Модульная технология на примере урока в 10-м классе Япония



Тип урока: изучение и
закрепление новых знаний.

Тип педагогической
технологии:
модульная.

УЭ-I
(учебный элемент)

1 мин.

Триединая дидактическая цель:
в процессе работы над учебными элементами
учащиеся должны:
  • получить знания о географической специфике
    одного из ведущих центров мирового хозяйства,
  • продолжить формирование умений и навыков
    работы с различными источниками информации,
  • воспитывать в себе уважение к странам и народам
    мира; стремление взять для себя всё то лучшее, что
    накоплено жителями других стран (Японии) для
    совершенствования себя и процветания России.

УЭ-II

15 мин.

Цель: получить представление
о территории, ЭГП, политической карте Японии, о
населении и природных предпосылках.

1. Выполнить
задание 13, стр. 238 по учебнику В.П. Максаковского.

2. Анализируя форзац учебника В.П. Максаковского
«Визитная карточка стран мира», текст этого
учебника стр.216–219, стр. 234, карты учебника стр. 220
рис. 67, 68, 73 и стр. 221, табл. 43 учебника А.П.
Кузнецова; карты атласа.

3. Составить конспект, делая краткие записи в
тетради.

а) площадь территории; проблемы использования
территории(устно), политическая карта Японии: тип
страны, государственный строй,
административно-территориальное устройство.

б) население Японии: численность, место в мире,
естественный прирост (тип воспроизводства),
демографическая политика (устно), размещение
населения – плотность средняя, максимальная и
минимальная. Урбанизация, крупнейший
мегалополис и агломерации (стр. 190 учебник Ю.Н.
Гладкого). Продолжительность жизни. Национальный
состав. Религиозный состав (стр. 234 [19] учебник В.П.
Максаковского).

4. Работа в группе. Обсуждение вопросов:

  • В чём своеобразие японского типа города?
  • Чем японский тип города отличается от
    европейского?
  • Почему Япония является однонациональной
    страной?
  • Какие национальные традиции сохранились в
    Японии?
  • Какие традиции Вы хотели бы позаимствовать для
    себя у японцев?

5. Природные предпосылки (условия и ресурсы).
Работа с картами атласа (устно).

а) Тест. Выделить «белую ворону» из
географических объектов Японии: Хоккайдо, Хонсю,
Сикоку, Фудзияма, Кюсю;
б) рельеф, тектоника, полезные ископаемые;
в) климат (климатический пояс) и его особенности;
г) тип почв.



УЭ-III

10 мин.



Цель: усвоить материал об ЭГП,
населении и природных предпосылках.

1. Почему
Японию называют «страной восходящего
солнца»?

2. Каковы особенности ЭГП? С каким экономически
развить государством Япония имеет сходство в
ЭГП?

З. Какие черты населения характеризуют её как
развитую страну?

4. Назовите традиции японского народа, наиболее
вам приглянувшиеся.

УЭ-IV

15 мин.



Цель: выявить причины
“японского экономического чуда”, развивая
представление о хозяйстве Японии после второй
мировой войны.

1. Составление схемы в тетради по
учебнику А.П. Кузнецова стр. 204–205, и

2. Учебник Ю.Н. Гладкого стр. 190–191.

УЭ-V

14 мин.

Цель: получить знания о
хозяйстве Японии как второй по объему
промышленного производства стране мира.

1.
Анализ карты и текста учебника В.П. Максаковского
стр. 219–222 для ответа на вопрос: каков топливно-энергетический
баланс Японии?

2. Анализ текста учебника Ю.Н. Гладкого стр. 192 и
карты атласа для составления характеристик
чёрной металлургии и машиностроения Японии.

3. Работа с учителем в тетрадях:

Крупнейшие ТЭС: Касима Садегаура Анегаси
(вблизи Токио) > 3–4 млн. кВт в год, Тита (вблизи
Осаки).
Крупнейшая в мире АЭС (8.8 млн кВт в год) – Фукусима
(стр. 234 [22] Максаковекий), (Такахама (3.4 млн. кВт в
год), Хитати). Крупнейший в мире металлургический
комбинат (16 млн.т стали в год) – Фукуяма стр. 234 [22]
уч. В.П.Максаковского. Крупнейший в мире тоннель
– Сейкан (54 км), стр. 234 [26] уч. В.П. Максаковского.
Крупная ж/д магистраль «Синкансен», длина 1100
км; L – 515 км за 2 часа 15 мин.
Морские порты: Кейхан (Токио) – универсальный.
Тиба, Осака, Нагоя, Кобе. Международные аэропорты:
Токио, OcaKa

4. Какие изменения происходят в сельском
хозяйстве?

5. Размещение хозяйства. Задание № 15 стр. 238 по
учебнику В.П. Максаковского.

6. Активный торговый баланс (экспорт и импорт),
текст стр. 222 учебник В.П. Максаковского,
выполнить задание 14 стр. 238 учебника В.П.
Максаковского и рис. 94 стр. 192 учебник Ю.Н.
Гладкого.

УЭ-VI

15 мин.

Цель: формирование умений и
навыков в работе с к/к для освоения знаний о
территориальной структуре хозяйства Японии.

1.
Ответить на вопрос 3 стр. 195 об экономическом
“сердце” Японии по уч. Ю.Н. Гладкого.

2. Работа с к/к по стр. 194–195 учебника А.П.
Кузнецова.

УЭ-VII

10 мин.

Цель: получить домашнее
задание и подвести итог.

1. Д/з: обязательное пар.
38 учебник Ю.Н. Гладкого, и делать к/к Японии,
творческое (по желанию) из учебника В.П.
Максковского – задания 14 (усложненное), 16, 20 (5).

2. Правильны ли утверждения? (Отвечать «да»
или «нет»).

1. Япония – гористая страна.
2. Леса в Японии занимают 2/3 территории.
3. Япония – президентская республика.
4. Япония – густонаселённая страна, на 1 кв.км.
приходится более 300 человек.
5. В Японии 99% населения – японцы.
6. Япония отличается самой высокой
продолжительностью жизни.
7. Торговый баланс все последние годы отличается
огромным перевесом экспорта над импортом.
8. Японская система образования – одна из лучших
в мире.
9. Япония выплавляет около 100 млн. стали в год.
10. Основа сельского хозяйства – мелкие
хозяйства.

Критерии оценок:

  • «5″ – нет ошибок
  • «4″ – 1–2 ошибки
  • «3″ – 3 и более ошибок
  • «2″ – более 5 ошибок

Рисунки




Следующий: