Модульный урок Географическое положение Австралии, 7-й класс

Цели и задачи урока:

  1. Формирование у учащихся приема составления характеристики географического
    положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости
    от учебной задачи.
  2. Формирование умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками
    информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка.
  3. Совершенствование умений работать с градусной сетью карты (определять координаты
    крайних точек материка) и с контурной картой.
  4. Формирование умения прогнозировать (оценивать) влияние географического положения
    на собственности природы материка.
  5. Совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный
    навык).

Оборудование: физическая карта Австралии, картины Австралии, ученые-исследователи,
технологические карты урока для учащихся, атласы, контурные карты.

Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):

  • определять ГП Австралии, координаты крайних точек;
  • показывать и называть элементы береговой линии Австралии;
  • прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;
  • называть имена путешественников-исследователей Австралии, их основные открытия
    и исследования.

Ход урока:

Эпиграф

Австралия — страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там, в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то.

Учитель: Речь сегодня найдет о загадочном и манящем континенте под названием
Австралия.

На вопрос: «Почему люди стремятся в Австралию?» — каждый ответил бы по-своему.
А как бы вы ответили на этот вопрос?

Учитель: Это удивительная страна:

  • при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее;
  • здесь растения и животные, которых нет на других континентах;
  • на материке только одно государство.

Австралия – это материк:

  • самый малый по площади;
  • самый сухой;
  • самый малонаселенный материк нашей планеты.

Австралия – «страна наоборот»

  • животные от маленькой мышки до рыжего 3-х метрового кенгуру – сумчатые.

С латинского austral – переводится противоположный, южный (целиком в Южном полушарии).

- Австралия является частью древнего материка Гондвена.

- Итак, тема нашего урока: «Австралия» (запись в тетради).

- Мы начинаем работу по технологический картам, которые у вас находятся на столах.

Технологическая карта для учащихся

УЭ-О

2 мин

Цель: Учащиеся должны знать и уметь:

1. Показывать элементы береговой линии Австралии.
2. Определять географическое положение материка, координаты крайних точек.
3. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности
природы материка.

Называть имена путешественников-исследователей Австралии и их основные
открытия и исследования.

УЭ-1

8 мин

Цель: Учащиеся должны уметь составлять
характеристику географического положения материка.

Вопросы
и задания:

Выполните практическую работу

«Определение географического положения
Австралии» (см. атлас – физическая карта мира, физическая карта Австралии,
климатических поясов и областей мира, учебник – с.148) по плану:

1. Положение относительно:

  • экватора;

  • тропиков;

  • нулевого меридиана.

2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная,
восточная).
3. В каких климатических поясах располагается?
4. Какими океанами омывается?
5. Как расположен относительно других материков?

УЭ-2

5 мин

Цель: Учащиеся должны уметь работать с физической
и контурной картами.

Вопросы и задания

На контурной карте Австралии (с. 1) карандашом обозначьте:

  • крайние точки материка и их координаты;
  • океаны, омывающие материк;
  • моря;
  • проливы; Критерии оценки:
    10-9б= «5», 8-7б= «4»,6-5б= «3»
  • заливы;
    зависит от количества объектов на карте
  • острова;
  • полуострова.
УЭ-3

8 мин

Цель: Учащиеся должны уметь составлять характеристику истории исследования
материка в хронологическом порядке.

Вопросы и задания

Сведения об исследовании Австралии: занесите в таблицу. Работайте параллельно
с учебником (с. 149)

Таблица «История исследования Австралии»

Дата

исследователь

Открытия

Критерии оценки: 5-«5», 4-«4», 3-«3»

УЭ-4

5 мин

Цель: Учащиеся должны уметь самостоятельно применять полученные знания
по теме «Природа Австралии. Географическое положение и исследование.

Вопросы и задания

1. Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей?

II. Выполните тест в тетради

1. Как называется самый маленький материк на Земле:

а) Айсберг;
б) Атлантида;
в) Австралия.

2. К какому полушарию относится австралийский материк?

а) Южному;
б) Северному;
в) Монголоидному.

3. Кто доказал, что Австралия – это единый массив суши?

а) Барон Иоганн Иванович Мюнхгаузен;
б) Абел Янсзон Тасман;
в) Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

4. Как была названа Австралия ее первооткрывателем В.Янсзоном?

а) Эдем;
б) Новая Голландия;
в) Земля Санникова.

5. Кому обязано восточное побережье Австралии своим открытием?

а) Деду Мазаю;
б) Куку;
в) Олимпийским играм 2000 года.

6. В каком году была открыта Австралия?

а) в 1606 году;
б) в 1917 году;
в) это еще предстоит сделать.

7. Что находится в основании Австралийского материка?

а) три кита;
б) Древняя платформа;
в) фундамент.

8. В состав, какого древнего материка входили Австралия и Африка?

а) Гондвана;
б) Гудвин;
в) Далай-лама.

9. Правильно ли считают ученые, что в основании Австралии находится не
только древняя платформа, но и область древней складчатости?

а) да;
б) нет;
в) не знаю, и знать не хочу!

10. Как называется самая высокая точка материка Австралия?

а) Гора Маяшина;
б) Гора Костюшка;
в) Гора Косцюшко.

11. Какой мыс является самой восточной точкой материка Австралия?

а) Байрон;
б) Пушкин;
в) Цветик.

УЭ-5

2 мин

Цель: Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте.

(1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-а, 9-б, 10-в, 11-а)

Оцените вашу работу. Результаты заносите в сводную ведомость

Критерии оценок:

1. 9-10 правильных ответов – вы успешно справились с работой – 5 баллов
2. 7-8 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла.
3. 4-6 правильных ответов – вы были не слишком внимательны – 3 балла.
4. менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо усвоили тему.

УЭ-6

2 мин

Цель: Выберите домашнее задание:

9-10 правильных ответов:

7-8 правильных ответов

Менее 7 правильных ответов

Составить малое «кругосветное» путешествие вокруг Австралии

Повторить записи в тетради, выполнить географические задания « 1,2,3
(с.148)

Повторить тему по учебнику – урок 35

Всем: дооформить дома контурные карты.

III. Итог урока

Индивидуальная работа.

Цель: Попробуйте оценить

собственные знания и умения следующим образом:

  1. «Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому».
  2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».
  3. «Я понял(а) материал частично».
  4. «Я ничего не понял(а).
  5. «Я ставлю себе оценку « ».

Итак, урок окончен. Спасибо всем!

Следующий: