Модульный урок по экологии: Урбанизация и рост городов


Оборудование: учебники по экологии, по
географии; плакаты по экологии; пособия по
экологии – карточки с данными по показателям
загрязнения окружающей среды; компьютер, экран,
проектор, диски с записями презентациями;
видеофильм об окружающей среде; дополнительная
литература, справочники

Обустройство класса: парты составлены
для групп по две; для гостей – ряд из четырех
парт; около доски свободное пространство для
выступления.

Модуль 1

Задание А. (максимальный балл – 5)

Выпишите понятия ( п.75, справочная литература)

Выпишите данные о количестве населения в
городах по периодам:

XIX век –
XX век –
XXI век –

Сверьте свои ответы с консультантом

Задание Б. ( максимальный балл – 8)

Что способствует росту городов и урбанизации?
Выпишите факторы (4).

Определите темпы и уровни урбанизации.
Сделайте прогноз на будущее и запишите его.

Сверьте свои ответы с консультантом

Задание В. (максимальный балл – 10)

Нарисуйте схемы видов агломерации

Начертите график и составьте диаграмму роста
населения в городах и темпах урбанизации в
разных странах

Сверьте свои ответы с консультантом

Модуль 2

Задание А (максимальный балл – 5)

Дополните предложения:
Городские агломерации являются …
Размеры загрязнения …
Вокруг крупных городов …
Большое влияние на природу …
Для урбанизации характерен …

Отметьте предложения знаком (+) или (-)
соответственно влиянию. Выявите, что превышает
по показателям.

Задание Б. ( максимальный балл за
каждый верный ответ – 2)

В форме таблицы запишите проблемные стороны и
положительные стороны жизни людей в городах. Что
имеет существенный перевес?

Модуль 3

Итоговая таблица

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Общее кол –во баллов Итоговая оценка
А А А
Б Б Б
В В
Г

“5” – 100 – 80 баллов
“4” – 80–60 баллов
“3” – 60 – 40 баллов

Итоговая таблица

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Общее кол –во баллов Итоговая оценка
А А А
Б Б Б
В В
Г

“5” – 100–80 баллов
“4” – 80–60 баллов
“3” – 60–40 баллов

Ответы на задания:

Модуль 1
Задание А.

Урбанизация – процесс повышения роли городов в
развитии общества, определяется процентом
населения, проживающего в городах.

Агломерация – компактная пространственная
группировка поселений, объединенных в одно целое
интенсивными производственными, трудовыми,
культурно – бытовыми и рекреационными связями.

Рост населения в городах:

ХIХ – 3%
ХХ – 14% и 41%
ХХI – более 60%

Задание Б.

Росту городов и урбанизации способствуют
четыре основных фактора:

А) быстрый рост населения;
Б) экономическое развитие;
В) обнищание сельского населения;
Г) развитие культурных и политических функций
города.

2. Темп урбанизации разных стран различен:
меньше – в менее развитых странах, и больше – в
более развитых экономически странах.

В мене развитых странах в 1987 году – 30-40%

В экономически развитых – 70-80 %

Уровни в % на столетие повышаются: 3% – 14% – 41% –
60%

Предполагается дальнейшее увеличение
населения в городах.

Задание В.

Виды агломерации:

моноцентрическая;

полицентрическая.

Модуль 3.
Задание А.

Городские агломерации являются крупнейшим
источником загрязнения окружающей среды. (-)

Размеры загрязнения многократно превышают их
источники. (-)

Вокруг крупных городов возникают завалы
производственно – бытовых отходов.(-)

Большое влияние на природу оказывают различные
садовые и дачные поселки.(-)

Для урбанизации характерен приток сельского
населения из сельского окружения и близлежащих
малых городов в крупные города.(+)

Отрицательное воздействие превышает
показатели положительные.

Задание Б.

Проблемы Преимущества
Рост населения Экономическое развитие
Загрязнение Культурные заведения
Рост отходов Политическое управление
Уменьшение сельского населения

Преимущества сегодня не имеют большого
перевеса в городах. Много проблем и решить их
сложно.

Цель: Сформировать умения определять
проблемы в вопросе жизни общества людей,
находить решения и формулировать выводы. Учиться
работать в группе, учитывать мнение других.

Задачи:

  • Закрепить знания о процессе урбанизации и
    возникающих проблемах в городах по изученному
    материалу по географии, обществознанию,
    биологии.
  • Развивать мышление, память, воображение,
    положительные качества личности: взаимопомощь,
    взаимовыручка, дружба, терпение.
  • Воспитывать любовь к людям, к жителям разных
    стран, к окружающей среде.

Приложение 1

Ход урока

УЭ 0

Цель: Сформировать умения определять
проблемы в вопросе жизни общества людей,
находить решения и формулировать выводы.

Развивать коммуникативные умения при работе в
группе.

Вводный контроль

Внимательно прочтите тему урока и выделите
вопросы, знакомые вам по другим предметам.

Ответ обсудите в группе .(1 балл)

УЭ 1

Урбанизация. % населения. Общество –
социум. Город – село. Функции городов.
Агломерация . Виды. Факторы.

Ход работы

Изучите материал учебника, справочника,
дополнительной литературы.
Выполните задания.

Задание А. (максимальный балл – 5)

  1. Выпишите понятия темы.(п.75, справочная
    литература)
  2. Выпишите данные о количестве населения в
    городах по периодам:

ХIХ –
ХХ –
ХХI –

  1. Сверьте свои ответы с консультантом.

Задание Б. (максимальный балл – 8)

  1. Что способствует росту городов и урбанизации?
    Выпишите факторы (4).
  2. Определите темпы и уровни урбанизации. Сделайте
    прогноз на будущее и запишите его.
  3. Сверьте свои ответы с консультантом

Задание В. (максимальный балл – 10)

  1. Нарисуйте схемы видов агломерации
  2. Начертите график и составьте диаграмму роста
    населения в городах и темпах урбанизации в
    разных странах
  3. Сверьте свои ответы с консультантом

УЭ 2

Цели:

1) Определить проблемы, связанные с процессом
урбанизации;
2) Распределить положительные и отрицательные
стороны урбанизации и роста городов.

Ход работы

Внимательно рассмотрите текст учебника,
статистические данные и видеоматериал (
видеофильм) и выполните задание.

Задание А ( максимальный балл – 5)

1. Дополните предложения:

Городские агломерации являются …
Размеры загрязнения …
Вокруг крупных городов …
Большое влияние на природу …
Для урбанизации характерен …

2. Отметьте предложения знаком (+) или (-)
соответственно влиянию. Выявите, что превышает
по показателям.

Задание Б. ( максимальный балл за
каждый верный ответ – 5)

1. В форме таблицы запишите проблемные стороны и
положительные стороны жизни людей в городах. Что
имеет существенный перевес?

Контроль за выполнением задания проводит
учитель.

УЭ 3

Решение проблем. Общие – глобальные.
Частные – локальные. Мое отношение к вопросу.

Цели:

1) находить решения проблем через жизнь людей
мира, общества и свою жизнь;
2) учит других положительному решению проблем на
примере своих действий.

Ход работы

Используя образцы таблиц, плакатов и
электронных носителей составьте проект
деятельности по решению проблем, выявленных в
ходе работы.

Задание А. ( за каждый правильный ответ
– 5 баллов)

Запишите мероприятия по экологически
грамотной жизни населения в городах (кодекс).
“Я бы мог сделать …”

Задание Б. ( по 10 баллов за каждое
правильное предложение)

Нарисуйте плакат и подготовьте его защиту,
составив текст, стихотворение. Используйте
полученные на уроке данные, добавьте свои
предложения.

Задание В. ( по 10 баллов за каждое
правильное предложение)

Составьте презентацию по решению выявленных
проблем и подготовьте ее защиту. (заготовки
домашние, на уроке идет настройка)

Задание Г. ( по 10 баллов за каждое
правильное предложение)

Подготовьте выступление по решению выявленных
проблем.(заготовки домашние)

Подведите итоги.
Самостоятельно оцените, достигли ли вы
поставленной цели.
Для этого вернитесь к началу работы и прочитайте,
какие перед вами стояли цели.

Проставьте полученные баллы в итоговую
таблицу, посчитайте общее количество баллов и
выведите итоговую оценку.

За дополнительную подготовку к уроку будут
поставлены еще оценки учащимся.

Использование информационных
технологий на уроках естественно-математического
цикла

Приложение 2

Модернизация современного образования чаще
всего требует модульного построения
образовательного процесса.

Модуль – это “достаточно самостоятельная
педагогическая и дидактическая “территория” со
специфическими и часто неповторимыми
возможностями педагогической эффективности по
отношению к определенным сторонам формирования
личности”. – Е.В.Сковин



“Организационно – методическая,
междисциплинарная структура учебного материала,
предусматривающая выделение семантических
понятий в соответствии со структурой научных
знаний и структурирования учебной информации с
позиции логики познавательной деятельности с
целью поэтапного формирования специалиста”. –
В.В.Карпов

“Модуль может состоять из набора лекций,
семинаров, практикумов, полевых и лабораторных
экспериментов, экскурсий, дискуссий,
дидактических игр, творческих решений учебных
заданий, наблюдений, конференций ит.д.” –
И.Д.Зверев

Можно определять модуль как целостную
относительно независимую дидактическую единицу
образовательного процесса, направленную на
решение конкретной социально – педагогической
цели (проблемы или ситуации). – С.В.Алексеев,
Н.В.Груздева, Э.В.Гущина

Наиболее перспективным может быть системное
взаимодействие содержательных и
технологических модулей, которое послужит
основой построения модульных образовательных
программ и разработки модульных образовательных
технологий.

БМО (блочно-модульное образование) –
это такая организация учебного процесса, при
которой учащиеся работают с учебной программой,
составленной из модулей.

  1. Целевые установки: для чего? зачем? как?
  2. Проектирование содержания модуля
  3. Конструирование учебных модулей и
    дидактических материалов
  4. Рейтинговая система контроля и оценки

Блок-схема

Блочное планирование географического
содержания с учетом включения модулей различной
деятельности учащихся:

  • 1 блок – вводится учителем информация в готовом
    виде (1, 2 урока)
  • 2 блок – происходит отработка основного
    содержания ( 3-5 уроки)
  • 3 блок – обобщение (6 урок)
  • 4 блок – контроль (7 урок)

Цель ставится на целый блок тем, а на каждый
модуль конкретные задачи.

Данные уроки дают возможность будущего
планирования, продумать, где и что делать,
учащимся дается возможность предварительной
подготовки.

Параметры планирования, элементы (кол-во уроков)

  1. № и тема урока
  2. Основные понятия и узловые вопросы. Содержания,
    отработанные на уроке
  3. Основные умения, формируемые на уроке
  4. Тип учебного занятия (1 – лекция, изучение
    нового, 2 – комбинированный, 3 – практическая, 4 –
    игра-диалог)
  5. Деятельность учащихся (1 – фронтальная, 2 –
    индивидуальная, 3, 4 – практическая, 7 – зачет)
  6. № практической работы, итоговой (тренировочные,
    итоговые или оценочные, творческие, 5 –
    обобщение, конспект, 6 – семинар)
  7. Опережающие задания учащихся (вопросы к
    семинару)
  8. Вопросы, выносимые на итоговый контроль (можно
    повесить у доски)
  9. Домашнее задание (задание и задавание на дом)

По новым технологиям разработаны и проведены
интегрированные уроки “Страны мира”
география– экология– история, “Качество воды”
экология – химия. Проводится “Экологический
марафон” – ряд мероприятий, включающий
экологическую конференцию, экологические игры,
экологические конкурсы, фотоконкурсы,
экологические агитбригады и т.д.

Профессионализм, широкая эрудиция, владение
психолого–педагогическими знаниями,
оптимальный отбор методов и форм обучения
обеспечивают высокие результаты обученности
учеников. Постоянное освоение новейших
достижений педагогической науки находит
практическое применение в разнообразных формах
обучения, таких как урок–диалог, урок–
групповая работа, урок-игра, урок-конференция,
урок– творческая работа. С целью активизации
учебного процесса широко применяется модульное,
проблемное обучение, лекционно-семинарская
система, а также обучение на основе знаковых
моделей (опорных конспектов). Во время урока
создается образовательная среда, обеспечивающая
снятие стрессообразующих факторов, атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребенка,
индивидуальный подход, создание ситуации успеха.

Нестандартные, интегрированные уроки не только
обеспечивают межпредметные связи с историей,
физикой, географией, биологией, химией,
математикой и другие, но и обеспечивают
деятельное включение школьников в учебный
процесс, проявлению ими коммуникативной и
мыслительной активности.

Важным направлением в работе является
организация обучения на высоком уровне с
соблюдением меры трудности, в зоне ближайшего
развития, когда для выполнения учебной задачи
учащимся необходимо использовать в собственной
деятельности результаты коллективной работы и
проявить самостоятельность выбора решения.
Сочетая научность преподавания с доступностью,
индивидуальную деятельность с коллективными
творческими заданиями преподаватель добивается
главного – усвоения новых знаний каждым
обучающимся непосредственно на уроке.

Используя методики развивающего обучения,
инновационные технологии создают условия для
реализации творческих возможностей учащихся.

На открытом уроке “Урбанизация и рост
городов” по экологии применение знаний учащихся
нашло отражение в составлении презентаций.
Работа каждого ученика или группы является
положительным примером для многих: на одних
уроках – это хороший наглядный материал, на
других – информационный источник по получению
новых знаний, на третьих – рекламная пауза.

В системе контроля и оценивания результатов
освоения учащимися материала необходимо
выделить неоцениваемые результаты, которые
часто бывают более значимы, чем оцениваемые,
например, личностные качества школьника, его
ценностные ориентации, профессиональный выбор,
становление индивидуальности и оцениваемые
результаты, среди которых можно определить
предметные результаты межпредметные и
надпредметные результаты.

В зависимости от сложности, доступности и
дороговизны материально-технического
обеспечения возможно проведение
исследовательской деятельности:

упрощенный, использующий в основном
визуальный метод исследования с незначительным
привлечением достаточно простых действий.

Базовый (средний), предполагающий
использование материально-технической базы для
формирования.требований образовательного
стандарта.

повышенный, используемый на занятиях
в классах углубленного изучения предметов
естественно-математического цикла и в группах
системы дополнительного образования школьников.

Педагогический результат исследовательской
деятельности школьников может проявлятся: на
уровне

  • овладения школьниками различными методами
    оценки
  • целенаправленной допрофессиональной
    подготовки школьников
  • развития деятельности, составляющей культуру
  • развития знаний, умений, ценностных ориентаций
    в системе образования для устойчивого развития.

Современные компьютерные технологии открывают
дополнительные возможности в обучении принятию
решений в экологических ситуациях. Компьютер как
средство обучения обладает интерактивностью,
т.е. способностью “откликаться” на действия
ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог.
Компьютер может быть использован как источник
учебной информации (частично или полностью
заменяющий учителя, книгу, эксперимент);в
качестве аудиовизуального пособия, тренажера;
как средство диагностики и контроля.

Специальные компьютерные программы позволяют
не только добиться большей наглядности обучения,
сократить время на проведение трудоемких
вычислений, но и открывают принципиально новые
возможности исследования и принятия решений в
моделируемых экологических ситуациях, что в
реальных условиях сделать трудно или невозможно.

Использование современных компьютерных телекоммуникаций
и глобальной сети Интернет открывает уникальные
возможности: доступ к информации из всех банков
данных, знакомство с содержанием экологических
сайтов; поиск информации для творческих работ;
обсуждение планов и результатов экологических
исследований и мероприятий по улучшению
состояния окружающей среды и т.д.

Особый интерес представляют
телекоммуникационные образовательные проекты и
конференции, участники которых под руководством
педагогов – координаторов получают не только
навыки работы в сети, но активно обмениваются
результатами самостоятельных исследований,
творческими работами, обсуждают проблемы и
возможные варианты их решения.

В работе с учащимися могут быть
использованы следующие Интернет-ресурсы
(названия приводятся на языке оригинала).

  1. http://www.fadr.msu.ru/ecocoop – российский детский
    телекоммуникационный проект “Экологическое
    содружество” (обсуждаются планы и результаты
    полевых экологических исследований и
    природоохранной деятельности школьников).
  2. http://www.globe.org.uk – “Globe Programme” (международные
    исследовательские проекты для студентов и
    школьников по изучению окружающей среды и обмену
    информацией).
  3. http://www/greenschoois.ca/seeds – “Green School Program” – краткие
    описания учебных экологических проектов,
    направленных на привлечение школьников к
    участию в улучшении местной экологической
    обстановки.
  4. http://www.edu.yar.ru/russian/projects – образовательные проекты
    Ярославского центра дистанционного обучения
    школьников по исследованию природы.
  5. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm – “Глобальное мышление”
    (образовательный проект по изучению окружающей
    природной среды и ее компонентов (воздуха, воды,
    почвы), включая обсуждение и сравнение
    результатов).
  6. http://www.edu.nsu.ru/noos/ecology/index.hlml – экологический
    раздел Новосибирской областной образовательной
    сети (телеконференция школьников по экологии,
    телекоммуникационные образовательные проекты).
  7. http://www.uic.nnov.ru/pusiyn – проект “Виртуальная
    пустынь” (опыт проведения летних экологических
    школ, работы школьников по экологии).
  8. http://www.aseko/org – виртуальный ресурсный центр
    Ассоцации “Экологическое образование” (АсЭко).



Следующий: