Мое видение дистанционного образования


Изменения, происходящие в настоящее время в
различных сферах жизни и деятельности людей, не
могли не отразиться на их представлении о том,
что представляет собой “хорошее образование”.



В условиях информационного взрыва, появления
совершенно новых тенденций в общественной,
политической и экономической жизни страны
учителю уже мало иметь диплом об окончании
педагогического института для того чтобы стать
настоящим профессионалом. Необходимо постоянно
совершенствовать свои знания, расширять
кругозор и заниматься самообразованием. Именно в
этом телекоммуникации и могут сослужить учителю
хорошую службу: помочь ему в удобное время и в
удобном для него месте (дома, на работе, в учебном
центре и т.п.) учиться на различных дистанционных
курсах. Интерес к дистанционному обучению
сформировался уже давно. Заочная форма получения
знаний была востребована и в прежние годы, а
сейчас, в эпоху бурного развития
телекоммуникационных технологий,
дистанционному обучению, как одной из форм
заочного обучения, уделяется особое внимание.
Всплеск интереса к дистанционному образованию
возник на фоне бурного развития средств
телекоммуникационных технологий, возникновения
мировой информационной сети – Интернета. В
педагогическом сообществе стали возлагать
большие надежды на эти высокоскоростные линии
связи, как на средства оперативного
взаимодействия между преподавателем и учеником,
находящимся вне классной аудитории. Компьютер и
модем становятся привычным атрибутом офиса,
класса, квартиры. А это означает, что резко
возрастает потенциальная аудитория обучающихся.

Таким образом, ответ на вопрос: «Станут ли
курсы дистанционного обучения полноправным
компонентом системы образования?»
– зависит
от личности самого учителя, его
заинтересованности и личной мотивации о
необходимости такого курса.

Настоящий период развития методов
дистанционного обучения можно назвать периодом
накопления опыта. Установившихся норм и правил
на сегодняшний день еще нет. Каждый из педагогов,
занимающийся реализацией дистанционного
обучения или только приступающий к этому,
находится практически в одинаковых условиях c
другими. Нет еще того базового фундамента, на
который можно опереться при разработке или
совершенствовании дистанционных курсов. Именно
этим и привлекательна для меня дистанционная
образовательная деятельность. Ведь сейчас
закладываются основные методические навыки
создания и проведения дистанционного обучения,
которое в дальнейшем станет доминирующим над
другими видами образовательной деятельности.
Кроме простого интереса к дистанционному
обучению как новому и наиболее привлекательному
виду обучения, я нахожу в нем для себя
практическую необходимость, а именно: еще одну
возможность расширения образовательного поля,
что не всегда возможно на традиционном, очном
уроке.

Существует много разделов и областей, в которых
получение знаний не является обязательным, но в
силу своей жизненной значимости и
востребованности эти знания необходимы для
успеха в профессиональной деятельности. А
современные компьютерные телекоммуникации
могут обеспечить передачу знаний и доступ к
разнообразной учебной информации наравне, а
иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные
средства обучения. По мнению известного
американского ученого Питера Найта, именно
современные средства НИТ, широко используемые
сегодня в дистанционном обучении, позволят этой
форме массового обучения стать эффективной:
«Новые электронные технологии, такие, как
интерактивные диски CD-ROM, электронные доски
объявлений, мультимедийный гипертекст,
доступные через глобальную сеть Интернет с
помощью интерфейса World Wide Web, могут не только
обеспечить активное вовлечение учащихся в
учебный процесс, но и позволят управлять этим
процессом в отличие от большинства традиционных
учебных сред». Интеграция звука, движения,
образа и текста создает новую, богатую по своим
возможностям учебную среду, с развитием которой
увеличится и степень вовлечения учащихся в
процесс обучения. Интерактивные возможности
используемых в этом типе дистанционного
обучения программ и систем доставки информации
позволяют наладить и даже стимулировать
обратную связь, обеспечить диалог и постоянную
поддержку, которые невозможны если не во всех, то
в большинстве традиционных систем обучения.

С необходимостью создания дистанционных форм
обучения
я столкнулась совсем неожиданно для
себя. Мои ученики и учителя просили о
дополнительных занятиях по использованию новых
информационных технологий. Одни по углубленному
курсу информационных технологий, другие – чтобы
освоить его азы. Но, в силу большой загруженности
школьного кабинета информатики, не было
возможности приобретения знаний в стенах
гимназии. С другой стороны, в любой школе есть
несколько учеников, которые не имеют возможности
получения знаний непосредственно в школе.
Соответственно, не могут они и посещать уроки
информатики. В такой ситуации и возникла идея
учиться дистанционно, используя электронную
почту. Учащиеся получали часть нового материала
очно, в классе, а затем по e-mail пересылали
выполненные дома домашние задания. С некоторыми
же учащимися, желающими изучать дополнительные
разделы и темы информатики, мы решили
попробовать полностью перейти на дистанционную,
или как мы ее назвали, «электронную» форму
обучения.



Идея идеей, но на практике возникли проблемы и
трудности. До конца этой формы обучения дошли
всего несколько учащихся. Те, кто
«потерялся» в процессе обучения,
мотивировали это в ходе проведенного опроса
следующим:

  • очень большая дополнительная нагрузка;
  • тяжело самостоятельно осваивать новый
    материал;
  • доступ к компьютеру ограничен родителями;
  • не понравилось обучаться дистанционно;
  • перестал интересовать данный курс.

Все выше перечисленные высказывания учеников,
конечно, не могут умалить нужности и
необходимости дистанционного обучения. Ведь
важное отличие дистанционного курса от
других видов образовательной деятельности и
состоит, на мой взгляд, именно в том, что от
слушателя требуется значительно большая
самостоятельность, ответственность и
организованность.
Как правило, на традиционных
занятиях, проводимых в рамках очных курсов, роль
обучаемого не всегда активна – он выполняет ту
работу, которую предлагает ему преподаватель
(например, предлагается прослушать новую тему,
выполнить задание). Активной стороной процесса
обучения здесь является преподаватель: он
выстраивает стратегию проведения занятий,
подбирает учебный материал и задания для
ученика, оперативно задает слушателю вопросы,
помогает ему выйти из трудной ситуации, создает
доброжелательную комфортную, атмосферу на уроке.



В чем же основные преимущества дистанционного
образования с точки зрении обучающегося? Я
считаю, что это:

  • самостоятельный выбор интересующего предмета;
  • выбор изучаемой темы;
  • выбор педагога;
  • выбор собственного режима работы;
  • право отказаться от занятий в любое время.

Дистанционная форма обучения предусматривает
значительно большую активность самого
слушателя. На первое место выступает организация
регулярных самостоятельных занятий: подготовка
рабочего места, самостоятельная постановка
учебной задачи, выполнение намеченных
упражнений, самостоятельный разбор возникающих
трудностей, прогнозирование и достижение
намеченных результатов. Часто возникает соблазн
отложить работу до лучших времен, а эти «лучшие
времена» почему-то потом долго не наступают.

Я сама испытала такой соблазн, проходя обучение
на курсах Центра дистанционного образования
“Эйдос”, в 2002 году. В начале курса у меня
доминировало мнение, что учиться в таком режиме
значительно проще и комфортнее: появляется
возможность свободно планировать свое время. Но,
приступив к обучению, я убедилась в том, что такой
вид получения новых умений и навыков требует
достаточно серьезного напряжения сил, умения
планировать свое время, ставить перед собой
задачу и самостоятельно, опираясь на инструкции
руководителя, ее решать. Поэтому, одновременно с
получением нового знания, я получила и новое
умение – внедрение данной формы обучения в свою
преподавательскую деятельность.

Поэтому я считаю, что необходимо на данном
этапе – этапе становления и развития
дистанционного обучения – организовать
дистанционные курсы, в первую очередь, для
учителей
с целью их знакомства через
собственный опыт, эмоции и ощущения со
своеобразием такой формы получения знаний. Без
этого, естественно, будет просто невозможно
организовать собственный дистанционный курс.

Первый опыт организации дистанционного курса
“Личная страница в Интернет: шаг за шагом”
(разработанный и проведенный в рамках конкурса
“Дистанционный учитель года – 2002”) подсказал
мне путь решения проблемы – возможной
«потери» учащихся в ходе проведения
дистанционного курса. Я ошибочно предполагала,
что дистанционное обучение отличается от очного
лишь удаленностью обучающегося от преподавателя
и наличием между ними электронного способа
общения и передачи информации. Теперь я точно
уверена, что курс перед стадией внедрения должен
быть детально разработан и учащимся должны быть
представлены детальные инструкции по работе в
нем. Именно они позволят ему спланировать свою
работу и помогут организовать учебный процесс.

Таким образом, я нашла свое определение
дистанционному образованию. Дистанционное
образование – это особая область творчества, для
реализации которой сейчас, пожалуй, существуют
лишь методические рекомендации и, одновременно,
отсутствуют какие-либо ограничения в выборе
путей достижения результата.

Конечно, многие могут поспорить со мной, и я
буду этому только рада. Ведь обилие мнений, как и
разных подходов к разработке дистанционных
курсов для разных областей приведут к
«нарабатыванию» опыта, поиску наиболее
эффективных форм обучения и могут пригодиться в
дальнейшем многим практикующим специалистам при
построении собственных методик дистанционного
обучения.




Следующий: