…Мой жребий пал: я лиру избираю… Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Цели урока:

  • чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина по
    указанной теме
  • наблюдение за тем, как развивается тема поэта и
    поэзии в творчестве А.С.Пушкина
  • обучение анализу стихотворения
  • сопоставление произведений М.Ломоносова,
    Г.Державина, А.Пушкина

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки сопоставительного анализа
    стихотворений;
  • учить систематизировать, выделять главное,
    обобщать
  • обогащать словарный запас, работать над
    овладением учащимися художественными
    средствами языка

ХОД УРОКА

— Вот вам тема, — сказал ему Чарский:
— поэт сам избирает предметы для своих песен;
толпа не имеет права управлять его вдохновением.

А.С.Пушкин. Египетские ночи

1. Учащимся предстоит самим определить тему
урока после прослушанного чтения.

Чтение диалога Чарского и импровизатора из
произведения А.Пушкина «Египетские ночи» (глава
2)
Роль Чарского исполняет Виктория Лихачева
Я – импровизатор
Слова автора читает Николай Бубякин.

Вопрос: Какова же тема нашего урока? Обращаем
внимание на эпиграф.

Для размышления: на чьей вы стороне в этом
диалоге? (Ответ заслушать в конце урока)

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке я
приглашаю вас к серьезному разговору на
сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его
поэзия нужна людям, миру?
На уроке мы будем читать и учиться анализировать
пушкинские стихотворения, чтобы глубже их понять
и высказать о них свои собственные суждения.
А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем».
Она не раз спасала поэта, давала ему силы для
жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу.
Тема поэта и поэзии проходит через все
творчество Пушкина. Его первым опубликованным
стихотворением было «К другу стихотворцу»
(1814), строка из которого начинает на урок, а
одним из последних – «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836)
В своем творчестве Пушкин выстроил целую
концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях
поэта и общества, о творческом процессе. Основные
вехи этой концепции, главные опоры пушкинского
«нерукотворного памятника» – поэтические
манифесты: стихотворения: «Разговор
книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт»
(1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) (название
стихотворений записаны на доске или показаны на
слайде)

Не все стихи нам удастся сегодня прочитать на
уроке. Некоторые из них вы рассмотрите дома. А мы
начнем!

Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь,
завершает период Михайловской ссылки поэта.
Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года.
Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в
Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась
пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым
царем Николаем I. А стихотворение, которое он
везет в Москву – «Пророк»

Учитель читает стихотворение «Пророк»

Вопросы для анализа:

  • Что вы скажите об этом стихотворении? Каковы
    ваши первые впечатления? Чтение комментария
  • Определите основную тональность стихотворения.
    Какими способами она создается?
  • Проанализируйте лексику стихотворения. (Обилие
    архаизмов и старославянских слов; обилие
    глаголов в повелительном наклонении)

Комментарий к словам.

  • В чем особенность композиции стихотворения?
    Каковы его смысловые части?
  • Почему это стихотворение мы рассматриваем в
    указанной теме? (Поэт – это пророк)
  • Какими качествами личности должен, по мнению
    Пушкина, обладать истинный поэт-пророк? Что
    необходимо, чтобы поэт стал пророком?
  • Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком,
    самому себе или он глашатай высших помыслов,
    неких Божественных идей? Прокомментируйте свое
    мнение.
  • Чтение стихотворения учащимися.

Самостоятельная работа учащихся со
стихотворением «Поэт» и «Поэту»

  • Какой художественный прием использует Пушкин
    при построении этих стихотворений? (Антитеза)
  • Какие образы противопоставляются?
  • Какое новое звучание приобретает образ поэта в
    данных стихотворениях?
  • В чем причина одиночества поэта?

Индивидуальное самостоятельное задание:

  • Назовите «три памятника» в русской литературе.
    Напишите названия на доске. (Ода Горация «К
    Мельпомене» в переводе М.Ломоносова,
    Г.Р.Державин. «Памятник», А.С.Пушкин «Я памятник
    себе воздвиг нерукотворный»)
  • Что общего в композиции этих стихотворений?
    Проанализируйте строфику данных произведений. О
    чем каждая строфа?

Исследовательская работа

Сравнение стихотворений Горация, Державина
и Пушкина по строфам:

  • величие своего памятника;
  • пространственные границы его посмертной славы;
  • её временные границы;
  • главная заслуга в поэзии;
  • образ Музы.

Итоги урока

Подходит к концу наш урок. Мы успели
немного. Но очень хочется надеяться, что наши
сегодняшние размышления станут стартовой
площадкой для ваших самостоятельных размышлений
и интерпретаций в рамках этой и других тем.
Возвратимся к началу нашего урока. На чьей
стороне вы в прочитанном диалоге?

Домашнее задание

  • Прочитайте стихотворение «Разговор
    книгопродавца с поэтом». Как в нем звучит
    проблема отношений поэта и читателей? Выпишите
    из него строки, которые, на ваш взгляд, могли бы
    стать «крылатыми» словами.
  • Сравните стихотворение «Поэт» и «Поэту». В чем
    причина одиночества поэта?
  • Напишите небольшое сочинение-рассуждение на
    тему «Что значит быть истинным поэтом?»
  • Выучите стихотворение «Я памятник себе воздвиг
    нерукотворный…» наизусть.

Следующий: