Модульный урок Экономические районы Европейской части России


Одной из главных проблем школы всегда была и
есть проблема, как результативно обучить всех и
каждого ученика в отдельности. При переводе
школы в новое качественное состояние
значительное внимание уделяется внедрению новых
педагогических технологий, одна из которых –
модульное обучение. Если традиционная
методическая система в большей степени
направлена на решение задач чему, и как учить,
модульная технология решает задачу: как учить
результативно. Структура каждого модуля
отражает его основные элементы:

  • технологическая карта учителя
  • технологические карты уроков
  • тест самооценки по модулю
  • дайджест-приложение из литературных
    источников.

Технологические карты уроков – это конспекты
уроков для учителя и индивидуальные программы
уроков для учащихся. Они включают в себя:

1. Целевой план действий для учащихся
(планирование результатов деятельности учащихся
на уроке).

2.Содержание изучаемого материала в постановке
конкретных вопросов, соответствующих программе
курса.



3. Руководство по усвоению материала (виды
деятельности учащихся, которые представляют
формы работы, способы добывания знаний, в
результате чего учащийся овладевает различными
приемами самообразовательной работы).

4. Указатель количества баллов, который
помогает произвести самооценку знаний, умений и
навыков, полученных на уроке.

5. Блоки, в которых учебные элементы показывают
последовательность выполнения заданий. Они
связаны между собой логически и требуют
практической тренировки в формировании знаний,
умений и навыков.



6. Самоконтроль за ходом обучения на уроке
выражается в подсчете заработанных баллов и
самооценке, согласно рекомендуемым нормам.
Количество баллов варьируется в зависимости от
сложности и объема материала и на каждом уроке
может быть разным.

7. Рефлексия дает возможность учащимся оценить
предлагаемые способы обучения, степень
сложности; выразить удовлетворенность или
неудовлетворенность самим собой.

Цели:

  • обобщить и закрепить знания об экономических
    районах Европейской части России;
  • определить общие черты и специфические
    признаки экономических районов;
  • повторить и закрепить знания номенклатуры;
  • проверить уровень усвоения знаний изученной
    темы.

Оборудование:

политико-административная
карта, физическая карта, карта плотности
населения России, технологические карты для
учащихся, опорные конспекты, перечень
географической номенклатуры.

Предварительная подготовка: за неделю до
проведения урока необходимо разделить класс на 4
группы; подготовить по всему материалу четырех
ребят-консультантов.


№ УЭ

Учебный материал с
указанием заданий

Рекомендации

по выполнению, оценка

УЭ 0 Общие цели урока: Обобщить и
подвести итог изучения темы “Западный
макрорегион – Европейская Россия”.
УЭ 1 Цель: Повторить знания по
теме “Экономическое районирование России”.

Задание:


Ответьте на вопросы.

  1. Что называется экономическим районом?
  2. Какие условия необходимы для специализации
    территории?
  3. Что называется географическим или
    территориальным разделением труда?
  4. Назовите и покажите на карте все экономические
    районы России? Какие из них относятся к Западному
    макрорегиону?
  5. Какие из районов России являются: самым большим
    и самым маленьким по площади? Какой район
    омывается водами двух океанов? Какой район имеет
    выход к 5 морям? Какой из районов граничит по суше
    только с одним районом? С Финляндией? С Грузией? С
    Монголией?
Работайте в группе.

Ответ дает

представитель

команды,

за каждый

правильный

ответ вы

получаете

2 балла.

УЭ 2 Цель: Обобщить знания о
характерных признаках районов Западного
макрорегиона.

Задание:



1. С помощью таблицы (Приложение
1) составьте группы районов, которые имеют
одинаковый или почти одинаковый набор отраслей
специализации промышленности. Составьте
аналогичные группы по отраслям специализации
сельского хозяйства. Какими причинами можно
объяснить это сходство?

2. Сделайте вывод, какие отрасли промышленности
и сельского хозяйства наиболее характерны для
Европейских экономических районов? Насколько
богата их сырьевая база? Что характерно для
трудовых ресурсов макрорегиона?

Обсудите вопросы в

группе в
течение

10 минут, затем каждая

группа выскажет свое мнение.

Ответ оценивается

учителем по

5-тибалльной системе.

УЭ 3 Цель: Проверить знания
географической номенклатуры (перечень объектов
вам предложит учитель).

Задания:

  • Определите по предложенным контурам, каким
    районам они принадлежат.
  • Распределите данные вам объекты по
    экономическим районам.
  • Работайте в группе без опоры на
    карту.

    Правильность

    выполнения проверят

    консультанты.

    За правильно

    Распределенные и показанные

    объекты вы

    получаете

    по 1 баллу.

    УЭ 4 Цель: Дать характеристику
    экономическим районам Западного макрорегиона.

    Задание:


    с помощью выбранного вами опорного конспекта как
    можно полнее расскажите об экономическом районе.
    (Приложение 2).

    Обсудите вопросы

    в группе в
    течение

    10 минут, затем

    каждая группа выскажет свое мнение.

    Ответ оценивается учителем по 5-тибалльной
    системе.

    УЭ 5 Цель: Закрепить знания об
    экономических районах Западного макрорегиона
    России.

    Задания:

    1.

    Подбери пару: экономический район и
    соответствующее ему определение.

  • Хорошо развита нефтехимия.
  • Лидер судостроения в России.
  • Старый горнопромышленный район.
  • Центр лесной и рыбной промышленности.
  • Район точного машиностроения и легкой
    промышленности.
  • Наиболее этнически пестрый район России.
  • Главное богатство – черноземные почвы и
    железная руда.
    1. Центральная Россия.
    2. Центрально-Черноземный район
    3. Северо-Западный район
    4. Европейский Север
    5. Северный Кавказ
    6. Поволжье
    7. Уральский район

    2.

    По предложенным признакам узнайте
    экономические районы Европейской части страны.
    Отрасль специализации – гидроэнергетика.

    1.

    • Отрасль специализации –
      гидроэлектроэнергетика.
    • Выращивается озимая и яровая пшеница, ячмень,
      рис, бахчевые культуры.
    • Среди видов выпускаемой продукции – самолеты,
      автомобили, троллейбусы.
    • Развитая нефтяная, нефтехимическая и
      химическая промышленность.

    2.

    • Выгодное ЭГП.
    • Кладовая минеральных ресурсов.
    • Цветная и черная металлургия.
    • Развитое тяжелое машиностроение.

    3.

    • Производство зерноуборочных комбайнов,
      электровозов, атомных реакторов.
    • Многоотраслевое сельское хозяйство, развитая
      пищевая промышленность.
    • Пестрый национальный состав.
    • Рекреационное хозяйство.

    4.

    • Небольшой по площади район, с небольшой
      численностью населения.
    • Выгодное ЭГП, но бедная база минеральных
      ресурсов.
    • Развито трудоемкое и наукоемкое
      машиностроение.
    • Мясомолочное сельское хозяйство.

    5.

    • Самый крупный район по численности населения.
    • Бедный природными ресурсами.
    • Мощная научная база и высококвалифицированные
      трудовые ресурсы.
    • Одно из отраслей специализации – легкая
      промышленность.

    6.

    • Разнообразие полезных ископаемых.
    • Продолжительный вегетационный период.
    • Пестрый национальный состав.
    • Развитый АПК.

    7.

    • Удобное транспортно-географическое положение.
    • Хорошая освоенность территории.
    • Запасы бурого угля, железных руд.
    • Плодородные почвы.

    8.

    • Высокая плотность населения.
    • Из природных ресурсов – стройматериалы,
      фосфориты, торф, бокситы.
    • Развито льноводство.
    • Преобладают трудовой и научный факторы
      размещения производств.

    9.

    • Большая протяженность территории в
      меридиональном направлении.
    • Специализация – черная и цветная металлургия,
      химическая промышленность.
    • На юге – граница с крупнейшим государством СНГ.

    10.

    • На территории района крупнейший в России
      рыбокомбинат.
    • В южной части крупный металлургический
      комбинат.
    • Добывается нефть, газ, уголь, руды черных и
      цветных металлов.
    Выполняйте задания без опоры на
    карту.

    Правильность

    выполнения проверят

    консультанты. За правильные ответы команда
    получает

    по 1 баллу.

    УЭ 6 Цель: подведение итогов
    урока.

    Подсчитайте общее количество баллов.
    Согласно рекомендациям, оцените свою работу на
    уроке. Подумайте, кому из команды можно присудить
    титул ЗНАТОКА.




    Следующий: