Модульное обучение на уроках географии как средство повышения их эффективности

Период длительного совершенствования
содержания школьной дисциплины “География”
сменился периодом выдвижения новых концепций
построения содержания предмета, новых подходов к
диагностированию результатов обучения,
воспитания и развития личности школьника. Теперь
измерение результатов обучения основано на
деятельностном подходе. Известно, что качество
знаний определяется тем, что умеет с ними делать
обучаемый.

В современной российской школе ученик
должен учиться сам, а учитель осуществляет
управление его учебной деятельностью. В этой
связи традиционный
объяснительно-иллюстративный процесс в
современной школе заменяется новыми
педагогическими технологиями.

Специфика нашей школы, где количество
классов отведённых на изучение географии 1 час в
неделю ставит учителя в очень трудную ситуацию, в
которой необходимо решать вопросы:

1) как обучить ребят и выдать тот же
объём материала, но в сжатые сроки;
2) как сохранить интерес к своему предмету,
который перевели из ранга познавательного в ранг
научного;
3) как вести уроки по разным программам и
учебникам одновременно на параллели.

Одна из главных проблем современной
школы – результативность учебного процесса.
Поэтому в своей педагогической практике я
использую различные способы и методы обучения и
технологии для достижения результативности и
повышения эффективности обучения.

Два года назад количество часов
отведённое на изучение географии в 6-м классе
сократилось в два раза, а объём остался прежним.
Вот тогда и возникла идея использования
модульного обучения наряду с другими, чтобы
побудить шестиклассников к самостоятельной
работе и добиться положительных результатов в
учёбе.

Модульное обучение, на мой взгляд,
результативнее, так как способствует развитию
специальных предметных навыков, ведет
к изменению функций преподавателя:
он становиться консультантом, собеседником
учеников. Внедрение модульной технологии
становиться актуальным, так как используемые
приемы, основанные на деятельностном подходе,
способствуют формированию у учащихся
учебно–познавательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы –
это эффективность учебного процесса.
Он должен стать информационно ёмким,
целенаправленным.

Для реализации этой задачи
использование только традиционной классно –
урочной системы недостаточно, необходимо
применять современные педагогические
технологии, которые активизировали бы учебную
деятельность и развивали предметные
компетенции учащихся. Разрешить указанную
проблему, на мой взгляд, поможет технология
модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность
и завершенность, полноту и логичность
построения учебного материала в виде блоков
модулей, внутри которых учебный материал
структурируется в виде учебных элементов.

Модульное обучение возникло как
альтернатива традиционному обучению. Его
основная идея состоит в том, что учащийся должен
учиться сам, а учитель – осуществлять управление
его учением. Он должен мотивировать,
организовывать, координировать,
консультировать, контролировать его
деятельность. Преобладающим методом учебного
процесса в школе, является
объяснительно-иллюстративный, который не в
полной мере обеспечивает ученику развитие его
интеллекта, склонностей, самостоятельности,
коллективизма. Модульное обучение позволяет
практически решить эту задачу, в корне изменить
учебный процесс. Модуль это узел, в котором
учебное содержание и технология овладения им
объединены в одно целое.

Модуль

– это функциональный целевой узел, в
который объединены учебное содержание и
технология овладения им. Каждый модуль
представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов, которые проводятся
последовательно.Главное предназначение модуля
– развивать мышление, осознание человека.

Состав модуля:

Таким образом, модуль выступает
средством модульного обучения, т.к. в него входит:
целевой план действий, банк информации,
методическое руководство по достижению
дидактических целей. Именно модуль может
выступать как программа обучения,
индивидуализированная по содержанию, методам
учения, уровню самостоятельности, темпу
учебно-познавательной деятельности ученика.

Самое важное в построении модуля –
структурирование деятельности ученика в логике
этапов усвоения знаний: восприятие, понимание,
осмысление, запоминание, применение, обобщение,
систематизация. И здесь большая возможность
осуществлять проблемное обучение.

Структура модуля (учебного
элемента)


Номер учебного
элемента.

Название учебного
элемента (материала). Содержание учебного
материала.

Управление обучением
(содержание, формы, методы).

УЭ
№ 0.

Тема.
Цель (триединая).

Необходимые знания и умения.

УЭ

№1

Проверка домашнего задания.

Цель:

Пояснение (работа в парах,
группах, индивидуально).

УЭ

№2

Изучение и первичное
закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснение учителя (работа с
учебником, дидактическим материалом)

УЭ

№3

Закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснения учителя

УЭ

№4

Рефлексия.

Цель:

Предлагаю типизацию учебных элементов
по разным свойствам, что позволяет глубже понять
природу модуля, составлять модульные уроки,
используя широкий арсенал учебных элементов. В
модулях используются разнообразные носители
учебной информации, поэтому данная типизация
систематизирует учебные элементы на основе
носителя.

Типизация на основе особенностей и
носителя учебной информации.


Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к
применению

Текстовой

Учебник, дополнительная
литература, материалы периодической печати

Прочитай, выдели главное,
составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т д

Картографический

Атлас, настенные карты, планы,
картосхемы

Определи, установи, измерь,
сравни, составь характеристику и т д

Табличный

Таблицы, графики,
блок-диаграммы

Определи, сравни, опиши
динамику изменения и т д.

Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к
применению

Иллюстративный

Фото, рисунки, репродукции

Определи, Что изображено;
составь рассказ, опиши и т. д.

Словесный

Учитель, докладчик, лектор

Прослушай и выполни задания:
ответь на вопросы, составь список вопросов,
составь план, ЛОК, конспект и т. д.

Компьютерный

Базы данных, мультимедийные
средства обучения

Прочитай файл, познакомься с
картой, выполни тест, выполни практическую
работу и т. д.

Аудиовизуальный

Видео, кино, слайды, записи,
диски

Ответь па вопросы, составь
свой комментарий и т. д.

Натурный

Географические объекты и
явления па местности

Научись определять, зарисуй,
составь схему, познакомься, замерь и т. д.

Смешанный

Несколько носителей
информации

Разнообразные

В модульном уроке должны сочетаться
академические и игровые модули: первые
предпочтительны для изучения нового материала, а
вторые – для закрепления и практического
применения.

Оценивается выполнение каждого
учебного элемента. Точность контроля и
объективность оценки играют большую роль.
Получить хорошую оценку – одна из главных
мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает,
что его труд оценивается, оценка объективно
отражает его усилия.

Выводы и рекомендации

Модульная система организации
учебно-воспитательного процесса построена на
основе психологически корректных режимов
функционирования внимания, памяти, мыслительной
деятельности, гуманизации содержания обучения и
педагогических взаимодействий, реконструкции
учебно-воспитательного процесса с позиций
целостности, формирования детских и
педагогических общностей.

По своей психолого-педагогической
основе – это адаптивная развивающая технология.
Учение эффективно и по своему характеру
воспроизводящее, т.е. дающее постоянное
положительное приращение в развитии
человеческого “Само”, оценивающее и
усиливающее мотивацию на каждом этапе,
рефлексивное, основанное на генерировании
гипотез, решении учебных ситуаций и
сотрудничестве, не дающее дополнительных
жизненных проблем ученику.

Я считаю, что эта технология является
универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в
современной школе.

Преимущество модульной технологии по
сравнению с другими технологиями:

1) возможность работать самостоятельно
с дифференцированной программой;
2) возможность вернуться к учебному материалу,
если в этом есть необходимость;
3) возможность работать дома в случае пропусков
по болезни;
4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный
темп, “мягкий” контроль);
5) развитие личностных качеств ученика
(самостоятельности, умений ставить цели,
планировать, организовывать и оценивать свою
деятельность);
6) консультирование и дозированная персональная
помощь от учителя.

Модульная технология определяя чёткую
структуру урока, дала мне как учителю
возможность “видеть” весь класс, работать
индивидуально с каждым учеником, оказывать
помощь отстающим.

В процессе моей работы в названной
технологии можно отметить следующие
положительные результаты:

– учащиеся научились работать с
текстом, картосхемами, диаграммами,
анализировать и делать выводы;
– планировать свою учебную деятельность при
самостоятельной работе;
– повысился уровень успеваемости:
– у большинства шестиклассников сформировалась
адекватная самооценка, что позволило определять
собственные пробелы в усвоении материала и
стремиться их ликвидировать;
– по самооценке учащихся, они стали более
ответственно относиться к учёбе.

В результате применения модульного
обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что
данная технология является одним из средств
повышения эффективности уроков географии и
способствует разрешению противоречий,
возникающих в ходе осуществления учебного
процесса. Результат – повышение качества
обученности учащихся. Большое внимание
уделяется охране здоровья ребят – смена видов
деятельности, малый объем домашнего задания.

В приложении представлены разработки
уроков по разным темам с применением данной
технологии.

Литература

  • festival.1september.ru
  • area7.ru›metodic-material.php?
  • s367.zouo.ruindex.php?id=108
  • periodika.websib.ru
  • dslib.netprof-obrazovanie/vegner.html
  • metodkab.gvarono.ruapo/infmaps2008/geography/…
  • А.А. Лобжанидзе Линия УМК “Сферы”, география.
    Планета Земля, 6 класс, Москва “Просвещение” 2008
    г.
  • И.В. Душина “Методика преподавания географии”,
    Москва 1996 г.
  • Н.Н. Петрова Методическое пособие “География
    Начальный курс”, Москва “Дрофа” 2000 г.
  • Приложения

    Следующий: