Модульный урок Углерод и его соединения. 9-й класс

Цель урока: Изучение строения атома углерода и элементов подгруппы
углерода, его физических и химических свойств, а так же свойств его соединений и
их биологического значения.

Задачи:

1. Образовательные:

учащиеся должны на основе имеющихся знаний о строении атома и взаимосвязи
его со свойствами сделать предположение о физических и 0 – химических свойствах
углерода и его соединений.

2. Воспитательные:


– совершенствование коммуникативных умений;
– развитие умения самостоятельной работы по добыванию знаний.

3. Развивающие:


– развитие умения прогнозировать свойства элементов и их соединений;
– развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
– развитие положительной мотивации обучения.

Оборудование урока: Периодическая система Д.И.Менделеева, комплект с
заданиями и приложениями для каждого учащегося.

УЭ – 1 Входной контроль.

Цель.

Определить исходный уровень знаний о химических элементах подгруппы
углерода.

Задание.

Ответьте на вопросы. Работайте с классом, выставляйте баллы в
лист контроля (см. Приложение 1).

1

. Перечислите элементы подгруппы углерода 1балл.

2.

Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов
элементов IV группы главной подгруппы. 1балл.

3

. Как изменяются свойства элементов в подгруппе (окислительные,
восстановительные, металлические, неметаллические). Почему? 1балл.

4

. Какие степени окисления характерны для элементов IV группы гл.
подгруппы? Какие степени окисления характерны для углерода. 2балла.

УЭ -2

Цель.

Углубление знаний о строении атома углерода.

Задание.

Прочитайте в учебнике (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара
Н.Н., Жегин А.Ю.
Химия-9 М.: Вентана-Граф, 2007) с.160–162

1.

Как изменяется радиус атомов элементов подгруппы углерода с
увеличением заряда ядра? 1балл.

2.

Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают
углерод и кремний? 2балла.

3.

Приведите примеры соединений углерода с характерными степенями
окисления. 3 балла.

4.

Составьте формулы соединений:
а) карбонат аммония
б) карбид кальция
в) карбонат магния
г) сероуглерод

4 балла.

5.

Определите степени окисления элементов в соединениях:

1-й вариант:

SiC, CO, Na2CO3, SiO2, SnCl2,
PbCl2, H2SiO3

2-й вариант:

CO2, PbSO4, CH4, SnS, PbO2, CaCO3,
SiO2

4 балла.

УЭ – 3

Цель.

Самостоятельно изучить и конкретизировать сведения о физических и
химических свойствах углерода как простого вещества.

Задание.

Прочитайте в учебнике с.162-166. Изучите в опорном конспекте
(см. Приложение 2) блок “Углерод”. Ответьте на
вопросы.

1.

Расскажите об аллотропных видоизменениях углерода. 2 балла.

2.

В чем причина отличий в свойствах аллотропных видоизменений? 2 балла.

3.

Где применяются различные аллотропные видоизменения углерода? 1 балл.

4.

Что такое адсорбция? Где она применяется? 2 балла.

5.

Дайте характеристику окислительных и восстановительных свойств
углерода. Напишите уравнения соответствующих реакций. 3 балла.

УЭ – 4

Цель.

Самостоятельно изучить свойства соединений углерода, углубить
знания о свойствах углерода.

Задание.

Прочитайте в учебнике с.167-172. Изучите в опорном конспекте
(см. Приложение 2) блок “Соединения углерода”.
Ответьте на вопросы.

1.

Дайте краткую сравнительную характеристику оксидов углерода. 2 балла.

2.

Качественная реакция на оксид углерода (VI). 1 балл.

3.

Запишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа с
а) основным оксидом
б) основанием

2 балла.

4.

Какая кислота соответствует оксиду углерода (VI), охарактеризуйте ее
свойства. 3 балла.

5.

Почему угольная кислота образует два ряда солей. Приведите примеры,
назовите вещества. 2 балла.

6.

Как определить угольную кислоту и ее соли. Напишите качественную
реакцию на карбонат-ион. 2 балла.

7

. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения:

1-й вариант:

Уголь – карбид алюминия – метан – оксид углерода (VI) – карбонат натрия –
карбонат кальция – оксид углерода (VI). 8 баллов.

2-й вариант:

Уголь – оксид углерода(VI) – карбонат кальция – гидрокарбонат кальция –
карбонат кальция – оксид углерода(VI) – уголь(сажа).

8 баллов.

УЭ – 5

Цель. Самостоятельно изучить биологическое значение, применение углерода
и его соединений.

Задание.

Прочитайте в учебнике с.173–174. Обсудите в группе следующие
вопросы:

1.

Биологическое значение углерода. 1 балл.

2.

Как углекислый газ влияет на климат Земли. 1 балл.

3.

Как осуществляется круговорот углерода в природе. 1 балл.

4.

Напишите формулы и названия соединений углерода, применяемых в
промышленности и в повседневной жизни. 4 балла.

УЭ – 6

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2.

Подумайте, достигли ли вы их и в какой степени?

3.

Подсчитайте сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок.

  • Если все задания выполнены, сдайте тетрадь на проверку, дома повторите
    материал учебника с.160–172.
  • Если вы выполнили не все задания, дома повторите материал учебника
    с.160-172 и продолжите выполнение заданий на следующем уроке.

Следующий: