Мониторинг комплексного развития обучающегося

Процессы модернизации образования нацелены на обеспечение таких условий
обучения и воспитания, которые способствовали бы сохранению и укреплению
здоровья детей, их личностному развитию.

На практике процесс создания здоровьесберегающей среды, как правило, приводит
к значительной трате времени учителя, неприятию педагогами важности данной
задачи, отчуждению учащихся от ценностей здоровья и, как следствие, снижению
эффективности педагогической деятельности, сориентированной на здоровье и
развитие личности детей.

В коррекционной школе мониторинг зачастую рассматривается, не с позиций общих
принципов, целей, содержания, методов и средств комплексного развития учащихся,
а только как форма получения, накопления и передачи информации каждой службой
сопровождения, т.е. не складывается целостная картина о ребенке. Такой
мониторинг не может быть отнесен к педагогической системе, ориентированной не
только на обучение и воспитание, но и на сохранение здоровья и личностное
развитие школьников.

Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение
здоровья учащихся в ходе образовательного процесса в качестве базовой ценности.
Кроме этого, в статьях 12, 13, 20, 32 Закона РФ “Об образовании” четко
обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье
детей, и в программе развития образования в Пермском крае в качестве приоритета
выделяется задача сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между современной практикой
повышенного внимания к здоровью ребенка в школе и недостаточностью
педагогических и управленческих разработок для осуществления здоровьесберегающей
деятельности.

Возникает необходимость создания современного инструмента комплексного
сопровождения умственно отсталого учащегося, с одной стороны, обеспечивающего
его психолого-медико-педагогическую диагностику и социальную абилитацию, с
другой стороны, позволяющего оценить эффективность управленческой деятельности с
позиции здоровьесбережения. Таким инструментом стал мониторинг комплексного
развития обучающихся.

Его разработка велась в течение ряда лет. Представленный вариант “Мониторинга
комплексного развития обучающегося” является обновленной формой Карты
индивидуального сопровождения (она велась в учреждении ранее), которая была
переструктурирована с позиции здоровьесбережения, дополнена разделами
“Соматическое состояние”, “Социальное здоровье”, “Профиль индивидуального
развития и здоровья”, а также снабжена методическими рекомендациями, материалами
организационно-инструктивного характера. В 2007 году мониторинг были рассмотрен
и утвержден на методическом совете школы, апробирован в 2007-2008 учебном году и
ведется в школе в настоящее время.

Новизна “Мониторинга комплексного развития обучающегося” заключается в
использовании современного комплексного подхода к коррекционно-развивающему
обучению для оценки и проектирования индивидуального образовательного маршрута
учащегося с отклонениями в развитии. Кроме того, представленный мониторинг
используется не только как форма получения и накопления информации, а как
педагогическая система, ориентированная на сохранение здоровья школьника.

Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности
субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию
ребенка с позиции здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

  1. Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся в
    течение всего периода их пребывания в школе.
  2. Анализ результатов исследований с целью определения направлений
    индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и
    предупреждения отклонений.
  3. Осуществление контроля за реализацией индивидуальных маршрутов развития
    и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.
  4. Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности
    образовательного учреждения, выявление проблемных областей.
  5. Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения
    комплексного развития обучающегося.

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность
действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной
информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год – от него к
практическим действиям по комплексному развитию ребенка – через контроль
достигаемых результатов – к объективной оценке достигнутого и, наконец, к
формулированию заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута
развития.

Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге
комплексного развития являются:
учащиеся школы, классный руководитель,
медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя
физической культуру и трудового обучения, педагоги дополнительного образования,
воспитатель группы продленного дня.

Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим
компонентам, представленным на схеме (приложение 1):

  • физическое развитие и здоровье школьника;
  • психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
  • социальное развитие и здоровье учащегося.

Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое
состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к
заболеваниям.

  • Психическое развитие

нами рассматривается по уровням сформированности
речевой и когнитивной сфер, сторон учебно-трудовой деятельности.

  • Психологическое здоровье
  • ребенка оценивается по уровню тревожности,
    степени напряженности в школе, сформированности школьной мотивации и здорового
    образа жизни.

  • Социальное развитие и здоровье
  • представлено совокупностью социальных
    характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для каждого
    учащегося, коллектива школы и всего общества, а именно: уровнем воспитанности,
    степенью обученности, отсутствием проявлений нарушенного поведения, оценкой
    благополучия социальной ситуации и уровнем сформированности социальной
    адаптации.



    Структура мониторинга комплексного развития обучающегося (далее МКРО) состоит
    из 3 блоков:

    • Информационный — I раздел

    включает в себя описание образовательного
    маршрута ребенка до поступления в учреждение, а также сведения о социальном
    статусе ребенка и его семьи;

  • Содержательно-оценочный — II–VI разделы
  • раскрывают компоненты развития по
    выше перечисленным критериям, определяют уровень их сформированности на текущий
    период и динамику;

  • Итогово-контрольный — VII – IX разделы
  • отражают общий уровень развития
    учащегося и его здоровья, общую динамику за текущий период и индивидуальные
    направления работы с ребенком.

    Полное содержание мониторинга комплексного развития: критерии и изучаемые
    параметры, рекомендуемые методы исследования и ответственные за заполнение
    описаны в таблице (приложение
    2).

    Для регистрации полученных результатов разработана карта МКРО, которая
    заполняется только на детей, чьи родители дали свое письменное согласие на
    проведение диагностических исследований и осуществление коррекционной работы
    специалистами. Параметры каждого раздела мониторинга расположены в таблице по
    вертикали, а года обучения (класс) – по горизонтали, там же определяется уровень
    и динамика развития за учебный год.

    Для оценки общего развития и здоровья обучающегося, а также его основных
    компонентов и отдельных критериев введена четырех уровневая система: 1 уровень -
    критический, 2-недостаточный, 3-достаточный, 4-оптимальный. В помощь педагогам:
    разработаны памятки по заполнению, где обозначены все разделы, закрепленные за
    ними, и описаны соотношения полученных результатов исследований с
    вышеозначенными четырьмя уровнями; подобраны диагностические методики.

    Периодами заполнения карт МКРО являются: 1-2 месяц после поступления в
    учреждение и конец каждого учебного года (апрель-май-июнь). Заполнение карт на
    вновь прибывших учащихся в начале учебного года координирует классный
    руководитель.

    График заполнения карт МКРО по итогам года обучения в школе представлен
    следующим образом. Субъекты, регистрирующие результаты контрольных исследований,
    динамику за текущий год и рекомендации на следующий учебный год, условно
    поделены на 5 групп: 1 – медработник и социальный педагог, 2 – учитель-логопед и
    педагоги дополнительного образования, 3 – педагог-психолог, 4 – учителя
    трудового обучения и физической культуры, 5 – воспитатели группы продленного дня
    и классные руководители. На работу с картами каждой параллели классов им
    отводится одна декада месяца (1,2,3 декады апреля и 1,2 декады мая).

    Анализ мониторинга проводится, после заполнения динамики развития ребенка
    каждым субъектом образовательного процесса, классным руководителем, который
    регистрирует эти результаты в таблице сводных данных и вычерчивает
    индивидуальный профиль (приложение
    3). На выполнение этой работы
    отводится 3-я декада мая, когда годовые оценки уже выставлены и идет
    подготовка к итоговым ШПМПк.

    После рассмотрения детей на консилиумах классный руководитель кратко
    фиксирует динамику развития ребенка и его здоровья, анализирует степень
    реализации рекомендаций.

    1-я декада июня отводится субъектам образовательного процесса, участвующим
    в мониторинге, для обобщения результатов по классам, и по школе.

    На основании этих данных в течение 2-я декады июня руководители
    подразделений (заместители директора) проводят анализ работы педагогического
    коллектива каждый в своем аспекте (здоровьесбережение, коррекционное
    сопровождение, воспитательная и учебная деятельность).

    3-я декада июня дается администрации для оценки эффективности проведенных
    мероприятий, выявление наиболее проблемных областей по учреждению в целом и
    планирование деятельности на следующий учебный год.

    Апробирование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” доказало его
    эффективность:

    • создан единый банк данных по уровню развития и здоровья обучающихся,
    • проведен анализ результатов исследований с целью определения направлений
      индивидуального комплексного развития, дальнейшей коррекции и компенсации
      отклонений,
    • проведена оценка эффективности управленческой деятельности с позиции
      обеспечения комплексного развития обучающегося.

    Использование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” позволило не
    только простраивать индивидуальные маршруты развития, но и выявить проблемы
    отдельных классов и общешкольные, что в свою очередь, легло в основу
    формирования целевых групп для психокоррекционной работы и планирования
    методической работы в учреждении.

    Таким образом, разработанный в школе и апробированный в течение 2007-2008
    учебного года МКРО, соответствует требованиям времени и полезен в практической
    деятельности не только специалистам служб сопровождения ребенка, но и
    руководителям образовательного учреждения, стремящимся к эффективной организации
    учебно-воспитательного процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья.

    Практическая ценность представленного мониторинга заключается в том, что он
    может быть применен как в полном объеме, так и, в случае необходимости частично,
    по разделам. Используемые диагностические методики и программы наблюдения
    тщательно отобраны, неоднократно апробированы в коррекционной школе и доступны
    для умственно отсталых учащихся 11-17 лет.

    Кроме того, проводимый мониторинг позволяет обеспечить комплексное
    коррекционное сопровождение ребенка в течение всего периода обучения, основанное
    на изучении его индивидуальных особенностей в образовательном процессе с целью
    активного управления ходом развития его умственных и физических возможностей.

    Таким образом, “Мониторинг комплексного развития обучающегося” способствует
    практическому достижению миссии коррекционной школы — обеспечению максимально
    возможной социализации обучающегося с отклонениями в развитии при условии его
    психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации.




    Следующий: