Модульное обучение: сущность, технологии

Введение

Сегодня, когда информация становится
стратегическим ресурсом развития общества с
одной стороны, а с другой – быстро теряет свою
актуальность, устаревает и требует в
информационном обществе постоянного обновления,
становится очевидным взгляд на современное
образование как на непрерывный процесс. Для
начальной школы это означает смену приоритетов в
расстановке целей. Результатом обучения и
воспитания в школе первой ступени должны стать
умения находить нужную информацию и способность
применять её для самостоятельного получения
знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка
брать на себя ответственность и участвовать в
совместном принятии решений. Это означает
переход с объяснительно-иллюстративного способа
обучения на деятельностный, при котором ребёнок
становится активным субъектом учебного
процесса.

В классе, где я работаю, обучаются дети с
разными учебными возможностями. Из 16 ребят 8
учатся “4” и “5”, 3 ученика с очень низкими
учебными способностями, остальные — дети, которых
можно охарактеризовать как “тихих троечников”.
Поэтому передо мной встала задача
активизировать деятельность всего класса,
включить в учебный процесс каждого ученика. Я
поняла, что для успешного выполнения
поставленных задач наиболее приемлема именно
эта технология. Прежде всего меня в этой методике
привлекло то, что каждый ученик должен не только
получать знания, но и учиться самому добывать их,
объективно оценивать себя и свои возможности,
работать самостоятельно, помогать товарищу,
учить общаться с одноклассниками и взрослыми и
отвечать за результаты своего труда. Я решила
опробовать данную технологию на уроках русского
языка и природоведения. О своём небольшом опыте
мне хотелось рассказать в данной работе

Модульное обучение: сущность,
технология

Итак, данная технология рассматривается как
разновидность блочного. В курсе учебного
предмета выделяются тематические блоки. Учитель
выделяет их сам, по своему усмотрению
основываясь на программу курса. Распределяет
количество часов так, чтобы было целесообразно.
Это такая организация процесса обучения, при
которой ученик работает с учебной программой,
состоящей из модулей, основывающейся на
индивидуально-дифференцированном подходе. Она
позволяет осуществлять самообучение,
регулировать не только темп работы, но и
содержание учебного материала. Сам модуль может
представлять содержание курса в трёх уровнях:
полном, сокращённом и углубленном. Учебный
материал подаётся одновременно на всех
возможных кодах:

  • СИМВОЛ — рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть
учебного материала, состоящую из следующих
компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая
    программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в
    виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей
    (как?)
  • практические занятия по формированию
    необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго
    соответствует целям, поставленным в данном
    модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений –
рейтинговая; накопление рейтинга происходит в
процессе текущего, промежуточного и
заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной
из целей преследует формирование у школьника
навыков самообразования, весь процесс строится
на основе осознанного выбора цели с иерархией
ближних (знания, умения и навыки), средних
(общеучебные умения и навыки) и перспективных
(развитие способностей личности) результатов.
Поэтому эффективность обучения будет много выше,
если ученик сможет овладевать знаниями сам, а
учитель управлять этим процессом –
мотивировать, организовывать, консультировать,
контролировать. Модульный урок тем и отличается
от обычного, что ребята учатся работать
самостоятельно, общаться и помогать друг другу,
оценивать работу свою и своего товарища. Особое
внимание обращается но то, чтобы каждый ученик
уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня
изучить, на чём сосредоточить своё внимание.
Осознанность учебной деятельности переводит
учителя из режима информирования в режим
консультирования и управления. Данный метод
обеспечивает возможность выбора учениками пути
движения внутри модуля. Учитель освобождается от
чисто информационных функций, передаёт
модульной программе некоторые функции
управления, которые становятся функциями
самоуправления. Моя роль на модульном уроке –
управление работой учащихся. При такой
организации работы я имею возможность общаться
практически с каждым учеником, помогать слабым и
консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается
неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это
говорит о дискомфорте ученика на уроке. А
модульный урок даёт возможность получать много
оценок – баллов за все виды устных и письменных
работ. Баллы ученики выставляют в тетради на
полях. При этом получается, что даже двойка
перестаёт быть “приговором”. Получив
неудовлетворительную отметку, ученик может
самостоятельно исправить её, доработав материал.
В журнале выставляют только оценки “выходного
контроля”. Обычно за урок ученик получает две
оценки – за устную работу: знание теории,
дополнения — и за практическую часть. Тетради
проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки
совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на
уроке. Если ученик отработал все учебные
элементы и набрал максимальное количество
баллов, то ему нет необходимости выполнять
домашнее задание. Если же в ходе классной работы
допускались ошибки, то рекомендуется повторить
тот или иной учебный материал. Обычно в конце
каждого урока – модуля есть рекомендации
учителя, которые начинаются словами: “если ты
что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся,
повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности
ребят, потому желающим часто предлагаю задания
творческого характера. Такая работа оценивается
отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное — готовить
их, конечно же, непросто. Требуется большая
подготовительная работа.

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать
    учебный материал всей темы и каждого урока в
    отдельности; выделить главные, основополагающие
    идеи и сформулировать для учащихся
    интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к
    концу занятия ученик должен изучить, знать,
    уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и
    последовательность учебных элементов (УЭ),
    указав время, отводимое на каждый из них, и вид
    работы учащихся.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал
    (например, для лекции, беседы), соответствующие
    наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты,
    графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие
для учащихся, размножить его. На написание таких
методичек уходит немало времени. Но правильно
составленные единожды, они могут быть
использованы несколько раз.

Способ построения обучающего
модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет
различные значения в области математики, точных
наук и архитектуры, но, в общем, он означает
единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое
структурирование учебной информации, содержание
обучения и организацию работы учащихся с
полными, логически завершёнными учебными
блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и
уровни изучения темы, названы умения и навыки. В
нём всё заранее запрограммировано: не только
последовательность изучения учебного материала,
но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента Название учебного элемента. Цели и
задачи формулируются для ребёнка.
Управление обучением (содержание,
формы, методы).
Рекомендации (Как сделать?) Время работы. Как работать. Оцени работу
по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация
целей.
Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.
УЭ — 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы
решения задач.
УЭ — 3 Контроль (самоконтроль и выходной
контроль по трём уровням).
Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта
конструирования темы или раздела.

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для ученика…
  • Что должен знать ученик в конце темы …
  • Что должен уметь ученик в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и
    навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической
    технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль,
    экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому
ученику перед началом урока (или в конце изучения
целого блока). По этому листу ученик сам
выставляет себе оценку по количеству набранных
им баллов.

Фамилия, имя ученика


Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам
заданий.
Итого (кол-во баллов)
№1 № 2 № 3
УЭ — 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:

Заключение

Возможности модульной технологии велики, так
как раскрывают новые возможности и для ученика и
для учителя. Благодаря этой технологии
центральное место в системе “учитель – ученик”
занимает учащийся, который выполняет задание в
тот отрезок времени и с той степенью понимания,
осмысления и запоминания, которая соответствует
его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к
предмету, занятость каждого ученика исключает
нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель,
предполагают работу ученика с текстами учебника,
хрестоматии, художественной, научно-популярной
литературы; наблюдения; экспериментальную
работу.

При выполнении заданий школьник может
проверить и оценить себя, посоветоваться с
товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить
помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это
отличает модульное обучение от традиционного
обучения.

Модульная технология обучения позволяет
определить уровень усвоения нового материала
учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю
незавершённой. Для того чтобы сравнить
прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно
постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо
также проводить мониторинг и диагностирование,
составлять личные листы учёта контроля, затем
сравнивать результаты прохождения тем и
контрольных работ с традиционным.



По урокам – модулям класс работал в течение
2-хлет (4-й класс) месяцев. Результаты этой работы
таковы: увеличился объём работы, появились
навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась
организация учебного труда, чаще работали в
парах, увеличилась накопляемость оценок.

Думаю, что в этом направлении первые шаги
сделаны.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ)
необходимо начинать с осознанного восприятия
цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и
возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в
учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу
по предмету, используй их в самопроверке и
взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения,
внимания друг к другу, умения выслушивать мнение
каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в
парах” означает, что при выполнении этой работы
тебе придётся, если не трудно, помочь своему
товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему
за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю:
внимательно прочитай пояснения к заданию. Не
торопись, думай …

Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в
    обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок.
    Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок.
    Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё
    технологии. Москва.: 1998 г.
  5. Осмоловская И.М. Организация
    дифференцированного обучения в современной
    общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998
    г.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной
    деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология
    модульного обучения в школе.
    Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997
    г.
  8. Чошанов М.А. Гибкая технология
    проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  9. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

По данной технологии мною разработан весь
курс русского языка 4 –го класса (Рамзаева) и
природоведения (А.Плешаков) 4 –го класса.

МОДУЛЬ 4.

ТЕМА: В ТУНДРЕ

При изучении темы ты должен:

  • Знать природные условия тундры.
  • Знать особенности растительного и животного
    мира тундры.
  • Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В
тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”,
контурная карта “Природные зоны”,
индивидуальные таблицы для работы с учебником,
ключи для самоконтроля.

Учебный

элемент

Как делать? Методические рекомендации. Время работы.

Контроль.

УЭ – 0

Повторение материала об
Арктике.

Цель: Проверить выполнение
домашнего задания.

Реши кроссворд.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по
ключу.

Покажи на карте Арктическую зону.

3 мин.

Проверка по ключу №1.

Оценку поставь в тетради.

У Э – 1

Изучение

Нового материала.

Цель: Знать о природных условиях
тундры. Знать особенности животного и
растительного мира.

Входной контроль

:

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы
почему?

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

Послушай рассказ учителя.

После объяснения
ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом
фотоматериала “В тундре” подготовленном в
Усть-Ленском заповеднике.

Почему растения тундры успевают отцвести и
получить семена за такое короткое лето?

Как приспособились растения тундры к суровым
природным условиям?

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене.
Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь
хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова –
постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки.
Работай с учебником.

Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть.
Физкультминутка

.

2 мин.

8 мин.

2 балла за ответ

3 мин.

1 балл за ответ

7 мин.

Комментирование

УЭ – 2

Закрепление

изученного.

Цель: Ответить на вопросы учебника.
Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот
учебника. Назови все растения и животных. Составь
одну – две цепи питания.

Смотри подсказку.

Ива (цветы, кора) ———*————песец

Ягель ———*———- волк

*———— * ———— *

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1,
2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58.

Работай в тетради.

3 мин

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу
№2.

6 мин

1 балл за ответ

УЭ – 3

Контроль.

Цель: Проверить, как усвоен
изученный материал.

1) Объясни значение термина:
многолетняя мерзлота.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши
названия растений и животных.

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

  • Зона тундры следует за ………
  • Зима здесь ……….
  • Лето в тундре ……….
  • Круглый год в тундре дуют ……
  • Многолетняя мерзлота не пропускает ……
  • Тундра – край ……..
  • Ягель называют ……
  • В тундре растут ….берёза и ……… ива.
  • Самое крупное животное — ……..

10 мин.

1 балл за ответ

Проверь по ключу№3.

Проверь по ключу №4.

Запиши задания к следующему уроку:

  1. Ответить на вопросы и задания стр.58.
  2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
  3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
  4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении
    тундры, животном тундры.
  5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
  6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке.

  • 25 – 23 балла оценка “5”
  • 22 – 20 баллов оценка “4”
  • 19 – 17 баллов оценка “3”
  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

Русский язык. 4 класс. Модуль № 10

Тема:

творительный и предложный падежи имён
прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока

: Комбинированный.

Цели:

  • знать правило правописания окончаний имён
    прилагательных в творительном и предложном
    падежах мужского и среднего рода.
  • уметь правильно писать окончания
    прилагательных в творительном и предложном
    падежах.
  • развивать устную речь.
  • учит работать в малых группах.
  • совершенствовать умение получать информацию.
  • развивать логическое мышление через сравнение
    и анализ слов и словосочетаний.
УЭ – 0

Повторение пройденного
материала о правописании прилагательных в
дательном падеже.

Цель: Повторить правописание
окончаний имён прилагательных в дательном
падеже. Проверить выполнение домашней работы.

Вспомни
и расскажи правило о правописании окончаний
прилагательных в дательном падеже.

Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина.
выгон, пассажир, пальто, завтра, календарь.

Поставь ударение, подчеркни орфограммы.

Составь 4 словосочетания с любыми из данных
слов в дательном падеже прилагательное +
существительное. Выдели окончание. Докажи, что
написали правильно.

Работа по развитию речи. У мудрого человека
длинные уши и короткий язык
. Прочтите
пословицу.

Объясните, в каком значении употребили
прилагательные длинные и короткий?

Пообдери ещё слова в переносном значении к
слову ЯЗЫК.

Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют
прилагательные в дательном падеже в мужском и
среднем роде?

Время работы 7 мин.

Эталон.

5 б – 0 ош.

4 б – 1 ош.

3 б – 2 ош.

2 б – 3 ош.

1 б – 4 и более ош.

2 балла за ответ.

УЭ – 1.

Изучение нового материала.
Выучи правило о правописании окончаний
прилагательных в творительном и предложном
падежах.

Цель: выучит правило о правописании
окончаний имени прилагательного в творительном
и предложном падеже. Сравнить падежные вопросы и
окончания имён прилагательных в этих падежах,,
научиться их различать.

Спиши. Вставь
прилагательные из скобок в словосочетание,
изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь
ударение.

Окружён … кустарником. Спрятался в …
кустарнике. (густой, колючий).

Встретился со … псом. Рассказал о … псе. (злой,
дворовый).

Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное,
красивое).

В каких падежах употреблены прилагательные в
данных предложениях?

Назовите ударные и безударные окончания
прилагательных в творительном падеже.

Назови ударные и безударные окончания
прилагательных в предложном падеже.

Назови вопросы творительного и предложного
падежей.

Подумай, почему мы сравниваем эти падежные
формы имен прилагательных?

Запишем правило в виде таблицы.

Какие окончания имеют прилагательные в
творительным и предложном падежах в мужском и
среднем роде?

Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы
сделали вывод.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с
прилагательными в творительном и предложном
падежах

В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним
вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6.
Доброго человека. 7. На синем небе.

Вернись к цели учебного элемента 1, скажи
правило.

Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть!

Время работы 10 мин.

Взаимопроверка.

Оцени работу товарища.

1 балл за ответ.

Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно
выполненную работу.

Расскажи соседу по парте.

УЭ – 2

Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания о
правописании окончаний прилагательных в
творительном и предложном падежах.

Выполни
упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетический
разбор слова весёлом.

Внимание! Аукцион прилагательных в
творительном и предложном падежах “Кто больше?”
по схемам.

Весёлым, красивым, печальном, хорошем.

Время работы 6 мин.

3 мин.

По 2 балла за слово.

УЭ – 3

Контроль полученных знаний.

Цель: Проверить, как усвоено правило
о правописании окончаний прилагательных в
творительном и предложном падежах.

Спиши
предложения, вставь пропущенные буквы. Определи
падеж, выдели окончания. Выполни задания.

Солнце село за даль … лесом.

Лес наполнился птичь.. гамом.

О дальн … походе в моря, мечтайте, мечтайте
друзья!

В соседн … посёлке вырыли пруд.

Время работы 3 мин.

Проверка учителем.

УЭ – 4

Проверь себя.

Цель: Уточнить всё ли усвоил на
уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы.

На
какие вопросы отвечают прилагательные в
творительном и предложном падежах?

Какие окончания имеют прилагательные в
творительном и предложном падежах?

Приведите примеры.

Время работы 3 мин.

Упражнения для самостоятельной работы
дома.
Упр. 307 стр. 136. Подготовься к диктанту
упр.310 стр. 137.

Оцени свою работу на уроке.

  • 15 – 13 баллов “5”
  • 12 – 10 баллов “4”
  • 9 – 7 баллов “3”
  • Меньше 7 баллов “2”

Приложение 1 (ключи к
модулю №4), Приложение 2
(характеристика природных зон), Приложение 3 (беседа учителя).

Спасибо за урок! Если что-то не получилось, не
расстраивайся, прочти теоретический материал
ещё раз, выполни дополнительно упражнения,
спроси у учителя о том, что не понял.




Следующий: