формах.

Рассмотрим подробно оба вида мониторинга:

  1. Мониторинг на всех этапах обучения (5-11-х
    классах) начинается в конце 3-го или в начале 5-го
    класса заполнением соответствующей графы единой
    диагностической карты – входной, далее идет
    заполнение карты по результатам каждого
    учебного года – промежуточный контроль.
    Выходной контроль можно получить по результатам
    выпускного экзамена.
  2. Мониторинг одного учебного года. По изучаемым
    темам учитель заполняет другую диагностическую
    карту, используя текущий, тематический, итоговый
    виды контроля с помощью зачётов, тестов и
    контрольных работ.

Например, я использую диагностическую карту,
которая заполняется в течение всего времени
обучения с 5 по 11-й класс. Данную таблицу
заполняет учитель математики, но данные
“Мышление”, “Память”, “Внимание” берутся у
психолога школы. По итогам контрольных работ
(входной, промежуточной, итоговой) ежегодно
чертится график. Учитель может сравнить
результаты ученика за разные годы обучения.

Карта имеет следующий вид.

Индивидуальная карта (математика)

Фамилия, имя: Володина Татьяна.

Заболевания: здорова.

Интересы: посещает клуб английского
языка, математический кружок.

Класс

Прогно-
зируе-
мый резуль-
тат
Полу-
ченный резуль-
тат
Мыш-
ление
Техника устного
счёта
Память Внима-
ние
Техника чтения Уровень ОУУН Резуль-
таты
диагно-
стических
работ (входная, промежу-
точная, итоговая)
5 4 4 С 30 В В 90 40% 51%, 55%, 66%
6 4 4 С 32 В В 114 53% 45%, 65%, 76%
4 4 С 40 В В 127 55% 50%, 59%, 64%
4 4 С 40 В В 127 55% 60%, 65%,79%
5 4 В 60 В В 156 68% 52%, 64%, 89%
5 4 В 60 В В 156 68% 63%, 67%, 94%
5 5 В 63 В В 188 71% 100%, 92%, 100%
5 5 В 63 В В 188 71% 100%, 94%, 100%
10А 5 5 В 61 В В 185 75% 100%, 82%, 100%
10Г 5 5 В 61 В В 185 75% 99%, 100%, 100%
11А 5 5 В 59 В В 191 88% 100%, 100%, 100%
11Г 5 5 В 59 В В 191 88% 100%, 98%, 100%

Таким образом, учитель и родители получают
возможность проследить за уровнем ЗУН учащегося
на протяжении всего периода его обучения,
устраняя пробелы в знаниях учащихся, повышая
качество результатов обучения.

Хочу поделиться своим опытом работы по
проведению мониторинга.

Одним из видов мониторинга является предметный
рейтинг, то есть рейтинг по определённому
предмету. Он позволяет наглядно видеть динамику
качества знаний учащихся каждого класса и, при
наличии резкого снижения даёт возможность
вовремя проанализировать положении дел. Такая
ежемесячная оценка долговременных стараний не
оставляет детей равнодушными и становится
дополнительным мотивационным фактором обучения.

Настоящая методика позволяет получить:

  • объективную динамику математического
    образования ученика за несколько лет;
  • возможность постоянно корректировать свою
    работу, исходя из анализа этой динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые
    стороны ученика и класса в целом;
  • планировать и прогнозировать диапазон уровня
    знаний для исследуемого класса.

Проводить рейтинг можно по итогам месяца или по
результатам рейтинговых контрольных работ. В
данной работе мы рассмотрим рейтинг по предмету
за месяц, так как другой вид рейтинга в данный
момент находится в стадии разработки и
апробации.

В компьютер вводятся следующие данные:
количество пятёрок за месяц, количество четвёрок
за месяц, количество троек за месяц, количество
двоек за месяц по предмету. Машина считает
средней балл, сортирует по убыванию и строит
диаграмму. При работе используется программа
Microsoft Excel.

По полученным итогам учитель расписывает
анализ действий на ближайший месяц. А для
некоторых учащихся составляет коррекционную
программу. С итогами знакомятся не только
ученики, но и родители.

Таблица составляется для каждого класса по
итогам месяца и имеет такой вид после обработки:


Диагностика
по алгебре 10 «Б» класса за апрель месяц
2003–2004 учебного года
Фамилия учащегося Кол-во «5″ Кол-во «4″ Кол-во «3″ Кол-во «2″ Средний балл
1 Галимова 5 1 0 0 4,83333
2 Танцева 4 1 0 0 4,8
3 Шабалина 1 1 0 0 4,5
4 Ефимова 2 0 1 0 4,33333
5 Старцева 1 2 0 0 4,33333
6 Кинсфатор 1 0 1 0 4
7 Прусакова 1 0 1 0 4
8 Роднова 1 2 1 0 4
9 Силаева 0 4 0 0 4
10 Астафурова 1 2 2 0 3,8
11 Кононова 1 2 2 0 3,8
12 Кан 0 2 1 0 3,66667
13 Максимова 1 0 2 0 3,66667
14 Нурмухаметов 1 1 0 1 3,66667
15 Загородний 0 3 0 1 3,5
16 Фрик 0 2 1 1 3,25
18 Манжос 0 1 1 1 3
19 Шевченко 0 1 1 1 3
20 Либинецкий 0 0 4 1 2,8
АНАЛИЗ
1 Работа по заданиям
творческого характера:
Галимова, Шаболина, Танцева
2 Работа по индивидуальному
плану с отстающими:
Либинецкий

Наличие этих данных позволяет наглядно
показать учителям необходимость
систематической работы над качеством знаний,
полученных учениками. Для этой цели можно
отследить уровень сознания личности. Этот
уровень позволяет решать задачу повышения
эффективности процесса обучения именно за счёт
повышения индивидуальных возможностей учащихся.
Индивидуальный подход складывается из:

  1. Широких любознательных интересов школьников;
  2. Особенностей учебной деятельности:
    • предпочитаемые виды занятий;
    • предпочитаемые способы работы с учебным
      материалом;
    • особенности учебного материала;
    • предпочитаемые виды учебной деятельности.
  3. Особенности взаимоотношений в группе;
  4. Особенности взаимоотношений с учащимися в
    процессе учебно-познавательной деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что
педагогический мониторинг – инструмент
управления учебно-воспитательным процессом.
Складывается система мониторинга из системы
отслеживания результатов успеваемости по
различным критериям. А так как мы работаем с
индивидуальными личностями, то и виды
мониторинга могут быть различными.
Педагогический мониторинг и совместный анализ
деятельности позволяют учителю контролировать
свою объективность в выставлении отметок и
корректировать стиль собственной деятельности.

Литература

  1. Шанина Е. “Управление качеством обучения:
    рейтинг с помощью компьютера”, журнал “Народное
    образование” № 6 2000 г. стр. 215.
  2. Атаханов Р. “Уровень развития математического
    мышления”, Душанбе, 1993 г.
  3. Воронцов А. Б., Александрова Э. И.
    “Внутришкольный контроль”, журнал «Школа
    “Феникс”», выпуск 4.

Следующий: