Модульно-рейтинговая технология на уроках литературы

Одной из устойчивых тенденций развития
современной школы является переход к ценностной
парадигме. Осуществляется переход к культурно-гуманистичестической составляющей образования,
важнейшим компонентом которой является
ценностное отношение к изучаемой
действительности, способствующее развитию
личности.

Классные коллективы состоят из учащихся разные
уровней развития, в них возникает множество
проблем:

  1. желание поставить себя выше других со стороны
    отличников и ненависть к таким ученикам со
    стороны класса;
  2. желание стать «серым», таим же, как и все
    остальные, ничем не выделяться;
  3. проблема «интеллектуальной ленивости»
    (Сухомлинский), т.е. проблема заниженного уровня
    притязаний ребенка, устойчивого неверия в свои
    силы, слабость познавательных интересов,
    стремление довольствоваться минимальными
    результатами, достигаемыми с минимальной
    затратой сил.

А наличие готовых ответов по всем предметам
облегчает задачу — купил сборник, списал, и
хорошая отметка тебе обеспечена — не надо учить.
Но ведь мы знаем, что качество занятий зависит от
активности ученика в процессе обучения. «Цель
образования состоит в том, чтобы обеспечить
такие возможности развития и такие условия,
которые дадут ребенку возможность полноценно
раскрыть и довести до полного расцвета свои
потенциальные возможности — физические,
духовные и интеллектуальные, которыми он
обладает как член общества», — указывал Нарвуд
в1943 в докладе «Содержание образования и экзамены
в средних школах». Приведенная формулировка
ставит задачей образования обеспечение условий
для саморазвития учащихся. В.А. Сухомлинский
верил, что для любого школьника можно создать
такие условия, при которых учеба станет для него
источником «радости, восторга и удовольствия».

Познакомившись с Модульно — рейтинговой
системой в 1997 году, я поняла, что эта система даёт
свободу выбора «выбирай, думай, принимай
собственное решение».
В.М.Монахов считает, что
МРС «позволяет организовать учебный процесс с
безусловным обеспечением комфортных условий для
учителя и ученика»
, и я с ним согласна.

Опыт работы и результаты обучения учащихся по
МРС в 10-11 классах (1998-2002 год) убедили в том, что
образовательный процесс становится для учеников
своеобразной тренировочной площадкой, где через
образовательные модели и технологии
деятельности формируется характер социальных
отношений. Основное в таком обучении -
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Учащиеся, попадая в условия
ситуации выбора, сами определяют темы, которые
будут изучать углублённо, рассчитывают силы и
возможности, сами себя контролируют. Целью
данной работы является представление созданной
системы работы по литературе в 8-11 классах через
использование методов модульно- рейтинговой
технологии (см. Приложение №1,
Приложение №2
).

Об основных принципах модульно — рейтинговой
технологии можно прочитать в книгах Г.К.Селевко,
М.В.Клсрка, Авенира Будаева, М.Н.Дудиной, статьях
А.Арзамасцева, В.В.Гузеева, М.Прибыльской. Все
они отмечают, что модульное обучение — такая
организация труда, при которой учащийся работает
с учебной программой, составленной из модулей,
целей блока, банка информации, т.е. учебного
материала в виде обучающих программ,
методического руководств по достижению целей,
практических занятий по формированию
необходимых умений, контрольных работ,
соответствующих целям модуля. Модуль -
логически завершенная часть изучаемого
материала, относительно самостоятельная, в
которой представлены ключевые понятия и
мероприятия автономного контроля

В начале каждого учебного года учащимся должен
выдаваться план работы на год, где указываются
виды работы, типы уроков, но мне кажется, что
лучше это делать по модулям из-за огромного
количества авторов и произведений. В начале года
называю модули с фамилиями авторов, чьи
произведения будем изучать, и с рейтингом за
полугодие и год (см. Приложение №3,
Приложение №4
) А потом уже по
каждому модулю вывешиваю на стенде таблицы
контрольных точек
и содержание модуля с
целями, задачами видами уроков, обязательными и
примерными видами заданий
(см. Приложение
№3
, Приложение №4
). Для
уроков анализа текста разработаны индивидуально
- опережающие задания) по системе Лейдермана и
А.М.Сапир (см. Приложение №5). Учащийся
может выбрать любое задание или может придумать самозадание,
например:

а) «И что же в этих письмах» (Внутренний мир
А.С.Грибоедова или В.А.Жуковского);

б) «Образное слово Н.В.Гоголя»;

в) стихотворение, привлекшее мое внимание.

Освоив материал модуля в собственном темпе и в
выбранных ими видах учебной деятельности см. Приложение №6), учащиеся
проходят контрольные испытания и набирают
баллы в зависимости от качества выполненных
заданий. Контроль является регулярным,
обязательным для всех: входящий, текущий,
рубежный, итоговый.

Задания предполагают разные уровни усвоения
материала на:

  • узнавание,
  • применение,
  • развитие,
  • творчество.

Организация самостоятельной систематической
учебной работы, регулярный контроль позволяет
быть свободным и ответственным в учебе (см. Приложение №8).

Контрольные точки — учебные занятия,
обязательные виды работ, благодаря которым
учащиеся будут показывать приобретенные знания,
умения и навыки, соответствующие стандарту
федерального и регионального обучения предмету
литературы (см. Приложение №7).

Работа над формированием квалификационных
требований на каждой контрольной точке
представляет определенную трудность для
преподавателя, заставляет еще раз продумать, что
же должен знать и уметь учащийся, что является
главным, а что второстепенным, чему уделить
большее внимание, учитель должен определить
стандартный уровень по каждому модулю.

После выявления количества контрольных точек в
каждом модуле определяются максимальные и
минимальные рейтинги по каждому из них.

Рейтинг

- интегральная оценка в баллах всех
видов деятельности учащихся. Она является
количественной характеристикой качества
учебной работы. Можно сказать, что рейтинг
представляет собой целостную систему оценки,
более гибкую и широкую по сравнению с
традиционной пятибалльной оценкой.

Рейтинги подразделяются на:

  • рекордные (максимальные),
  • оптимальные
  • стандартные (минимальные), т.е.
    удовлетворительные
    .

Максимальный (рекордный)

рейтинг модуля — это
тот балл, который может получить учащийся,
усвоивший учебный материал в полном объеме и
достигший требуемого уровня усвоения.
Максимальный уровень зависит от сложности и
объема материала.

Минимальный (стандартный)

рейтинг работы за
модуль принимается как 50-60-процентный от
максимального (требование министерства
образования РФ). Ученик, получивший баллы за
четверть от 60 до 150, является успевающим, а ученик,
поучивший менее 60 баллов, — неуспевающим.

Итоговый контроль

осуществляется в форме
заключительного теста, контрольной работы,
урока-зачета или зачетного творческого урока. За
время работы по МРС разработаны и проводятся
нетрадиционные формы уроков:

  • уроки-коллоквиумы («Маяковский и Есенин — 2 лика
    времени»);
  • уроки-конференции («Коллективизация глазами
    писателей 30-х и 80-х годов»),
  • уроки-дискуссии («Вечный спор Молчалиных и
    Чацких»);
  • интегрированные уроки:

а) (история и литература) «Просветители о
судьбе России» (9 класс), «Спор о судьбе России
накануне нового века» (10 класс).

б) (музыка и литература) «Русская народная
песня»(8 класс),

в) (информатика и литература) «Мцыри -
романтический герой» (7 класс),

г) урок-бенефис любимого стихотворения;

д) час-пик с авторами и их героями (А.С.Пушкиным,
Н.В.Гоголем и т.д.),

На этих уроках ученики развивают
коммуникативные умения и навыки, учатся
сопоставлять, анализировать, а главное
доказывать свою точку зрения, основываясь на
знании текстов художественных произведений и
текстов критических статей, они развиваются
умение составлять тексты разных видов, устные и
письменные. Работа на нетрадиционных уроках
оценивается коллегиально: учащиеся ставят
отметку членам определенной группы, добавляется
отметка учителя и выводится средняя рейтинговая
оценка за урок.

Контрольным может быть и урок-зачёт, который
проводится по двум вариантам:

а) принимают зачет преподаватель и его
помощники, оценивая ответ на каждый вопрос из 5
баллов;

б) урок честности — ученику даются две карточки,
он отвечает на вопросы и проверяет ответ по
карточке-зачету, ставит себе оценку из 5 баллов.
Учитель или его помощники проверяют ответ на
любой из вопросов, подтверждая оценку или
корректируя её.

Составляя карточку-зачет, учащиеся
работают над умением сформулировать вопрос и
составить ответ на него.

Откуда появилась мысль о карточках-зачетах?
Этот приём описан в книгах учителя-методиста
Г.Н.Соколовой.

Во всех классах мы проводим уроки
рецензирования составленных учениками
карточек-зачетов, рецензент составляют «Текст о
тексте» (Т. А. Ладыженская). Почему учащиеся
должны научиться оценивать текст, составленный
другим человеком?

В 1997 году учащиеся 11 класса в анкете на вопрос
«Что для них самое трудное в уроке литературы?»
в большинстве написали — сочинение, устные
ответы, непонимание темы. Тогда я стала включать
в уроки-зачеты работу по составлению письменной
рецензии на любой вид работы. Ребята должны
научиться видеть положительные моменты и
недостатки сочинений, монологических ответов.
Такая работа помогает научиться писать
сочинение. Карточки-зачеты, составленные
учащимися предыдущих выпусков, используются и
для проверки остаточных знаний предыдущих
уроков.

Суммарный рейтинг за четверть, полугодие
складывается из рейтингов по модулю.

Если суммарный рейтинг за полугодие ниже 100
баллов, то оценка неудовлетворительная, но
учащийся может сдать зачет по этим модулям, т.е.
имеет возможность скорректировать и оценить
свои ЗУНы.

Если суммарный рейтинг 100-150 баллов и на каждой
контрольной точке учащийся набрал не менее 60
процентов балов, то он получает оценку «3″ и
имеет возможность улучшить свои результаты на
зачете.

Если суммарный результат за полугодие 150-250
баллов и при этом на каждой контрольной точке
учащийся набрал не менее 70 процентов от
возможного числа балов, то он получает оценку
«4″ и имеет право улучшить результат на зачете.

Если суммарный рейтинг 250-350 балов, то учащийся
получает отметку «5″

Цели введения МРС в курс преподавания
литературы:

  • организовать эффективную самостоятельную
    работу учащихся во время всего периода обучения,
    что поможет ученику саморазвиваться,
    рефлексировать, правильно оценивать себя.
  • развить качества характера : ответственность,
    инициативу, активность, умение ставить и решать
    проблемные вопросы.
  • реализовать творческие возможности обучаемых и
    преподавателя.

Направления работы педагога:

  • формирование у школьников ЗУН самостоятельного
    освоения художественных ценностей;
  • развитие специальных художественно-творческих
    способностей, творческого и воссоздающего
    воображения, образного мышления, эстетического
    чувства;
  • развитие навыков грамотного и свободного
    владения литературной речью;
  • развитие на уроках мыслительной активности,
    интеллектуальных способностей;
  • активизация, стимулирование, направление
    процесса мышления учащихся;

На основе контрольных работ, тестов, анализа
сочинений, работы на всех видах уроков были
получены следующие результаты:

1) Показатели учебных групп 10-11 классов (2004-2005
г.г.) до введения МРТ (9 класс) и после(10-11 классы)

2) в ходе итоговой аттестации по литературе
учащиеся 11 классов писали аттестационное
сочинение, результаты следующие — качество
знаний 68% (2005 год):

3) по итогам года качество
образования
учащихся по русскому языку
-колеблется от 29% до 57%; по литературе -от 47 до 82% ;
по риторике от 61% до75% в зависимости от класса.

4) Результативность отработки ЗУНов в
2006-2007 учебном году


Умения и навыки Учащиеся, занимающиеся
по МРС(8А, 8Г)
Учащиеся, не
занимающиеся по МРС(8-Б)
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Проводить поиск необходимой
информации
52% 48% - 16% 10% 4%
Соотносить изученное произведение с
литературными направлениями
40% 40% 20% 20% 15% 4%
Характеризовать и оценивать главных
героев произведения
55% 36% 9% 20% 15% 7%
Анализировать литературное
произведение, давать им эстетическую оценку
57% 27% 16% 10% 70% 3%
Уметь грамотно строить монологическое
высказывание
49% 42% 17% 25% 17% 8%
Умение анализировать стихи 54% 39% 7% 25% 15% 5%
Умение анализировать эпизод 41% 45% 14% 25% 14% 5%
Умение сопоставлять героев 39% 33% 28% 22% 14% 8%

Полученные результаты позволяют сказать о том,
что ЗУНы по литературе развиты на хорошем уровне
у большого в процентном отношении количества
детей, занимающихся по системе МРС.

5) Мониторинг познавательной активности

учащихся
8-9 свидетельствует о положительной динамике
уровня их образованности по следующим
показателям: поисковая активность с 40% по 74%; умение
построить текст
любого вида с 37% до 65%, если
сравнивать с итогами 2003 и 2007 годов. Высок уровень
мотивации
учения обучающихся, что
подтверждается результатами мониторинга
учебной мотивации (рост с 43% до 72%)

За период с 2002 по 2007 годы наблюдается рост
учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • Ученики стали чаще заниматься умственной
    работой — 16,4% — 28,6%
  • Предпочитают сами искать ответ — 14,1% — 24,5%
  • Стали больше читать дополнительной литературы -
    16,4% — 35,7%
  • Стали больше задавать вопросов на уроках — 21,8% -
    35,6%.

6) Динамика уровня интереса к литературе

Было проведено исследование по изучению
интереса к уроку литературы среди в 5-11, в которых
я работала.

Учащимся 5-11 классов в конце учебного года
традиционно предлагаются вопросы:

- Моё отношение к уроку литературы: нравится, не
очень, неинтересно.

Результаты исследования представлены в виде
диаграмм.

Такую ситуацию можно объяснить применением
дифференцированного обучения, при котором
удаётся развить творческие возможности каждого
ребёнка и «сильного», и «слабого». Удаётся
успешно применять задания, устраняющие причины
возникновения трудностей и создающие условия
для совершенствования.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что наряду с
традиционными формами обучения система МРТ
позволяет ученику саморазвиваться,
способствует развитию личностных качеств в
интеллектуальной сфере.

  • Во-первых, она позволяет развивать у учащихся
    логическое мышление через операции анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения; позволяет
    развивать познавательные процессы и речь.
  • Во-вторых, развивает организаторские
    способности, формирует умение планировать,
    самоорганизовывать свою деятельность, развивать
    силу воли и трудолюбия.
  • В-третьих, формируются и развиваются
    коммуникативные способности учащихся.
  • В-четвертых, у школьника вырабатываются
    определенные ценностные ориентации. Достигнутые
    результаты позволяют сделать вывод об
    эффективности данной системы работы.

Список литературы

  1. А.Арзамазова, М.Зайдинар. Рейтинговая система
    оценки. — в ж. «Школьные технологии», 1999, №5, с.47.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
    технологические обучения. — м. 1995.
  3. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г.
    Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного
    обучения. — М., 1993, с.67
  4. В.В.Гузеев. Оценка, рейтинг, тест — в ж. «Школьные
    технологии», 1998, №. 3
  5. М.Н.Дудина. Многоуровневое образование.
    Екатеринбург. 1997.
  6. Н.П.Капустин Педагогические технологии
    адаптивной школы. -М., АCADEMA, 1999
  7. М.В.Кларин. Инновационные модули обучения в
    зарубежных педагогических поисках. М., Арена. 1994.
  8. Коростылёва Н.Я. Интеграция и гуманизация в
    концепции современной школы. Теоретический
    анализ. — в ж. «Завуч», 1999, №3, с. 91
  9. В.М.Лизинский Приёмы и формы учебной
    деятельности — в ж. «Завуч», 2005, №6, с.100.
  10. Орлова Т.В. Теория и практика организации
    учебного процесса- в ж. «Завуч», 1999, №3, с. 70
  11. Оценка качества подготовки выпускников
    основной школы по литературе. М., Дрофа. 2000.
  12. М.Прибыльская. Оцениваю знания по-новому. — ж.
    «Школьные технологии», 1999, №4.
  13. Г.К.Селевко. Современные образовательные
    технологии. М, Народное образование, 1998.

Приложение №9.

Следующий: