Мониторинг формирования личностных и межпредметных универсальных учебных действий

Оценка качества образования – одна из
сложнейших проблем российского образования. В
теории социального управления качество
определяется как уровень достижения
поставленных целей, как соответствие неким
стандартам, как степень удовлетворения ожиданий
потребителя. Теперь результативность
складывается из сложного комплекса показателей,
описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже
личностные достижения ребенка. В
профессиональную жизнь педагога входит понятие
универсальных учебных действий. С УУД, их
формированием и оценкой, теперь во многом
связаны требования к профессионализму
современного педагога начальной школы. И для
изучения процесса развития универсальных
учебных действий нужен свой инструмент.

Основные требования, которые к нему
предъявляются, таковы:

– во-первых, он должен быть межпредметным;
– во-вторых, позволять отделять знание или не
знание фактической информации от владения или не
владения, так сказать, «способом обращения» с
этим знанием (УУД);
– в третьих, изучать процесс развития УУД, а не
только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом
для отслеживания и оценки процесса развития
универсальных учебных действий является мониторинг.

Мониторинг – это, прежде всего,
инструмент, помогающий самому педагогу
«настроить» учебный процесс на индивидуальные
возможности каждого ученика, создать для него
оптимальные условия для достижения
качественного образовательного процесса.

Мониторинг в образовании – это
система отбора, обработки, хранения и
распространения информации об образовательной
системе или отдельных ее элементах,
ориентированная на информационное обеспечение
управления, которая позволяет судить о состоянии
объекта в любой момент времени и может
обеспечить его развития.

В данном определении можно выделить 3 ключевых
аспекта:
– система сбора, обработки, хранения и
распространения информации;
– информационное обеспечение управления
образовательным процессом;
– обоснованные суждения о состоянии объекта
наблюдения в любой момент времени и
прогнозирование его развития.

Мониторинг представляет собой процесс
систематического слежения за учебным процессом,
данные которого используются для коррекции
учебного процесса.

Цель мониторинга – отслеживание
динамики качественных показателей успешности
учебного процесса в начальной школе, выявление
причин несоответствия показателей
прогнозируемым, принятие корректирующих
решений.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором
управления, представлял собой определенную
систему деятельности, его надо организовать,
учитывая при этом ряд требований, которым должна
удовлетворять информация:
– полнота,
– достоверность,
– точность,
– своевременность,
– доступность,
– непрерывность,
– структурированность,
– специфичность для каждого уровня мониторинга.

Одним из основных результатов работы системы
образования является становление человеческой
индивидуальности под внешним влиянием и
внутренним саморазвитием. Каждый человек,
получая образование, развивается по своему индивидуальному
пути
, и поэтому личные результаты одного
человека всегда будут отличаться от результатов
другого. Поэтому востребованной становится
оценка спектра индивидуальных достижений
личности.

Индивидуальный мониторинг
осуществляет учитель начальных классов
ежедневно (это наблюдение, фиксирование
динамики развития каждого ученика и классного
коллектива в целом или по определенным
направлениям
). В рамках этой модели
мониторинга индивидуальные достижения каждого
учащегося учитываются и накапливаются по
принципу портфолио. Спектр достижений
складывается не только из результатов
официальных оценочных процедур, но и из
успешности участия в различных конкурсах,
спортивных соревнованиях.

Индивидуальному мониторингу придается большое
значение, т.к. именно он представляет систему
педагогического взаимодействия «учитель –
ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных
способностей каждого ученика, включение его в
учебную деятельность с учетом его возможностей и
способностей.

Объектом индивидуального мониторинга являются
учащиеся. Этот объект включает в себя следующие
показатели:

Количественные, ежегодно анализируемые в
начале учебного года (количество учащихся,
возрастной состав, количество мальчиков и
девочек).

Результаты успеваемости учащихся, причины
пробелов в знаниях, уровень сформированности
общеучебных умений и навыков; уровень
обученности учащихся.

Характеристики состояния здоровья, в
частности:
– физическое здоровье учащихся;
– уровень физической подготовленности.

Результаты исследования психического
развития
учащихся, в том числе:
– исследование по типу характера;
– анализ психологического единства класса;
– выявление отношения учащихся к школе, включая
мотивацию учения, сферу познавательных
интересов, уровень адаптации учащихся в школе.

Мониторинг качества образовательного процесса
должен сопровождаться персонифицированной
оценочной деятельностью в области
педагогических измерений и в области
психофизиологических характеристик обучаемых.
Без этого выработать педагогически грамотную
стратегию обучения и воспитания невозможно,
поэтому, на мой взгляд, первоначальным этапом
управления, на котором базируется вся система,
является диагностика.



Диагностика должна носить системно-комплексный
характер
и включать в себя
социально-педагогическое,
социально-психологическое, валеологическое и
дидактическое исследования.

Таким образом, учитель начальных классов
осуществляет следующие виды педагогического
мониторинга:

  • дидактический мониторинг
    слежение за различными сторонами учебного
    процесса (уровень развития учащихся, состояние
    успеваемости, качество знаний, умений и навыков).
    Методы: беседы, контрольные срезы, тесты,
    наблюдения, анкетирование;
  • воспитательный мониторинг
    слежение за различными сторонами
    воспитательного процесса (уровень
    воспитанности, уровень развития классного
    коллектива, социум);
  • психолого-педагогическиймониторинг
    слежение за состоянием психологического
    здоровья обучающихся, развитием их
    индивидуальных способностей, его отношения к
    собственной деятельности, настроения, отношений
    с педагогами, товарищами (совместно с
    психологом). Методы: анкетирование, беседы,
    наблюдения, медико-психологическое
    обследование.
  • медицинский мониторинг
    слежение за динамикой здоровья обучающихся
    (совместно с медицинским работником школы).

Индивидуальный мониторинг проводится в
три этапа.

Напервом этапе(подготовительном)определяется
цель, объект (объектом мониторинга для учителя
начальных классов является обучающийся, класс, а
также отдельные направления
воспитательно-образовательного процесса), сроки,
инструментарий.

Второй этап (практический)сбор
информации.
Методики сбора информации разнообразны:
наблюдения, опрос, собеседование, анализ
документов, посещение уроков, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование и т. д. Использование
тех или других методик зависит от целей
проведения мониторинга и имеющихся средств.

Третий этап(аналитический).Информация
обрабатывается, анализируется, вырабатываются
рекомендации, определяются пути корректировки.

По основным направлениям педагогического
мониторинга для учителя начальных классов
разрабатываются ориентировочные минимальные
диагностические программы изучения с целью
объективного определения уровней развития
заявленных качеств. Использование их в практику
поможет педагогу при анализе процессов и
результатов развития, обучения и воспитания
школьников.

С первых дней обучения в классе должно быть
место каждому ребенку вне зависимости от его
индивидуальных психофизических особенностей и
склонностей. Поэтому учителю начальных классов
нужно быстро и гибко реагировать на стремительно
меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный
материал для каждого ученика, проанализировать
результаты, продумать перспективные задачи его
развития. Для этого, ещё до первого сентября,
необходимо знать особенности развития
первоклассников, их «стартовый» уровень
сформированности познавательных умений и
навыков. В этом учителю может помочь “Карта
особенностей развития ребёнка дошкольного
возраста”, которую может заполнить воспитатель
детского сада.

Для ведения тематического учета знаний учителю
рекомендуется составлять определенные схемы
отслеживания за каждым учащимся, которые
являются эффективными и позволяют:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть
    динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях
    учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных
    ошибок с целью повышения результативности.

Для характеристики результатов УУД на первом
году обучения педагог создает «Технологическую
карту формирования УУД (коммуникативных,
личностных, познавательных, регулятивных) с
указанием уровней сформированности данного УУД
(высокий, средний, низкий).

Лист индивидуальных достижений учащегося дает
представление педагогу о
предметных УУД. Данный лист заполняется с
декабря по май, с периодичностью в четверть, что
позволяет видеть как рост учащихся по четвертям,
так и пробелы в усвоении учебного материала.

Это все позволяет учителю наметить и
спланировать дальнейшую работу по формированию
УУД.

Таким образом, в решении задач, поставленных
перед современной школой, индивидуальному
педагогическому мониторингу придается большое
значение, так как без непрерывного отслеживания
результатов качества знаний и результатов
воздействия воспитательно-образовательного
процесса на личность обучающегося трудно
оценить эффективность работы школы.

Благодаря мониторингу, мы имеем оперативную,
точную и объективную информацию о текущем
состоянии учебно-воспитательного процесса, что
позволяет своевременно принимать решения,
проводить коррекцию деятельности учителя и
обучения учащихся.




Следующий: