Модульный урок по химии по теме Кислоты. 8-й класс

Цель:

  • Сформировать понятие о кислотах как классе
    электролитов, рассмотреть их классификацию и
    общие свойства кислот в свете ионных
    представлений.
  • Научить школьников пользоваться рядом
    активности металлов и таблице растворимости при
    составлении уравнений химических реакций.
    Закрепить умения составлять уравнения реакций в
    молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Номер учебн. элемента Учебный материал с
указанием заданий
Руководство по усвоению
учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель: в ходе работы с
учебно-тематической картой вы должны
рассмотреть классификацию кислот и уметь
характеризовать их; рассмотреть общие свойства
кислот в свете ионных представлений; научиться
пользоваться рядом активности металлов и
таблицей растворимости при составлении
уравнений химических реакций.
Внимательно причитайте цель урока.
УЭ-1 Цель: научиться давать
характеристику кислотам.

I. Установите
соответствие:


Кислота Группа кислот
1. Сероводородная

2. Кремниевая

а) бескислородные

б) двухосновные

в) нерастворимые

г) нелетучие

д) слабые

е) трёхосновные

ж) кислородсодержащие

Прочитайте текст учебника
О.С.Габриеляна «Химия 8 кл.» стр 156, изучите
таблицу №10.

Работайте индивидуально.

За каждый правильный ответ: 1 балл

Макс. количество: 7 баллов

II. Заполните пропуски.

H2SO4 -
сер…. кислота;

- кислородсодержащая, т.к. ……;

- двухосновная; я определяю это по …;

- растворимая; узнаю по …;

- слабая и нестойкая, поэтому разлагается на … и
…, так же, как и … кислота, которая разлагается на
… и … .

За каждый правильный ответ: 1 балл

Макс. количество: 9 баллов

III. Обсудите результаты своей работы Работайте вместе с классом
IV. Оцените свою работу в баллах Макс. количество баллов по УЭ-1: 16
УЭ-2 Цель: повторить вычисление степеней
окисления элементов в кислоте.

I. Выполните
задание № 3 после параграф 38.

Если возникают затруднения, то
повторите параграф 17 стр 60.

За каждый правильный
ответ: 1 балл

Макс. количество: 5 баллов

II. Обсудите результаты работы. Работайте в паре
III. Поменяйтесь тетрадями с партнёром по
парте и оцените работу друг друга.
Макс. количество баллов по УЭ-2: 5
УЭ-3 Цель: рассмотреть общие свойства
кислот, научиться пользоваться рядом активности
металлов и таблицей растворимости при
составлении уравнений химических реакций.

I.
Кислота + основание = соль + вода

Это реакция нейтрализации и является
универсальной, т.к. протекает между любой
кислотой и любым основанием.

Например:

HCl + NaOH = NaCl + H2O

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl-
+ H2O

H+ + OH- = H2O

Составить уравнения реакций (молекулярное,
полное и сокращённое ионные) между кислотой HCl и
нерастворимым основанием Zn(OH)2.

Запишите схему I типичной реакции.

Работайте самостоятельно. Если возникают
затруднения, то обратитесь к предыдущему
параграфу.



Макс. кол-во: 3 балла

II. Кислота + оксид металла = соль + вода

Оксид
металла является неэлектролитом, поэтому в
ионном уравнении реакции его записывают в
молекулярном виде.

MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

MgO + 2H+ + 2NO3- = Mg2+ + 2NO3-
+ H2O

MgO + 2H+ = Mg2+ + H2O

Данный тип реакции идёт в случае образования

растворимой соли. Если образованная соль
нерастворима, то на поверхности образуется
плёнка из этой соли, которая прекращает доступ
кислоты к оксиду.

MgO + H2S = реакция не пойдёт, т.к. MgS -
нерастворимая соль.

Составить возможные уравнения реакций
(молекулярное, полное и сокращенное ионные) между
MgO и H3PO4; CaO и HNO3.

Внимательно прочитайте учебную
информацию и запишите схему II типичной реакции и
условия протекания реакций.

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 4 балла.

III. Кислота + металл = соль + водород

Существуют
следующие условия взаимодействия кислот с
металлами.

Кислоты взаимодействуют с металлами, которые находятся
в ряду активности до водорода.

В ряду активности металлов расположены в
порядке уменьшения их химической активности. В
начале — самые активные, в конце — самые
неактивные или химически инертные, их ещё
называют благородными.

2Al + 3H2SO4 (разб.) = Al2(SO4)3
+ 3H2

Cu + HCl = реакция не пойдёт, т.к. Cu в ряду
активности находится после водорода.

В результате реакции должна получаться
растворимая соль: Al + H3PO4 = реакция не
пойдёт, т.к. AlPO4 — нерастворимая соль.

Нерастворимая кремниевая кислота H2SiO3
не взаимодействует с металлами.

Особо взаимодействуют с металлами азотная и
концентрированная серная кислоты. Об этом вы
узнаете в 9 классе.

Составить возможные уравнения реакций
(молекулярное, полное и сокращенное ионные)
между: Zn и HCl; Ag и HF; Fe и H3PO4; Ba и H2SiO3.

Внимательно прочитайте учебную информацию и
запишите схему III типичной реакции и условия
протекания реакций.

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 9 баллов.

IV. Кислота + соль = новая кислота + новая
соль

Это типичная реакция обмена и протекает в
случае образования осадка, газа или слабого
электролита.

Составить возможные уравнения реакций
(молекулярное, полное и сокращенное ионные)
между: HСl и AgNO3; Li2CO3 и H3PO4.

Запишите схему IV типичной реакции и
условия протекания реакций.

Работайте в паре.

Макс. кол-во: 6 баллов.

V. Обсудите результаты своей работы Работайте вместе с классом
VI. Оцените свою работу в баллах Макс. количество баллов по УЭ-3: 22
УЭ — 4 I. Подведение итогов урока

Прочитайте
цель урока

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали:

  • 36-43 баллов, то получите «5″
  • 29-35 баллов — «4″
  • 22-28 баллов — «3″
  • Менее 21 балла — «2″

Индивидуально

Работайте вместе с классом.

Сдайте тетради на проверку в индивидуальном
порядке

II. Домашнее задание.

Если вы получили
оценку «5″, то вы освобождаетесь от задания или
получите творческое задание (по желанию). Если вы
получили «4″, то повторите материал параграфа и
выполните задания после него.

Творческое задание — «Значение кислот в жизни
человека».




Следующий: