Модульный урок по географии Охраняемые природные территории Амурской области

Эпиграф

: Человек! Помни! Нельзя защитить то,
чего не любишь!

Нельзя любить то, чего не знаешь!

Вопрос урока:

В чём уникальность природы
Амурского края?

Номер модуля Содержание задания Руководство по усвоению модуля
М – 0 Комплексная дидактическая цель
(интегрирующая):

В результате овладения
содержанием модуля вы должны:

I.

1) Продолжить работу с понятиями “заповедник”,
“заказник”, “реликт”, “эндемик”.

2) Расширить знания о заповедных территориях
Амурской области.

3) Познакомиться с классификацией особо
охраняемых природных территорий (ООПТ).

II.

1) Продолжить формирование умений работать с
терминами и понятиями, с контурной картой.

2) Анализировать литературные источники,
учебник, экспресс-информацию.

3) Уметь самостоятельно работать над проектом:
предлагать варианты создания проекта, делать
выводы.

4) Воспринимать видеоинформацию.

5) Вводить элемент исследования.

II.

1) Воспитывать бережное отношение к природе,
любовь к родной земле, осознание себя в
окружающем мире.

2) Формировать навыки участия в природоохранных
мероприятиях своего родного края.

М – 1 Цель: Определить исходный
уровень подготовленности на начальном этапе
работы.
  1. Каждая группа получает своё задание, результаты
    работы обсуждаются после выполнения.
  2. Итог: оценка работы группы.
Работа в группах.

Если испытываешь
затруднения, пригласи учителя с помощью сигнала
“+”.

М – 2 Цель: Составить общее
представление об особо охраняемых природных
территориях (ООПТ) России и Амурской области.

1.
Зафиксировать в тетради классификацию ООПТ в
виде таблицы.


Формы ООПТ Встречаются на территории Амурской
области

2. Пользуясь “Атласом Амурской
области”, найдите на карте ООПТ.

3. Примите участие в обсуждении этого вопроса.

Работа вместе с учителем.

Пользуйтесь
учебником с. 87, атлас “Охрана природы”.

М – 3 Цель: Уметь наносить на
контурную карту ООПТ Амурской области.

На
контурной карте условными знаками нанесите ООПТ
Амурской области.

Проведите взаимопроверку в парах:

а) Оцените соседа;

б) Поставьте оценку за работу на контурной
карте.

Чтобы точно нанести условные знаки,
пользуйтесь картой атласа “Охрана природы”.
М – 4 Цель: Знакомство с животным и
растительным миром ООПТ Амурской области.
  1. Каждая группа должна дать определение понятиям
    “реликт”, “эндемик”, “краснокнижный вид”.
  2. Знакомство с краснокнижными видами.
Работа в группах.

Пользуйтесь
словарями.

Сообщения

М – 5 Цель: Научиться самостоятельно
работать над проектом.
  1. Группам выдаётся памятка разработки
    мини-проекта.
  2. После выполнения работы заслушиваются ответы
    группы.
  3. Оцените работу каждого участника группы и
    поставьте оценку в лист взаимоконтроля.
Работа в группах.

В случае затруднения
обратитесь к учителю при помощи сигнала “+”.

М — 6 Цель: Подведение итогов.
  1. Прочитать цель урока. Достигли ли вы её?
  2. Проведите взаимопроверку и оцените работу
    группы.
  3. Приготовьте карточки-сигналы, чтобы дать
    информацию об оценке, которую вы получили:
    • Красный лепесток – “5”
    • Зелёный лепесток – “4”
    • Синий лепесток – “3”
    • Жёлтый лепесток – “2”
  4. Домашнее задание:

1) для всех:

прочитать учебник с.82-89.

2) по выбору:

а) разработать памятку посетителям природного
парка,
б) составить кроссворд об ООПТ Амурской области и
их обитателях.

Здравствуйте, ребята!

В начале урока я хочу узнать, какое у вас
настроение. Поднимите жетон того цвета, который
сейчас наиболее подходит к вашему настроению (обратить
внимание на расшифровку).

Мы начинаем урок.

В те времена, когда слагались сказания, наши
края назывались землёй Ыхмифа. Нетронутыми
стояли дикие леса, непроходимая тайга,
простирались топкие болота, реки и заливы, сопки
и распадки. Шумел лес, летали птицы, резвились
животные… Привольно чувствовали себя обитатели
тайги. Коренные народы преклонялись перед
царством Природы.



Так обычно начинались все сказки о нашем
Дальневосточном крае.

Вы, наверное, догадались, о чём сегодня урок. О
природе Амурской области.

Тема сегодняшнего урока “Охраняемые природные
территории

Амурской области”.

Эпиграф урока

гласит: Нельзя защитить то,
чего не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!

Поэтому цель нашего урока

: Узнать в чём
уникальность природы Амурского края? Какие
заповедные территории есть на Амурской земле? В
чём заключается ваш вклад в охрану природы
родного края?

Обратите внимание на М – 0.

1. Какие понятия вам уже знакомы?

2. Что нового узнаете на уроке?

На ваших столах вы видите план нашей работы, по
которому мы сегодня будем работать, приложения и
лист взаимоконтроля, который вы сдадите в конце
урока с оценками.

Мы с вами работать будем в группах.

Обратите внимание на цель М – 1.

Какая она?

Каждая группа получает своё задание,
результаты работы обсуждаем после выполнения.

Давайте выслушаем ответы групп.

1 группа.

Кто знает, что означает в переводе “комплекс”?

Комплекс – “сочетание”, “сплетение”.
Сплетение всех компонентов природы.

Как человек изменяет ПТК?

2 группа.

Ребята! К нам поступили телеграммы из жалобной
книги Природы. К вам за помощью обращаются
обитатели природного комплекса леса. Помогите
разрешить их проблемы.

3 группа.

4 группа.

Охранять природу необходимо. Я твёрдо уверена,
что в каждом из нас есть любовь к природе, родному
краю, заповедным уголкам. А что значит
заповедные?

5 группа.

В России выделяют несколько форм особо
охраняемых природных территорий (ООПТ). И мы
сегодня познакомимся с их классификацией.

Для этого нам необходимо обратиться к М – 2.

Начертите таблицу в тетрадь. Кто знает, что
можно отнести к охраняемым территориям (отвечают
ребята, если не знают модуль, объясняю сама).

В ходе объяснения заполняется таблица. (Видео)

Ребята! Назовите мне цель М – 3.

Нанести на контурную карту ООПТ Амурской
области.

Провести взаимоконтроль.

Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что к красоте нужно прикоснуться Сердцем.
(Прасолов)

Обратитесь к М – 4

(цель).

Видеть красоту природы может только тот, кто её
любит и бережет. На охраняемых территориях
Амурской области произрастают уникальные
растения и обитают прекрасные животные. Но
прежде чем мы познакомимся с растениями и
животными, давайте узнаем, что означают такие
понятия как “реликт”, “эндемик”,
“краснокнижный вид” (работа в группах).

Сообщения ребят

Рододендрон Журавль
Лилия даурская Медведь
Саранка Тигр
Пион Утка мандаринка
Орхидея
Лотос Комарова

Приамурье моё


Приамурье моё! Приамурье моё!
Ты прекрасно от края до края! Я раздольем твоим восхищаюсь
Даже в дикой глуши, каждый кустик И под тёплым дождём,
мне – люб. И под панцирем льда.
Всё родное, моё и души в нём не чаю, Восхищённой душой
И срывается песня с запёкшихся губ. Пред тобой преклоняюсь —
Красотою твоей я пленён навсегда. (В. В.
Бодров)

Чтобы сохранить эту красоту, предлагаю вам
создать мини – проект обустройства одной из
городских зелёных зон г. Шимановска. Для этого
вам необходимо обратиться к М – 5.

К концу подходит наш урок.

Нам подводить пора итог.

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы её?

Проведите взаимопроверку и оцените работу
группы (М – 6).

Домашнее задание.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном;
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




Следующий: