Модульный урок Электроэнергетика. 9-й класс


№М № УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного
материала
М-0 Общая цель урока.
  1. В процессе работы над учебными элементами вы должны:
  2. Повторить состав топливно-энергетического комплекса и размещение
    топливных баз России.
  3. Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны и для
    себя лично.
  4. Рассмотреть основные типы электростанций, их особенности,
    достоинства и недостатки.
  5. Определить особенности размещения электростанций в России
  6. Раскрыть проблемы электроэнергетики.
М-1 УЭ-1 Цель: проверить, знаем ли мы, что входит в
состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и где размещаются
крупные топливные базы.

Индивидуальная работа.

1. Составьте схему: “Состав ТЭК”.

2. Тесты:

1) Крупнейший современный район добычи нефти в России:

а) Волго-Уральский
б) Западная Сибирь
в) Восточная Сибирь
г) Северный Кавказ

2) Ведущим регионом России по добычи газа является:

а) Ханты-Мансийский А.О.
б) Таймырский А.О.
в) Ямало-Ненецкий А.О.
г) Оренбургская область

3) Самый дешевый уголь в России добывают в:

а) Кузбассе
б) Подмосковном бассейне
в) Канско-Ачинском бассейне
г) Донбассе

4) Какие угольные бассейны относятся к буроугольным:

а) Печорский
б) Канско-Ачинский
в) Южно-Якутский
г) Подмосковный

Самоконтроль
УЭ-3 Переходите к следующему УЭ, если вы не допустили
ошибок. (Ответы, по мере выполнения, показываются на интерактивной доске
или на обыкновенной доске.)
УЭ-4 Если вы допустили ошибки, вернитесь к ранее изученному
материалу
Используйте учебник под ред. А.И. Алексеева, 9 класс, §
8, атлас для 9 класса, карту “Топливная промышленность”
УЭ-5 Оцените свою работу.

1. Нет ошибок – 5 баллов.
1. 2 ошибки – 4 балла.
2. 3–4 ошибки – 3 балла.
3. Более 4 ошибок – 2 балла.
4. Неправильно составлена схема – 2 ошибки.

Поставьте себе оценку

М-2 УЭ-1 Цель: Выявить значение электроэнергетики.
Что такое электроэнергетика?
Если затрудняетесь ответить, используйте учебник § 9
УЭ-2

Работа в парах

  1. Представьте себе, что произойдет, если отключить электроэнергию?
  2. Какое значение имеет электроэнергетика?
Вспомните, где и как используют
электроэнергию, и как вы лично ее используете?
М-3

УЭ-1 Цель: рассмотреть основные типы электростанций,
их особенности, преимущества и недостатки.

Работаем
вместе

  1. Где производится электроэнергия?
  2. Какие вы знаете электростанции?
  3. На каких электростанциях вырабатывается большая часть
    электроэнергии в России? Как вы думаете почему?
УЭ-2

Работа в группе (4 человека)

Вам предстоит выявить особенности строительства и эксплуатации разных
видов электростанций, а также их преимущества и недостатки.



1. Распределите в группе задание

1-й ученик – ТЭС
2-й ученик – ГЕС
3-й ученик – АЭС
4-й ученик – другие виды электростанций

2. Обменяйтесь информацией

.

3. Заполните таблицу:

Преимущества (+) и недостатки (-) разных видов электростанций:

Расставьте “+” и “–”

Если затрудняетесь ответить, используйте учебник – § 9
и § 26 (дополнительный учебник) или атлас, карту “Электроэнергетика”.
Рассмотрите диаграмму на рисунке 32 стр. 54

Используйте текст учебника
§ 9, рисунок 31, рисунок 33–35 стр. 54

УЭ-3

Если вы успешно поработали в своей группе и правильно
заполнили таблицу, поставьте себе “5”, если были затруднения и ошибки в
таблице оценка будет ниже.
Взаимоконтроль

Поставьте оценку

М-4 УЭ-1 Цель: определить принципы размещения
электростанций разного типа по территории России и выявить самые мощные;
выявить понятие “Энергосистема”.

Работаем вместе

  1. Равномерно ли размещаются электростанции в России?
  2. Где большая часть электростанций? Почему?
Откройте и проанализируйте карту атласа

“Электроэнергетика”

УЭ-2 5. Отметьте на контурной карте:
  1. Самые мощные электростанции разного типа (по 3) соответствующими
    условными знаками.
  2. Близлежащие, к нашему городу
Используйте атлас, карту “Электроэнергетика”
УЭ-3 Найдите определение “Энергосистемы”. Для чего
они необходимы?
Используйте учебник стр. 58
М-5 УЭ-1 Цель: Раскрыть проблемы электроэнергетики.

Работаем вместе

  1. Как вы думаете, какие проблемы испытывает эта отрасль?
  2. Какие пути решения вы предлагаете?
  3. Известно, что российской электроэнергией пользуются и другие
    страны. Нужно ли продавать нашу электроэнергию или нет?
М-6 УЭ-1

Обобщение

Цель: подвести итоги урока.



Наш урок заканчивается. Вернитесь к М-0 и посмотрите, достигли ли мы
поставленной цели?
ДА или НЕТ?

УЭ-2

Экспертный контроль.

Индивидуальная работа.

1. Дополните предложения

.

Топливная промышленность и ……………………………….
Вместе составляют …………………………………………… .
Группа электростанций, объединенных ……………………. образует
………………………………………………………… .

2. Расставьте в порядке убывания производство электроэнергии на
станциях разного типа.

А. ГЭС
Б. АЭС
В. ПЭС
Г. ТЭС

3

.Установите соответствие между типами электростанций и
регионами России, в электроэнергетике которых они занимают значительное
место.

Тип электростанции: Регион России:

1. ТЭС А.Центральная
2. ГЭС Россия
3. АЭС Б.Западная Сибирь
В. Восточная Сибирь

4

. Выберите из списка ГЭС:

а) Сургутская; в) Курская;
б) Братская; г) Кислогубская.

5. Выберите из списка ТЭС:

а) Братская; в) Рефтинская;
б) Курская; г) Волжская.

Выполните комплексный тест.

Проверьте себя. Ответы на доске к М-6.

УЭ-3 Оцените свою работу:

1. Нет ошибок – 5 баллов,
2. 1ошибка – 4 балла;
3. 2ошибки – 3 балла;
4. Более 2 ошибок – 2 балла.



Поставьте себе

Оценку

Если тест вызвал затруднение, используйте атлас, карту
“Электроэнергетика”

Попытайтесь объективно оценить свою работу на всех
этапах урока и поставить себе общую оценку.
Я ставлю себе

УЭ-4 Определите свое домашнее задание, исходя из
результатов:
– если вы набрали 15 баллов и не успели выполнить задание на контурной
карте, закончить эту работу;
– если вы набрали менее 15 баллов, прочитать учебник § 9 или повторить
М-3, М-4.

Приложение.

Ответы: М-1, УЭ-1: 1.ТЭК: топливная промышленность (нефтяная,
газовая, угольная, торфяная) и электроэнергетика (АЭС, ГЭС, ТЭС).

2. Тесты:

1) б; 2) в; 3) в); 4) б, г.

М-6, УЭ-2. 1. Электроэнергетика, ТЭК, ЛЭП, энергосистему;

2) г, а, б, в; 3) 1-б; 2-в; 3-а. 4) б; 5) в, д




Следующий: