Модульные уроки по географии России

Модульный урок 1 Тема “Реки”


Учебный элемент, время

Учебный материал с указанием
заданий

Руководство по усвоению
учебного материала

УЭ-0 Цель: Продолжить формирование знаний о
реках.

Формировать понятия “режим реки”,
“падение реки”, “уклон реки”, годовой сток”,
“расход воды в реке”.

Продолжить формирование умения составлять
характеристику реки по плану.

Вы должны уметь:

  • объяснять основные характеристики реки на
    конкретных примерах;
  • показывать реки России на карте;
  • приводить примеры хозяйственного
    использования рек;
  • давать описание реки;
  • давать характеристику реки с точки зрения
    возможностей хозяйственного использования
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ- 1 Цель: определить ваш исходный уровень
знаний о реках, уметь разъяснять смысл изученных
понятий.

I.

Выполните контрольный диктант (приложение 1) по теме “Речная
система”.

Внимательно прочитайте вопросы и варианты
ответов, определите правильный ответ. Напротив
номера вопроса запишите букву, которая
соответствует правильному ответу.

Ответы: А — исток, Б — речная система, В — река,
Г— водораздел, Д — озеро,

Е — водопад, Ж — устье, 3 — бассейн, И — дельта, К
— русло.

2.

Проверьте правильность выполнения
диктанта.

Работайте самостоятельно
3. Определите уровень ваших знаний
по следующей схеме:
10 правильных ответов — высокий уровень
знаний-“5”;
8-9 правильных ответов — средний уровень знаний -
“4”;
6-7 правильных ответов — низкий уровень знаний
-“3”;
менее б правильных ответов — очень низкий
уровень знаний- “2”

4.

Проанализируйте
ошибки

Ответы у учителя
УЭ-2 Цель: сформировать знания о крупнейших
реках России, особенностях размещения речных
систем; составить общее представление на основе
установления их зависимости от рельефа;
Работайте в паре
развивать умения связно и доказательно
излагать учебный материал, раскрывать
взаимосвязи между компонентами природы,
запоминать прочитанное развивать память;
развивать познавательный интерес к окружающему
миру.
Делайте записи в тетради
1. Пользуясь текстом учебника с. 97 и
картами атласа подготовьте устные ответы на
вопросы: Обсудите эти вопросы в классе.

Просмотрите
опорную схему, и сформулируйте выводы (с
приведением примеров).

1)К бассейну, какого океана, относится
большинство рек России?

2)Почему все крупные реки текут в Северный
Ледовитый океан?

3)Как влияют на направление и характер течения
рек особенности рельефа? .

4)В чём заключается работа реки? (созидательная
и разрушительная).

2. Оцените свои знания. Помните, что вы работаете
на доверии.

За каждый верный ответ 1 балл.

Устное обсуждение
УЭ-3

Что такое река?

Цель: Закрепить знания о структуре реки.
Расширить представление о речной системе;

развивать память; запоминать прочитанное и
просмотренное.

1.Просмотр мультимедийной презентации (презентация).

2.Просмотрите схему (приложение 2)
реки и установите соответствие.

1—

2—

3—

4—

5—

6—

7—

8—

9 –

10—

11—

Внимательно просмотрите презентацию
Исток, устье, главная река, правый берег,
левый берег, левый приток, правый приток, верхнее
течение, среднее течение, нижнее течение, дельта.
Обсуждение в классе.
УЭ-4 Цель: сформировать знания о таких
понятиях, как падении, уклон, годовой сток и
расход воды крупнейших рек России, развивать
память, запоминать прочитанное.

1.Падение и
уклон реки

1) Реши задачу и проверь решение.

(задача на слайде)

2) Определи уклон и падение реки, Если высота
истока 453 м., высота устья 76м, длина реки 1826 км.

3) Падение реки 200 м. Какую длину может иметь
река, если она горная?

2. В какой реке пройдёт больший объём воды за
единицу времени?

3. Используя текст учебника и карты атласа
(стр.20-21) ответь на вопросы.

1) Что такое сток?

2) Какая река имеет наибольший сток в России?

3) Что такое твёрдый сток?

4) У какой реки России максимальный твёрдый
сток?

5) Что определяет величину годового стока?

4. По графикам годового стока (атлас стр.22)
определите в какое время года

наблюдается самый высокий уровень воды в реках,
текущих в разных климатических условиях? Почему?

Внимательно просмотри схему опорного
конспекта на слайдах презентации.

Определения
новых понятий записать в тетрадь (падение, уклон,
годовой сток, расход воды).

Работа в группах

Установи соответствие:

1.Дон а) зимой;

2.Индигирка б) весной;

3.Амур. в) летом;

г) осенью.

5)Оцени свою работу. Ответы сверь с образцом.

За каждый верный ответ 1 балл.

Работайте самостоятельно
УЭ-5

Питание и режим реки

Цель: Сформировать и расширить знания о питании
и режиме рек России.

1.Просмотрите опорную схему, и сформулируй
выводы (с приведением примеров).

Пользуясь текстом учебника и картами атласа
(стр.20-22).

2. Установите соответствие:

Реки Преобладающее питание

1. Амур А. дождевое

2. Печора Б. снеговое

3. Енисей В. ледниковое

4. Кубань

5. Терек

3. Установите соответствие:

Реки

  • Волга
  • Амур
  • Обь
  • Северная Двина
  • Терек
  • Тип водного режима

    А. весеннее половодье

    Б. летнее половодье

    В. паводочный режим

    Г. зимнее половодье

    Д. равномерный сток в течение всего года

    3.Оцени свою работу. Ответы сверь с образцом.
    Помните вы работаете на доверии.

    За каждый верный ответ 1 балл.

    Работайте в паре.
    УЭ-6 Цель: закрепить знания по теме
    “Внутренние воды”; уметь самостоятельно
    применять полученные знания.

    Кроссворд

    По горизонтали:

    4. Объем воды, протекающей через поперечное
    сечение реки за год.

    5. Линия, разделяющая смежные бассейны рек,
    водоемов.

    7. Период высокого и длительного подъема воды в
    реке, сопровождающийся выходом воды из русла на
    пойму.

    8. Периодичное изменение уровня воды в реке.

    По вертикали:

    1. Объем воды, протекающей через поперечное
    сечение потока в единицу времени (м3/с).

    2. Сравнительно кратковременное и
    непериодичное увеличение расхода воды в реке.

    3. Период устойчивого низкого уровня и малого
    расхода воды в реке.

    6. Естественный водный поток, текущий в
    выработанном им русле.

    Оцените работу. Ответы сверьте с образцом

    Помните, вы работаете на доверии. За каждый
    верный ответ 1 балл.

    Всё закрыть
    УЭ-7(0) Цель: подведение итогов.

    1. Прочитайте
    ещё раз цели урока.

    Достигли ли вы заданных целей? В какой степени?
    Что мешало достижению цели?

    2. Оцените свою работу на уроке. В
    индивидуальной учётной карточке подсчитайте
    общее количество баллов, поставьте оценку.

    “5”- 39-44 балла

    “4”- 31-38 баллов

    “3”- 23-30 баллов

    3. Домашнее задание: & 15;ответить на вопросы и
    выполнить задания на стр. 103;

    на к карте отметить реки, о которых идёт речь в
    параграфе;

    пользуясь картой распределите реки по
    бассейнам, заполните таблицу.

    Опережающее задание (по желанию). Подготовить
    сообщение: о стихийных явлениях, связанных с
    внутренними водами; удивительных озёрах России;
    о каналах.

    2. Модульный урок. Тема
    “Озёра, подземные воды, болота, многолетняя
    мерзлота, ледники”.

    Учебный элемент, время

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению
    учебного материала

    УЭ-0 Цель: Продолжить формирование знаний об
    особенностях внутренних вод России. Формировать
    знания о происхождении озёрных котловин.

    Продолжить
    формирование умения работать с разными
    источниками информации.

    Внимательно прочитайте цели урока
    УЭ- 1 Входной контроль.

    Цель: Проверить
    уровень знаний по теме “Реки”.

    1

    . “РЕКИ РОССИИ” географический диктант (приложение 3)

    Перечень ответов: 1. Аллювий. 2. Терраса. 3.
    Водораздел. 4. Падение реки. 5. Уклон реки. 6. Речная
    эрозия.7. Базис эрозии. 8. Меандра.9. Эстуарий 10.
    Дельта

    2

    .Наполни смысловым содержанием опорную
    схему “Влияние рельефа на жизнь реки”.

    3. Какое влияние оказывает климат на жизнь
    реки?

    Работайте самостоятельно.

    Работа
    сдаётся учителю на проверку.

    УЭ-2 Цель: изучить особенности
    происхождения и размещения по территории, озёр
    России.

    1. Прослушайте объяснение учителя,
    примите участие в учебной беседе, заполните
    схему “Значение озёр”.

    2. Прочитайте текст учебника стр. 104-105,
    просмотрите таблицу приложения на стр. 310,
    заполните таблицу (приложение4)
    “Типы озёрных котловин”.

    3

    .Заполни схему.

    Характеристика озера

    4

    .Закончите предложение:

    Размещение озёр зависит от : . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . .

    5

    Расширяем кругозор!

    Прослушайте сообщение “Цветные озёра”.

    Оцените свою работу. Помните, что вы работаете
    на доверии.

    Каждый правильный ответ 1 балл.

    Ответы сверьте с образцом .

    Работайте в паре
    УЭ-3 Подземные воды.

    Цель: Изучить
    особенности грунтовых вод России.

    Прочитайте текст учебника стр.106 и выполни
    задания.

    Закончите предложения:

    1

    Подземные напорные воды, находящиеся между
    водоупорными пластами называют ———— .

    Запись новых понятий в тетрадь.
    2. Выходы грунтовых вод на
    поверхность называют ——-, ——— .

    Ответьте на
    вопросы:

    3

    .Как изменяется глубина залегания
    грунтовых вод с севера на юг?

    4

    .Почему?

    5.

    От чего зависит уровень залегания
    грунтовых вод?

    Оцените свою работу. Помните, что вы работаете
    на доверии. Каждый правильный ответ 1 балл.

    Проверка заданий по образцу.
    УЭ-4 Болота.

    Цель: изучить особенности
    болот России; совершенствовать умения выделять
    главное в лекционном сообщении.

    Прослушайте объяснение учителя, примите
    участие в учебной беседе, изучите карты атласа
    стр. 18. сформулируйте вывод о распространении
    болот.

    Назовите условия при которых возникают болота.

    Запишите вывод в тетрадь.
    УЭ-5 Многолетняя (вечная) мерзлота. Ледники.

    Цель:
    сформировать представление о многолетней
    мерзлоте и ледниках, об их влиянии на природу и
    хозяйственную деятельность человека.

    Развивать: память; умения работать с различными
    информационными источниками.

    Прочитайте текст учебника стр. 107-108,просмотри
    иллюстративный материал, карты атласа стр. 18-19 ,
    подготовь устные ответы на вопросы.

    1.Какая площадь России занята вечной мерзлотой?

    2. Назови условия образования вечной мерзлоты?

    3.Каковы основные требования к строительству
    домов в зоне вечной мерзлоты?

    4. Где размещены покровные ледники в России?

    5.Назовите горы России, где распространено
    современное горное оледенение?

    6.Какие факторы способствуют оледенению?

    Самостоятельная работа

    Обсуждение ответов на вопросы.

    УЭ 6 Цель: закрепить знания по теме
    “Внутренние воды

    1. К какому типу котловин
    относится озеро Неро?

    2. Выберите правильные названия типов озерных
    котловин?

    а – внешне-тектонические, б – термокарстовые, в
    - ледниково-тектонические

    г – грунтовое, д – низинное, е – артезианское, ж
    – старицы

    3. Выход грунтовых вод на поверхность
    называется . . .?

    4. Каковы причины распространения многолетней
    мерзлоты?

    а — Избыточное увлажнение, б — Продолжительные
    низкие температуры.

    в — Низкие абсолютные высоты, г — Малоснежные
    зимы.

    д — “След” ледникового периода, е — Все
    перечисленные.

    5. Больше всего болот в России находится в:

    а – Европейской части, б – Западной Сибири, в –
    Восточной Сибири

    6 . Какие условия способствуют образованию
    ледников?

    7. Назовите крупнейшие горные ледники России.

    Всё закрыть.
    УЭ-0 Цель: подведение итогов.

    1. Прочитайте
    ещё раз цели урока.

    Достигли ли вы заданных целей? В какой степени?
    Что мешало достижению цели?

    2. Оцените свою работу на уроке. В
    индивидуальной учётной карточке подсчитайте
    общее количество баллов, поставьте оценку.

    3. Домашнее задание:

    • повторите записи в тетради; ответьте на вопросы
      и выполните задания параграфа №16;
    • на контурной карте отметьте номенклатуру.

    Следующий: