Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся


Под индивидуальными образовательными
достижениями обучающегося мы понимаем не только
уровень общеучебных и предметных знаний, умений,
навыков и компетенций, но и развитие мышления,
творческих способностей, социальной активности.

Учитывая, что личные образовательные
результаты одного человека всегда будут
отличаться от результатов другого, мы строим
интегративную систему оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающихся, в
которую включены, кроме «традиционной» оценки
успеваемости по учебным предметам, следующие
элементы:

I — результаты интеллектуальных марафонов;

II — эффективность учебной деятельности;

III — отношение к учебным предметам;

IV — оценку творческой активности;

V — эффективность учебно-исследовательской
деятельности;

VI — рейтинговая коллективная оценка;

VII — портфолио обучающегося.

Важнейший принцип

нашей системы — учёт
динамики
индивидуальных достижений
обучающихся по всем элементам. Рассмотрим
подробнее составные элементы оценки
индивидуальных образовательных достижений
обучающихся.

I.

Одна из форм оценки учебных достижений
обучающихся — интеллектуальные марафоны,
которые проводятся по итогам I полугодия, за
исключением 5-го класса, для которого марафон
проводится во II полугодии.

Интеллектуальный марафон носит интегративный
характер за счёт использования заданий из разных
образовательных областей. Задания марафона
сформированы по принципу ЕГЭ и разделены на три
части. Часть А содержит задания с выбором ответа
(предлагаются три варианта ответов), каждое из
которых в случае правильного ответа оценивается
в один балл. По каждому предмету представлены три
вопроса. Выполнение части А позволяет оценить
усвоение базового уровня образования. Часть В
состоит из заданий повышенного уровня со
свободным ответом по тем же предметам, что и в
части А, и оценивается максимум в два балла;
допускается градация оценки до 0,5 балла. Часть С
представляет собой творческое задание, как
правило, предлагается мини-сочинение по
определённой теме.

При подведении итогов оценивается сумма баллов
отдельно по трём частям марафона, определяется
процент выполнения базовой части и марафона в
целом с учётом повышенного и творческого
уровней.

Разработаны и апробированы в течение трёх лет
тексты интеллектуальных марафонов для всех
классов основной школы (с 5-го по 9-й) в двух
вариантах. В приложении 1 представлен пример
одного из подобных марафонов.

II. Оценка эффективности учебной деятельности

осуществляется
в соответствии со следующими критериями:

  • уровень познавательной активности;
  • степень самостоятельности;
  • умение вычленять главное в учебном материале;
  • уровень аналитических умений и навыков;
  • навыки коллективной работы;
  • общеучебные умения и навыки (в т.ч. речевые);
  • выполнение домашнего задания;
  • организованность, дисциплинированность,
    соблюдение ТБ.

По каждому из критериев обучающемуся
выставляется от нуля до двух баллов: 2 балла, если
данный признак соответствует высокому уровню
практически всегда; 1 балл, если данный признак в
основном соответствует среднему уровню; 0 баллов,
если данный признак практически не проявляется
обучающимся. Учителя-предметники, работающие в
данном классе, дважды в год независимо друг от
друга заполняют таблицу оценки обучающихся.
После этого данные вносятся в шаблон класса,
заготовленной в программе Excel, которая
автоматически проводит необходимые вычисления.
Далее информация обобщается и сохраняется по
каждому обучающемуся: средний балл по каждому из
критериев, суммарный балл (максимально 16),
показатель эффективности — процент от
максимально возможного. Кроме того, в сводной
таблице класса есть средние результаты класса по
каждому критерию.

Анализ результатов позволяет выявлять
«слабые» места, над которыми в дальнейшем можно
целенаправленно работать, причём этот анализ
можно делать не только по обучающимся, но и по
отдельным предметам, критериям, учителям, по
классу в целом, т.е. данная методика достаточно
универсальна в смысле коррекции
образовательного процесса.



Пример таблицы, заполненной и обобщённой по
данным всех учителей, приведён в приложении 2.

III. Отношение обучающихся к учебным предметам


и мотивы учебной деятельности выявляются с
использованием методики Г.Н.Казанкиной
«Изучение отношения к учебным предметам»
осуществляется силами психолого-педагогической
службы школы.

IV. Уровень творческой активности

обучающихся
определяется также школьным психологом по
методике диагностики уровня творческой
активности, разработанной группой ученых НИИ
среднего специального образования, по следующим
четырём показателям:

  • чувство новизны — показывает, насколько
    обучающийся способен чувствовать, видеть новые
    грани в уже известной ему информации;
  • критичность ума — насколько критично он
    способен воспринимать информацию, присуще ли ему
    сомнение, стремление осмысливать, или же он
    склонен принимать на веру все, что ему говорят;
  • способность преобразовывать структуру объекта
    - указывает на способность обучающегося мыслить
    оригинально, творчески;
  • направленность на творчество — указывает,
    насколько обучающийся стремится к творческой
    работе (включает самооценку).

V. Оценка эффективности
учебно-исследовательской деятельности


обучающихся осуществляется по разработанной
нами методике.

К содержанию, структуре, оформлению и защите
учебно-исследовательских работ предъявляются
единые требования по следующим критериям:

Содержание работы (максимально 22 балла):

  • структура работы (0-3 балла);
  • постановка цели, задач (0-3 балла);
  • актуальность, новизна работы (0-3 балла);
  • соответствие содержания заявленной теме (0-3
    балла);
  • полнота раскрытия темы (0-10 баллов);

Оформление работы (максимально 10 баллов):

  • титульный лист (0-2 балла);
  • оформление оглавления, заголовков разделов,
    подразделов (0-2 балла)
  • оформление рисунков, графиков, таблиц,
    приложений (0-2 балла);
  • информационные источники (0-2 балла).
  • форматирование текста, нумерация и параметры
    страниц (0-2 балла);

Выступление с представлением результатов
работы (макс. 15 баллов):

  • полнота представления сути работы (0-2 балла);
  • наглядность, презентация PowerPoint (0-5 баллов);
  • культура речи (0-3 балла);
  • соблюдение регламента (0-2 балла);
  • ответы на вопросы (0-3 балла).

Бонус (до 3 баллов) — может быть начислен
решением жюри участнику НПК дополнительно за
оригинальность, нетрадиционный подход к решению
проблемы, какую-то находку, «изюминку» и др.

Максимально возможная оценка соответствует 50
баллам. По каждому обучающемуся фиксируются
результаты работы по вышеназванным критериям. По
данным результатам условно выделяются три
группы обучающихся:

  • с высоким уровнем развития исследовательских
    навыков (более 80% набранных баллов от максимально
    возможных);
  • с хорошим уровнем развития исследовательских
    навыков (60-80%);
  • с удовлетворительным уровнем развития
    исследовательских навыков (менее 60%).

На рисунке 1 в качестве примера приведены
результаты исследовательской деятельности
обучающихся класса «Вымпел», который
участвовал в экспериментальной работе в течение
четырёх лет (до окончания основной школы).

Анализ данных, полученных при использовании
разработанной нами методики оценивания
эффективности учебно-исследовательской
деятельности обучающихся, позволяет сделать
вывод, что этот вид деятельности способствует
развитию обучающихся в целом, формированию и
развитию у них не только общеучебных, но и
исследовательских, коммуникативных навыков.

Динамика эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся класса «Вымпел» за четыре года.

VI. Рейтинговая коллективная оценка

за каждую
четверть и учебный год складывается из пяти
составляющих:

Успеваемость

(максимум 100 баллов, оценивается
всеми учителями-предметниками):

«2″ — 0 — 25 баллов;

«3″ — 26 — 50 баллов;

«4″ — 51 — 75 баллов;

«5″ — 76 — 100 баллов.

Прилежание

(максимум 100 баллов, оценивается
всеми учителями-предметниками):

  • активность на уроке — до 35 баллов;
  • «поведение» на уроке- до 10 баллов;
  • готовность к уроку — до 20 баллов;
  • выполнение д/з — до 35 баллов.

Внеурочная деятельность

(максимум 100 баллов,
оценивается всеми учителями-предметниками,
отдельно — классным руководителем совместно с
ребятами):

  • факультативные занятия — до 25 баллов:
  • кружки, клубы, спорт. секции — до 15 баллов;
  • подготовка дополнит. заданий — до 10 баллов;
  • работа в НОУ — до 25 баллов.

Общественная деятельность

(максимум 100
баллов, оценивается классным руководителем
совместно с ребятами):

  • дежурство — до 30 баллов;
  • подготовка мероприятий — до 40 баллов;
  • участие в самоуправлении — до 30 баллов.

Уровень сформированности межличностных
отношений

(максимум 100 баллов, оценивается по
отдельности учителями-предметниками, классным
руководителем, всеми ребятами данного класса):

  • неконфликтность — до 15 баллов;
  • независимость — до 35 баллов;
  • терпимость — до 35 баллов;
  • культура поведения — до 15 баллов.

По итогам каждой четверти все
учителя-предметники, классные руководители и
сами ребята заполняют рейтинговую таблицу
класса, оценивая каждого обучающегося. Затем
проводится обобщение результатов, в ходе
которого формируется сводная таблица
рейтинговой оценки (пример в приложении 3).

Каждый обучающийся получает информацию о своём
суммарном результате, среднем результате по
классу и может отслеживать динамику на
протяжении всего учебного года и сравнивать с
результатами прошлых лет. Классный руководитель
получает информацию о динамике всех своих
подопечных, видит «западающие» места и помогает
обучающемуся скорректировать образовательную и
социальную деятельность.

VII.



Формирование портфолио обучающегося
начинается с 5-го класса. Портфолио (портфель
достижений) — это форма представления всех
достижений обучающегося экспериментального
класса за время обучения в основной школе.
Портфолио позволяет фиксировать, учитывать и
представлять в динамике результаты
образовательной деятельности каждого
обучающегося.

Структура портфолио:

Титульный лист.

Раздел I «Официальные документы» — содержит
перечень официальных документов (дипломы
дополнительного образования, грамоты,
благодарности, похвальные листы, сертификаты
участника конкурсов и т.п.), их подлинники.



Раздел II «Творческие работы» — содержит
перечень творческих работ (доклады, рефераты,
выступления на интегрированных уроках,
конференциях, семинарах и т.п.), сами работы в
«бумажном» или электронном виде, а также отзывы,
рецензии на работы.

Раздел III «Динамика образовательных
достижений» — содержит «табели успеваемости»
по годам и учебным четвертям, результаты
психолого-педагогического тестирования,
интеллектуальных марафонов, информацию об
оценке исследовательских навыков, рейтинге и т.д.

Портфолио формируется самим обучающимся с
целью самооанализа образовательной
деятельности и её результатов, отслеживания
динамики индивидуальных достижений и внесения
при необходимости соответствующих
корректировок. Портфолио хранится у
обучающегося, является его личным документом, на
основании которого по окончании 9-го класса
формируется портфолио выпускника.

Следует отметить, однако, что описанная нами
методика проведения мониторинга индивидуальных
достижений обучающихся является достаточно
трудоёмкой, т.к. требует больших затрат времени и
труда педагогов, классных руководителей,
работающих в экспериментальных классах. Этот
недостаток проявился при апробации методики в
течение пяти лет. Однако выявлено и существенное
позитивное влияние на повышение мотивации,
образовательной активности обучающихся
основной школы, формирование у них навыков
самоанализа и адекватной самооценки.

Приложение 1, приложение
2, приложение 3.




Следующий: