Модульно-блочная технология изучения имени существительного во 2-м классе


Вводная часть. Первый модуль.

Материал для объяснения

В нашей речи встречаются слова,
которые обозначают предмет: книга, тетрадь,
дерево, мальчик.

Эти слова отвечают на вопросы кто? что?
являются именем существительным.

Итак, имя существительное — отвечает на
вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Имена существительные, которые
называют людей и животные, отвечают на вопрос
кто? являются одушевлёнными: собака, кит, девочка,
мама.

Другие имена существительные отвечают
на вопрос что? являются неодушевлёнными : машина,
дом, класс, мяч.

Существуют собственные имена
существительные и пишутся с большой буквы: это
имена, фамилии, отчества, клички животных,
название сёл, городов, рек, озёр: Москва, Ваня,
Смирнов, Барсик.

Имена существителъные бывают
мужского, женского, среднего рода.

Имена существительные, к которым можно
поставить слова он, мой — мужского рода: дом, мир,
огонь.

Имена существительные, к которым можно
поставить слова она, моя — женский род: тетрадь,
весна, книга.

Имена существительные, к которым можно
поставить слова оно, моё — средний род: окно,
зеркало.

На конце существительных мужского
рода после шипящих не пишется : товарищ, мяч,
багаж.

Существительное в именительном падеже
является в предложении подлежащим: В мае цветёт
что? черёмуха.


Динамическая часть. Второй модуль.

Этот модуль предназначен для развития решать
шаблонные задачи минимального уровня.

1. Обучающая игра «Выучи правило». Работа в
группах. Закрепление теоретического материала.
Обучающая игра.

Группа по 4 человека.

Консультант 1

Ассистент 1

Сначала материал проговаривает консультант,
затем ассистент. Теперь консультант опрашивает 3
ученика, а ассистент 4.

2. Работа индивидуально — групповая по трём
уровням. Материал прилагается.

Третий модуль

1. Комментированное письмо.

а) записать под диктовку предложения и
прокомментировать написание слов:

У каждой птицы есть своя песенка. Вот поёт
синица в чёрной шапочке.

Вот засвистел зяблик, с пёстрыми крылышками.

6) выписать все имеющиеся
существительные. Определить вопрос, род, число,
падеж, выделить окончание.

2. Игра ‘»Кто Больше? «.

Групповая форма работы. Класс делится на 3
команды. За 1 минуту группам предлагается
написать как можно больше слов:

1 гр. 2 гр. 3 гр.
ж. р. ср. р. м. р.

Определяются победители.

3. Выборочный диктант.

Обучающимся предлагается найти (на
слух) и записать только имена существительные.

4. Словарный диктант.

Четвёртый модуль

1. Графический диктант. Определить падеж.

Ключ:

Т.п. 1, 2.

Д. п. 3.

Р. п. 4, 5, 6, 9, 12.

В. п. 7, 11, 14.

И.п. 8, 10, 13.

Было это весной. Ранним утром шли мы по
дороге вдоль опушки ещё голого, прозрачного леса.
По другую сторону простиралось озимое поле, и на
нём, среди ржи, мы увидели лопоухие мордочки двух
присевших на задние ноги зайцев. Завидев нас,
зайчишки метнулись в лес.

2. Игра «Дальше, дальше!»

Класс делится на 2 команды. В течении
одной минуты каждой команде (поочерёдно)
предлагается определить число имени
существительного.

1 к. 2 к.
тюлъ шкаф
вилки брюки
щипцы солнце
крыша тучи
бигуди луна
кисти шары

3. Практическая работа (материал прилагается).

Пятый модуль

1. Работа с перфопапками. Материал прилагается.

2. Творческий диктант.

Составить и записать предложения,
употребляя в них данные слова в качестве
подлеющего. Определить род и число.

Солнце, небо, земля, птицы, цветы, деревья,
настроение, глушь, тишь.

Шестой модуль. Контроль

Контроль осуществляется в виде грамматических
заданий и тестов, которые имели розноуровневый
характер.

1. Релейный зачёт.

Проверку знания теоретического
материала. Письменные ответы на контрольные
вопросы по трём уровням.

Контрольные вопросы:

1 уровень.

1. Что такое им. существительное?
2. Какого рода бывают им. существительные?
3. Как изменяются им. существительные?
4. Как определить падеж?
5. Мягкий знак на конце им.существительные после
шипящие ?

2 уровень.

1. Как называются слова, обозначающие предмет?
2. Какого рода им.существительные, к которым можно
поставить слова : она, оно , он ?
3. Назовите 2 числа им.существительного?
4. Назовите 6 падежей и вопросы?
5. Когда “ь” не пишется?

3 уровень.

1. Приведите примеры им. существительных?
2. Приведите примеры им. сущ. м.р., ср.р., ж.р.?
3. Если им. сущ. обозначает 1 предмет, то какого оно
числа, а если много предметов?
4. Просклоняйте любое им.сущ.
5. Когда “ь” пишется?

Практическая работа. Материал прилагается.

Приложение

Следующий: