Мой первый научный труд программа элективного курса для учащихся 13—15 лет

Пояснительная записка

В XXI веке из Интернета можно скачать готовый
реферат практически на любую тему, а текст
курсовой и дипломной работы можно купить. И все
же у большинства людей есть ясное понимание того,
к чему ведут списывание и подмена
самостоятельной работы чужой.

В области профессионального обучения это
сродни интеллектуальному и духовному
самоубийству: человек не развивается, не
формируется как личность; из вуза или колледжа
выходит «серый» специалист, затем воспитывающий
себе подобных.

Ни одна форма организации обучения так
личностно не ориентирована, как
учебно-исследовательская деятельность. Она
индивидуализирована, персонифицирована.
Рефераты, учебно-исследовательские работы,
курсовые и дипломные работы – мощное средство
развития и саморазвития личности обучающегося,
его самостоятельности и моральной
ответственности за судьбу отрасли, в которой
придется работать. Профильное обучение в
общеобразовательной школе базируется на
учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Рефераты, научно-исследовательские работы
пишутся старшеклассниками и студентами по всем
дисциплинам. Объективную трудность вызывает
процесс выполнения исследовательской работы,
оформление результатов и их анализ,
формулировка выводов.

Требований к написанию и оформлению работ
много. Чтобы их не нарушать, надо владеть
приемами работы, иметь образцы выполнения.

Элективный курс «Мой первый научный труд»
рассчитан на получение учащимися новых
надпредметных знаний и умений.

Цель элективного курса: развить у
учащихся исследовательские умения и навыки.

Предлагаемый элективный курс «Мой
первый научный труд» решает следующие задачи:

  • сформировать представление о научных явлениях,
    о научной логике, о формах и методах научной
    аргументации;
  • обучить учащихся основам научных методов,
    единых для большинства наук, планированию
    исследования (эксперимента) и обработке
    результатов;
  • сформировать представление о различных видах
    научных письменных работ, научить учащихся
    самостоятельно оформить такую работу;
  • помочь сформировать у будущего студента, а
    затем специалиста, такие качества личности как
    способность анализировать проблемы, выдвигать
    разнообразные гипотезы и строить модели их
    решения, выбирать наиболее рациональные, а также
    критически мыслить.

Элективный курс для старшеклассников «Мой
первый научный труд» способствует подготовке
будущих специалистов для продуктивной
профессиональной деятельности, которая на этапе
обучения находит отражение в выпускных
(дипломных) работах.

Учебный курс по выбору для учащихся 8–9-х
классов рассчитан на 20 часов. Из них 8 часов –
теория, 9 часов – практика, 3 часа –
самостоятельная внеаудиторная работа.

Содержание курса качественно отличается от
базовых знаний предметных областей. Курс
является интегрированным, т.к. предполагает
использование элементов предмета
«Информационные технологии», совместить свою
познавательную деятельность в выбранной им
предметной области оформительской
деятельностью на персональном компьютере.

Теоретическая часть программы включает
следующие вопросы: особенности научного
познания и его роль в современной цивилизации,
требования к написанию
учебно-исследовательского проекта,
проектирование исследования, технология
постановки эксперимента, сбор, обработка
экспериментальных данных и формулировка
выводов, структура и оформление
учебно-исследовательской работы, реферата.

К практической базе данного элективного
курса относятся знания об основных
операциях текстового экранного редактора и
общих принципах оформления научных работ, о
приемах поиска нужного материала посредством
Интернет и умения выполнять операции по
оформлению многостраничного документа в
текстовом редакторе WORD с внедрением объектов WORD
и других программных приложений, а также
оформление своей работы в виде многослайдовой
структурированной презентации на ПК в
программе PowerPoint.

Навыки использования информационных
технологий предполагают умение работать с
готовыми программными средствами.

Методы работы: лекционно-семинарский,
проблемный, иллюстративно-наглядный.

Формы работы: практическая,
самостоятельная работа, эксперимент,
теоретическое исследование.

Результатами данной программы будут:

1. Новые дополнительные знания вне
школьной программы.
2.Развитие у старшеклассников
исследовательских умений.

Требования к уровню освоения
содержания курса

В результате изучения элективного курса
учащиеся должны:

  • знать отличия научных явлений от ненаучных;
  • иметь представление о видах и типах
    учебных исследований;
  • знать теорию и оснащение эксперимента;
  • знать структуру печатной работы;
  • знать правила оформления научных печатных
    работ;
  • уметь выявить противоречия в процессах и
    явлениях, выдвигать гипотезы;
  • уметь осуществить сбор и анализ
    экспериментальных данных;
  • уметь формулировать выводы по результатам
    исследований;
  • уметь осуществлять сбор информации из
    различных источников, в том числе из Интернета;
  • уметь применить знания возможностей ТЭР при
    оформлении научных печатных работ (оформление
    формул с использованием встроенного редактора,
    оформление сносок; автоматическое построение
    многоуровневого оглавления, использование
    стилей при форматировании документа)
  • уметь внедрять в текстовый документ объекты из
    других приложений (EXCEL, PAINT и др.)
  • уметь подготовить свою работу к представлению,
    защите в виде презентации.

Содержание тем элективного курса

1. Научное познание (1 час)

Особенности научного познания и его роль в
современной цивилизации. Фундаментальные и
прикладные науки. Отрасли научного знания.
Научное и обыденное познание. Структура
эмпирического исследования. Структура
теоретического исследования.
Форма занятия – лекция.

2. С чего начать работу? Подготовительный
этап
(2 часа)

Общие требования к написанию рефератов,
учебно-исследовательских работ, курсовых
и дипломных проектов. Виды и типы
исследований. Рекомендации по выбору тем и
их формулированию. Организация
исследования.
Форма занятий – лекции.

3. Работа с научной литературой (1 час)

Информационное обеспечение исследования.
Конспектирование источников. Методы обработки
содержания научных текстов.
Форма занятия – семинар.

4. Проектирование исследования (2 часа)

Предварительная разработка научного аппарата:
стратегии и тактики исследования.
Оценочные действия.
Семинар. Проектирование стратегии и
тактики исследования.
Форма занятий – лекция и семинар.

5. Структура и написание реферата,
учебно-исследовательской работы
(1 час)

Требования к структуре и содержанию реферата,
учебно-исследовательской работы. Введение.
Теоретическая часть. Практическая часть.
Результаты исследования и их обсуждение.
Выводы. Заключение. Приложения. Требования к
оформлению работы.
Форма занятия – лекция.

6. Эксперимент в исследовании (5 часов)

Основные компоненты эксперимента.
Типология экспериментов. Подготовка,
проведение и описание эксперимента.
Семинар. Подготовка, проведение и описание
эксперимента.
Форма занятий – лекция, семинар,
самостоятельная работа.

7. Поиск информации в Интернет (2 часа)

Практическая работа. Поиск информации в
Интернет.
Самостоятельная работа.

8. Использование и оформление различных
объектов в печатной научной работе
(2 часа)

Практическая работа. Внедрение в
текстовый документ объектов из других
приложений (таблицы, диаграммы Excel; графические
объекты); вставка и оформление сносок.
Использование различных стилей при
форматировании документа. Автоматическое
создание многоуровневого оглавления.

9. Оформление собственной печатной работы (1
час)

Практическая работа. Оформление формул в
печатной научной работе с использованием
редактора формул; титульный лист.

10. Создание презентации (1 час)

Практическая работа. Презентация: объекты
презентации, слайды. Анимация в презентации
Создание презентации с анимацией.

16. Объекты навигации. Сбор слайдов (1
час)

Практическая работа. Объекты навигации.
Сбор слайдов.

17. Оформление собственной презентации (1
час)

Практическая работа. Оформление
собственной презентации.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические рекомендации по написанию и
    оформлению учебно-исследовательских работ,
    рефератов (для учащихся).
  2. Лабораторное оборудование для
    проведения экспериментов.
  3. Компьютеры и их программное обеспечение.
  4. ТСО (видео, кодоскоп).
  5. Таблицы, справочники.

Контроль уровня достижений

Темы № 1–2 – Тестовый контроль.
Темы № 3–4 – Участие в семинаре,
подготовка сообщения.
Тема № 5 – Составление структуры
учебно-исследовательской работы по
методическим рекомендациям.
Тема № 6 – Оформление результатов опытов, выводы.
Тема № 8 – Оформление титульного листа.
Темы № 9–12 – Оформление презентации
работы.

Литература для учителя:

  • Безрукова В.С. Как написать реферат,
    курсовую, диплом. М., Питер, 2004 г. 176 стр.
  • Новиков А.М. Научно-экспериментальная
    работа в образовательном учреждении. Деловые
    советы. М., 1996 г., 129 стр.
  • Пидкасистый П.И. Организация
    учебно-познавательной деятельности студентов.
    М., Педагогическое общество России. 2004 г.,
    109 стр.
  • Ситникова О.Ф. Написание и оформление
    учебно-исследовательской работы: методические
    рекомендации. Екатеринбург, 1998 г., 21 стр.
  • Естественно-научные проекты. 10 – 11 классы
    (Физика, география, экология, химия) / сост. Демидова
    М.Ю.
    – М. Школьная пресса. 2005., 80 с.

Литература для учащихся:

  1. Викулова Н.П. Учителю и ученику о реферате.
    Методическая разработка. Екатеринбург, 1997 г.,
    25 стр.
  2. Правила оформления исследовательской работы по
    экологии. Методическое пособие/Экосистема;
    сост. Магазов О.А., Магазова Л.Н., М.,
    1996 г., 17 стр.

Учебно-тематический план


Название темы Всего
часов
Лекции Практические
работы
Семинары Самост.
работы
1. Научное познание 1 1
2. С чего начать? Подготовительный этап 2 2
3. Работа с научной литературой 1 1
4. Проектирование исследования 2 1 1
5. Структура и написание реферата,
учебно-исследовательской работы
1 1
6. Эксперимент в исследовании 5 0,5 2 0,5 2
7. Поиск информации через Интернет 2 1 1
8. Использование и оформление различных
объектов в печатной работе. Титульный лист
2 2
9. Оформление собственной печатной работы 1 1
10. Создание презентации 1 1
11. Объекты навигации. Сбор слайдов. 1 1
12. Оформление собственной презентации 1 1
13. Итого 20 5,5 9 2,5 3


Следующий: