Мониторинг надпредметных способов деятельности обучающихся


Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у обучающихся надпредметных способов деятельности. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.

В структуру ФГОС второго поколения предполагается включение общепредметного содержания образования (В.В.Краевский, А.В.Хуторской), устанавливающего роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Важно не только формирование НСД у обучающихся в процессе обучения, но и организация мониторинга за уровнем сформированности надпредметных способов деятельности в учреждении. В данной публикации хотелось бы представить опыт МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г.Ангарска по организации мониторинга НСД.

Программа мониторинга уровня сформированности НСД.

Цель мониторинга: Создать информационные условия для формирования целостного представления о динамике уровня сформированности НСД обучающихся.

Субъекты мониторинга:



  • заместитель директора по УВР,
  • руководители ШМО,
  • учителя-предметники.

Объект мониторинга: Процесс формирования надпредметных способов деятельности обучающихся 5, 7, 9 классов.

Предмет мониторинга: Уровень сформированности надпредметных способов деятельности.

Направления мониторинга:

  1. Уровень и динамика сформированности организационных НСД
  2. Уровень и динамика сформированности интеллектуальных НСД
  3. Уровень и динамика сформированности коммуникативных НСД

Этапы мониторинга:

1-й этап – подготовительный, или первичное накопление информации.

Задача этапа:

Организовать и осуществить первичный, целенаправленный, систематический сбор информации по выделенным критериям и показателям результативности (подобрать и/или разработать необходимый диагностический инструментарий).

2-й этап – исходно-диагностический.

Задача этапа:

Определить исходные показатели уровня сформированности НСД, тенденции изменений которых будут отслеживаться в дальнейшем (входная диагностика).

3-й этап – уточняющий.

Задача этапа:

Выявить причины, определяющие уровень сформированности НСД (анализ посещенных уроков, проведение опроса «НСД»).

4-й этап – планово-прогностический.

Задача этапа:

Определить тенденции процесса формирования НСД; планировать и прогнозировать деятельность по формированию НСД с учетом проблем, выявленных на 3 этапе.

5-й этап – организационно-деятельностный.

Задача этапа:

Организовать работу с педагогами по совершенствованию процесса формирования НСД.

6-й этап – итогово-аналитический.

Задача этапа:

Подвести итоги и анализ проделанной работы (в т.ч. итоговая диагностика), определить эффективность содержательно-технологических мероприятий, проводимых в целях совершенствования процесса формирования НСД.

Методы и формы проведения мониторинга, периодичность:

Методы и формы Периодичность Ответственные (субъекты мониторинга)
Контрольные срезы на определение уровня сформированности интеллектуальных НСД 2 раза в год
(октябрь, апрель)
Заместитель директора по УВРРуководители ШМО
Наблюдение и диагностика 1 раз в год Учителя-предметники
ВШК уроков (анализ уроков) В течение года Заместитель директора по УВР

Инструментарий.

1. Педагогические инструменты:



  • Контрольные срезына определение уровня сформированности НСД
  • Микроисследование «Процесс формирования на уроке НСД» (анализ урока)

2. Социологические инструменты:

  • Опрос «Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы».

Сбор данных.

Учителя-предметники
  1. Опросные листы по классу
  2. Анализ контрольного среза по классу
Руководители ШМО
  1. Анализы КМС по предметам по параллели
Заместитель директора по УВР
  1. Карты анализа урока
  2. Сводная карта отслеживания НСД

Обработка результатов.

Показатели, измеряемые в ходе мониторинга Мониторинговые средства Форма представления результатов
Интеллектуальные НСД Контрольные срезы Карта отслеживания уровня сформированности интеллектуальных НСД
Интеллектуальные, организационные, коммуникативные НСД Опрос Сводная ведомость результатов диагностики уровня сформированности НСД
Формирование НСД на уроке Анализ уроков Аналитические материалы

Первичный анализ результатов.

Таким образом, к окончанию учебного года мы имеем информацию о результатах работы педагогического коллектива по формированию НСД в разрезе каждого конкретного ученика, класса, учителя.

  1. Заместители директора получают результаты диагностических исследований по каждому классу в курируемой параллели и анализируют эти результаты:
  • Сводная карта отслеживания НСД
  • Сводная ведомость результатов диагностики уровня сформированности НСД.

Обсуждение (валидизация).

  1. Определяются проблемные зоны по отдельным предметам, рассматриваются на административном совещании.
  2. Выявленные проблемные зоны обсуждаются с учителями-предметниками, руководителями ШМО (заседания МО).
  3. После обсуждения учителя-предметники прогнозируют желаемый результат, определяют план действий по формированию НСД

Подготовка заключительных материалов.

  • Справка по итогам тематического контроля «Формирование интеллектуальных надпредметных способов деятельности на уроках гуманитарного цикла в 5-х классах».
  • Анализ деятельности ШМО по формированию НСД обучающихся.

Использование результатов мониторинга в управленческой деятельности.

1. Планирование методических мероприятий, направленных на совершенствование процесса формирования НСД:



  • рассмотрение вопроса на заседаниях ШМО,
  • рекомендации по работе с учащимися, имеющими разный уровень сформированности НСД,
  • Разработка и использование памяток для учащихся,
  • обмен опытом по формированию НСД.

2. Анализ качества обучения

3. Планирование методической работы.




Следующий: