Модульная технология урока географии в 10-м классе

Цели:

  1. Создать условия для эффективного усвоения десятиклассниками основных черт главных отраслей хозяйства африканских стран.
  2. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации  (картами, каталогом, учебником, компьютером).
  3. Содействовать воспитанию толерантного отношения учащихся к представителям других народов, рас, религий.
  4. Совершенствовать умения анализировать и сравнивать Африку с изученной Азией.

Оборудование: настенные физическая и экономическая карты Африки, атлас, каталог информации о туристических поездках «Египет, Тунис, Турция, Кипр», учебник В.П.Максаковский. География. 10 класс. Тема № 8 – стр. 243, слайды, диск для 10-го класса, компьютер, информационная карта для каждого ученика.

УЭ0 – Интегрирующая цель.

УЭ1 – Входной контроль.

УЭ2 – Особенности хозяйственного развития. Промышленность и сельское хозяйство африканских стран.

УЭ3 – Промежуточный контроль.

УЭ4 – Транспорт.

УЭ5 – Рекреационные возможности государств Африки.

УЭ6 – Экспорт и импорт.

УЭ7 – Резюме.

УЭ8. – Выходной  контроль.

УЭ9 – Рефлексия.

Вступительное слово учителя.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ0

1 мин.

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:

  • выявить особенности хозяйственного развития стран Африки, положение всего региона в международном географическом разделении труда (МГРТ);
  • рассмотреть причины экономической отсталости стран континента;
  • научиться на основе мини-лекции учителя аргументировать предложенные тезисы, сделав краткие записи;
  • совершенствовать навык работы в группе;
  • развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

УЭ1

5 мин.

Входной контроль.

Цель: проверить уровень знаний о составе, ЭГП, природных ресурсах и населении стран Африки.

Выбери любой уровень.

Задание 1. (Обязательный уровень). Тест.

  1. Один из главных факторов, определяющих выгодность ЭГП стран Африки:
    А. Наличие рек и озёр.
    Б. Выход к морю.
    В. Страны – соседи.
    Г. Наличие уникальных географических объектов.
  2. Самая большая по площади территории стран Африки:
    А. ЮАР.
    Б. Заир.
    В. Судан.
    Г. Эфиопия.
  3. По форме правления монархией в Африке является государство:
    А. Египет.
    Б. Марокко.
    В. Нигерия.
    Г. Намибия.
  4. Страны Африки выделяются запасами:
    А. Руд.
    Б. Нефти и газа.
    В. Лесных ресурсов.
    Г. Рыбы.
  5. Значительными объёмами добычи фосфоритов выделяется государство:
    А. ЮАР.
    Б. Ангола.
    В. Марокко.
    Г. Нигер.
  6. Самая крупная по населению страна Африки:
    А. Египет.
    Б. Эфиопия.
    В. ЮАР.
    Г. Нигерия.

3 балла.

Задание 2. (Дополнительный уровень). Определите страну:

  1. Страна, 98%населения которой сосредоточено на 4% её общей площади.
  2. Страны, расположенные «внутри» территории ЮАР.
  3. Лежащая по среднему течению реки Нигер страна и не имеющая выхода к морю.
  4. Столицей какой страны является город Найроби.
  5. Островное государство площадью 600 км2.

4 балла.

Задание 3. (Повышенный уровень). Выберите верные утверждения.

  1. Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.
  2. Центральную Африку и побережье Гвинейского залива населяют народы  нигеро-кордофанской языковой семьи.
  3. В Африке в качестве государственных наиболее распространены три языка – испанский, французский и португальский.
  4. Примером этнического конфликта может служить противостояние между народностями тутси и хуту в Руанде.
  5. Более 30% верующих Африки исповедуют буддизм.

5 баллов.

Проверит учитель.

УЭ2

15 мин.

Новый материал.

Цель: усвоить особенности хозяйственного развития стран региона.

Задание: вы прослушиваете мини-лекцию учителя, аргументируете предложенные тезисы, выполняете задания.

Тезисы лекции:

  1. Страны Африки – наименее развитый в экономическом отношении регион мира.
  2. Причина – колониальный тип отраслевой структуры хозяйства. Его отличительные черты (записать какие):
    – …
    – …
    – …
    – …
  3. Добывающая промышленность определяет «лицо» современной Африки, в обрабатывающей промышленности наибольшее развитие получили отрасли:
    а) – …
    б) – …
    в) – …
    г) – …
    д) – …
  4. Горнодобывающая промышленность – отрасль международной специализации.
  5. Сельское хозяйство отличается низкими неустойчивыми темпами развития, отстающими от роста населения, резким преобладанием растениеводства, особой ролью экспортных культур.

Запишите

  • потребительские культуры: …
  • экспортные культуры: …

Самооценка.

Сверь с доской.

За правильно выполненное задание 5 баллов.

УЭ3

3 мин.

Промежуточный контроль.

Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике (работа по рис. 77, стр. 248).

Задание: выписать примеры стран с монокультурным хозяйством

НЕФТЬ

РУДЫ МЕТАЛЛОВ

С/Х СЫРЬЁ

1. –

1. –

1. –

2. –

2. –

2. –

3. –

3. –

3. –

Устно сделать выводы.

Взаимооценка.

За правильный ответ 1 балл.

УЭ4

7 мин.

Работа с диском по теме «Африка».

Цель: выявить, в чём проявляются колониальные черты современной транспортной системы африканских стран.

Работа в группа по 3 человека.

Задания первому учащемуся: познакомиться с текстовым и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать названия Трансафриканских автомобильных дорог.

1.

2.

3.

4.

5.

Задания второму учащемуся: познакомиться с текстовым и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать крупные порты Африки.

1.

2.

3.

4.

5.

Задания третьему учащемуся: познакомиться с текстовым  и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать, какие грузы перевозятся по Суэцкому каналу:

1. В северном направлении –

2. В южном направлении –

Каждый учащийся полученную информацию доводит до дву других в своей группе, заполняются данные по УЭ4.

Оценки выставляет группа.

За полный правильный ответ 3 балла, за неполный – 1 балл.

УЭ5

5 мин.

Цель: познакомиться с рекреационными возможностями государств Африки на примере Египта и Туниса.

Индивидуальные выступления с информационно-рекламными листками для туристов (презентация слайдов):
а) Поездка в Хургаду и Шарм эль Шейх (Египет, приложение, слайд 2);
б) Тунис – жемчужина Средиземноморья (приложение, слайд 3).

Оценка учителя.

УЭ6 

3 мин.

Цель: познакомиться со структурой экспорта и импорта африканских стран, сравнить структуру внешней торговли развивающихся стран Азии и Африки.

Задание: сравнить структуру экспорта и импорта государства Заир (по диаграммам) и Индии. Запишите различия:

1.

2.

Сверь с соседом.

За правильный ответ – 3 балла.

УЭ7

1 мин

Резюме.

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы поставленной цели. Для этого обратитесь к УЭ0.

УЭ8

2 мин

Выходной контроль.

В сводную ведомость занесите все полученные баллы, суммируйте. Если набрали 25 и более, то значит, итоговая оценка «5», набрали 20–24 балла, работали на «4». Если не усвоили все УЭ, продолжайте работать дома с информационной  картой.

УЭ9

2 мин.

Рефлексия.

  1. Как ты оцениваешь полученные сегодня на уроке знания (глубокие, осознанные, неосознанные)?
  2. При изучении материала ты помогал  другим или тебе помогали?
  3. Что вызвало наибольшую трудность?
  4. С каким настроением ты изучал материал (было неинтересно, интересно, очень интересно)?

1 мин.

Домашнее задание: получившим отметку «5» – выполнить творческое задание (подготовить сообщение «ЮАР – страна с двойной экономикой»; получившим «4» выполнить задания на стр. 258 учебника; остальным ещё раз проработать УЭ информационной карты.

Ведомость оценки, самооценки, взаимооценки знаний.

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ4

УЭ5

УЭ6

Итого:

Ответы на задания по информационной карте.

УЭ1Задание 1. (Обязательный уровень). Тест 1Б, 2В, 3Б, 4А, 5В, 6Г.

Задание 2. (Дополнительный уровень). Определите страну:

1 – Египет.

2 – Лесото и Свазиленд.

3 – Мали.

4 – Кения.

5 – Мадагаскар.

Задание 3. (Повышенный уровень). Выберите верные утверждения.

1 – да, 2 – да, 3 – нет, 4 – да, 5 – нет.

УЭ2

1. Причина – колониальное прошлое.

2.

  • преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства,
  • слабое развитие обрабатывающей промышленности,
  • сильное отставание транспорта,
  • ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами.

3.

а) лёгкая,

б) пищевая,

в) цветная металлургия,

г) нефтехимия,

д) производство удобрений.

5.

  • потребительские культуры: батат, ямс, маниока, рис, пшеница, сорго;
  • экспортные культуры: кофе, арахис, какао-бобы, финики, хлопок.

УЭ3

НЕФТЬ

РУДЫ МЕТАЛЛОВ

С/Х СЫРЬЁ

1. – Нигерия

1. – Замбия

1. – Сенегал

2. – Ливия

2. – Заир

2. – Гана

3. – Алжир

3. – Нигер

3 – Чад

УЭ4

  • Трансафриканские автомагистрали: Транссахарская, Транссахельская, Лагос–Момбаса, Каир–Габороне, Трансмагрибская.
  • Крупные порты Африки: Александрия, Дакар, Алжир, Лагос, Касабланка.

В северном направлении перевозятся грузы: руды и металлы, уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, зерно. В южном направлении – удобрения, изделия из металла, зерно, цемент.

Следующий: