Модульная технология как способ здоровьесбережения учащихся на уроках химии

В настоящее время одной из самых перспективных
образовательных систем стала
здоровьесберегающая педагогика. Высокие темпы
развития общества предъявляют новые требования
к человеку и его здоровью. Неуверенный в себе,
подавленный, с «букетом» хронических
заболеваний человек не может быть успешным,
активным членом общества. Здоровье физическое,
психическое, социальное закладывается в детстве.
Замечено, что возникновение многих заболеваний у
детей совпадает с периодом обучения в школе.
Ухудшение здоровья современных школьников явно
прослеживается по сравнению с предыдущими
поколениями.

К 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья
увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а
возрасте 15-17 лет -22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза
по отношению к детям в возрасте до 1 года. В
подростковом возрасте каждый пятый ребенок
имеет хроническое заболевание или является
ребенком-инвалидом. (Данные Всероссийской
диспансеризации 2002 г.) [3]

Здоровьеразрушающими факторами являются:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения
    возрастным и функциональным возможностям
    школьников;
  • несоблюдение физиологических и гигиенических
    требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах
    сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического
    воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в
    вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного
    медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию
    ценности здоровья и здорового образа жизни. [4]
  • В традиционном образовании в той или иной мере
    присутствуют эти факторы. В сложившейся ситуации
    более активно начинают использоваться
    здоровьесберегающие педагогические технологии.
    По определению Н. К. Смирнова
    «здоровьесберегающие образовательные
    технологии — это системный подход к обучению и
    воспитанию, построенный на стремлении педагога
    не нанести ущерб здоровью школьников». [5].

    Здоровьесберегающие образовательные
    технологии способствуют эмоциональному,
    духовно- нравственному, интеллектуальному
    развитию детей, формированию самооценки,
    позволяют создавать условия для саморазвития,
    проявления самостоятельности, инициативности,
    творческих способностей в разных видах
    деятельности.

    К здоровьесберегающим технологиям относятся
    личностно-ориентированные технологии
    (технология развивающего обучения, технология
    уровневой дифференциации, технология проектного
    обучения, модульная технология, технология
    проблемного обучения и др.).

    Химия является одним из самых сложных
    предметов в школе. По шкале трудности предметов
    (по И. Г. Сивкову) она стоит на третьем месте
    (9баллов из 11). [1]. Наверное, это одна из причин, что
    у многих школьников и выпускников этот предмет
    является нелюбимым. Приходится запоминать
    множество символов, формул, реакций. А решение
    расчетных задач вызывает у большинства просто
    панику. По моим наблюдениям у некоторых
    сегодняшних восьмиклассников вызывает
    затруднение даже запоминание символов
    химических элементов. Уже во втором полугодии в 8
    классах снижается успеваемость, предмет
    начинает вызывать неприязнь, страх, стрессовое
    состояние. Кроме того, химия-наука
    экспериментальная. Работа с химическими
    веществами даже при соблюдении правил техники
    безопасности также отрицательно влияет на
    здоровье школьников. Уменьшение часов химии в 10-11
    классах не решает проблему здоровьесбережения.
    Скорее, наоборот, снижается эффективность таких
    уроков, а невротизация и стресс учеников и
    учителя только усиливаются.

    Все эти проблемы привели меня к использованию
    на уроках химии элементов модульной технологии.
    На начальном этапе в качестве основы я
    использовала готовую модульную программу
    «Углеводороды», разработанную И. В. Беспаловым,
    в которую в ходе апробации в 10 классах вносила
    свои коррективы. Затем появились собственные
    разработки: обобщающие уроки в 9-м (по темам
    «Металлы» и «Неметаллы») и 11-м (по теме
    «Классификация и номенклатура неорганических
    соединений») классах, урок — путешествие по теме
    «Количественные соотношения в химии»(8 класс) и
    др.



    Модульное обучение имеет ряд преимуществ:

    • четкое определение целей обучения, а его
      содержание представлено в объеме, достаточном
      для достижения этих целей;
    • учет потребностей обучаемых;
    • организация процесса обучения в соответствии с
      подготовленностью обучаемых;
    • возможность выбора той или иной программы
      обучения;
    • применение различных форм и методов обучения,
      подчиненных общей цели учебного предмета
      (возможность работать в парах, группах, общаться
      с товарищами, целенаправленное формирование и
      развитие приемов учебной деятельности и т.д.);
    • использование дидактически целесообразных
      средств обучения;
    • ориентация учащихся на усвоение не только
      учебного содержания, но и приемов учебной
      деятельности;
    • коррекция знаний учащихся после проверки
      успешности реализации частных и интегрированных
      целей обучения. [2]

    Модульное обучение предполагает четкую и ясную
    постановку целей обучения, что позволяет
    вызывать у учащихся интерес, желание достижения.
    Это способствует формированию внутренней
    мотивации. У каждого учащегося появляется
    возможность выбора собственного комфортного
    темпа обучения, что снижает нагрузку и стресс. В
    учебном модуле задания составляются на 2-3
    уровнях. Ученик может самостоятельно выбирать,
    какой уровень сложности он будет осваивать на
    данном этапе обучения. Содержание модуля
    достаточно для достижения поставленных целей,
    что создает у ребенка ситуацию успеха. Модульная
    технология ориентирована на самостоятельную
    работу учащихся. На уроках с использованием
    модульной технологии задействован каждый
    ученик, поэтому исчезает проблема учебной
    дисциплины. У учителя появляется возможность
    уделять внимание и сильным, и слабым ученикам, и
    таким образом помощь становится адресной, а,
    следовательно, дифференцированной. У детей с
    заниженной самооценкой снижается уровень
    тревожности. Я неоднократно замечала, что в такую
    работу включаются даже те ученики, которые
    обычно пассивны на традиционных уроках. Работа в
    парах, группах способствует формированию более
    доброжелательных межличностных взаимоотношений
    и в целом комфортной обстановке на уроке.
    Использование самооценки, взаимооценки снимает
    напряжение, страх получить плохую оценку, т. к.
    мнение учитывается при выставлении итоговой
    оценки за урок. Такой прием учит самоанализу,
    укрепляет уверенность в своих силах. Оценивая
    свои ошибки, ученик с помощью учителя,
    одноклассников находит пути их исправления.
    Привыкнув к работе по модулям, учащиеся начинают
    осознавать, что чем больше они успевают сделать
    на уроке, тем меньшую порцию заданий нужно будет
    выполнить дома.

    Конечно, это не панацея. Использование только
    одной модульной технологии было бы однобоко.
    Различные здоровьесберегающие технологии
    должны применяться в комплексе, только в этом
    случае можно добиться положительных
    результатов. Но, я убеждена, что в модульном
    обучении заложен большой здоровьесберегающий
    потенциал, который позволит снизить риск
    возникновения многих отрицательных факторов,
    влияющих на здоровье подрастающего поколения, не
    только на уроках химии.

    Литература.

  • Бароненко В. А. ,Л. А. Рапопорт. Диагностика
    психофизического и физического здоровья
    школьников. — Екатеринбург, 2004, с.11.
  • Беспалов П. И. Модульные программы при изучении
    органической химии. Ч.1. — М.: Центрхимпресс, 2003. -
    83 с. «Химия в школе — абитуриенту, учителю.
    Библиотека журнала».
  • Доклад о состоянии здоровья детей в Российской
    Федерации (по итогам Всероссийской
    диспансеризации 2002г.) // Медицинская газета.
    2003.№30. С.15 — 18.
  • Здоровьесберегающие технологии в
    общеобразовательной школе: методология анализа,
    методы, опыт применения / Под. ред. М, М. Безруких,
    В. Д. Сонькина. М.:ИВФ РАО, 2002. -181с.
  • Смирнов Н. К. Как обучать школьников без ущерба
    для их здоровья. — М.: Чистые пруды, 2005.



  • Следующий: