Модульная программа как средство оптимизации образования в школе пенитенциарной системы

В исправительных колониях пенитенциарной
системы организовано обучение лиц, не достигших
30 лет и не имеющих основного общего и среднего
(полного) образования. Осужденные обучаются в
вечерних (сменных) общеобразовательных школах с
преобладающей заочной формой обучения. Они имеют
большие перерывы в обучении, низкие учебные
возможности, систематически испытывают
затруднения в учебной деятельности и, в основном,
негативно относятся к учебе, как способу
познания себя, других и мира. Поэтому, обучение в
школе становится одним из факторов
ресоциализации личности, что требует поиска
особого подхода к обучающимся и повышения
эффективности образовательного процесса в
условиях учреждения закрытого типа.

Наш многолетний опыт показывает, что одним из
вариантов оптимизации образования в школе
пенитенциарной системы, является модульное
обучение.

Модуль (от лат. Modules)- функциональный узел,
элемент учебных программ, включающий
совокупность предписаний, приемов умственных
действий, которые обучаемый может выполнить
самостоятельно. Поскольку модуль включает банк
информации и руководство по достижению
поставленных дидактических целей, то педагог
выступает в роли консультанта, координатора,
информатора (при необходимости) и контролера.
Модульное обучение строится на следующих
принципах:

1) осознанной перспективы;

2) структуризации обучения на обоснованных
элементах;

3) динамичности;

4) гибкости;

5) модульности;

6) разносторонности методического
консультирования;

7) паритетности обучаемых и обучающих;

8) свободе выбора метода деятельности.

Методика построения модульной программы (МП)
изложена в работах В. Пасвянскене [1, 2] , П.
Юцявичене [3, 4] . Различают построение общей
модульной программы (ОМП) (например тематическое
планирование на год, тему), модуля
познавательного типа (МПП) (урок изучения нового
материала) и другие разновидности модулей.
Имеется несколько вариантов построения самих
модулей, состоящих из основных и дополнительных
учебных элементов (УЭ). Под учебным элементом
можно понимать элемент, предназначенный для
реализации обучающих или воспитательных целей.
Для повышения внимания обучающихся
целесообразно использовать условные
обозначения, различные средства выделение
текста и контроля времени. Для каждого учебного
модуля (раздел, тема) составляется папка, в
которой находятся модульные программы,
инструктивно-методические материалы,
дополнительный дидактический материал. Таким
образом, складывается УМК УЗО –
учебно-методический комплекс учащегося заочного
обучения. Обучающиеся имеют возможность
пользоваться им, при необходимости, забирать
модульные программы для работы вне школы.

В своей практике мы используем приведенную
ниже модификацию модульной программы, которая,
на наш взгляд, адаптирована для условий заочного
обучения школы закрытого типа. Данный вариант
позволяет эффективно организовать процесс
обучения, что многократно подтверждено
мониторингом учебных достижений обучающихся и,
за счет включения модулей самопознания,
саморегуляции и др., способствует ресоциализации
личности осужденного. Данный подход снижает
противостояние субкультур педагога и
криминально-ориентированной субкультуры
обучающегося, что не только открывает большие
возможности для “диалога культур”, но и имеет
далеко идущие образовательные перспективы.

МП 8-7 Тема “Рефлекторная регуляция организма”

‹!› Зачет через 5 занятий

Деревья смотри в плодах,
а людей смотри в делах.

Поговорка

Цель/результат:

  • Знать

определение “рефлекс” и строение
рефлекторной дуги.

  • Уметь
  • приводить примеры рефлекторных дуг,
    называть функции компонентов рефлекторной дуги,
    чертить схемы рефлекторной дуги безусловного
    рефлекса, объяснять действие прямых и обратных
    связей в нервной системе.

  • Развивать
  • умение работать с информацией.

    Элементы содержания: центральная и
    периферическая части нервной системы, рефлекс,
    рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный
    нейрон, вставочный нейрон, исполнительный
    нейрон, рабочий орган, рефлексогенная зона,
    прямые и обратные связи.


    ‹!› Методические рекомендации

    (как
    делать?)

    ‹!› Учебная информация

    (что
    делать?) [5 минут]

    Для облегчения работы выполняй
    следующие указания:

    1. Внимательно прочитай правую
    часть модуля
    .

    2. Посмотри литературу, которую рекомендуют
    использовать:

    - реши для себя, ограничишься ты учебником или
    нет;

    - в зависимости от этого выбери литературу;

    - найди нужные страницы.

    3. Прочитай внимательно модуль, выдели понятия,
    которые должен усвоить, выпиши их в тетрадь или
    запомни.

    4. Начинай работать с литературой по усвоению
    понятий.

    5. Отвечай на вопросы правой части модуля.

    6. После проработки учебного материала задай
    себе вопросы и ответь на них, не пользуясь книгой.

    7. Выполни упражнения.

    8. Если уверен в том, что усвоил учебный
    материал, ответь на вопросы теста или пройди
    собеседование с учителем
    (учеником-консультантом).

    9. Составь конспект или интеллект-карту (ИК) по
    теме.

    10. Если материал не усвоен, то повтори с пункта
    № 1.

    1. Определите для себя цель урока: что
    хотите узнать или чему научиться?

    Определите
    уровень усвоения/освоения учебного материала:

    - узнавание учебного материала;

    - воспроизведение учебного материала;

    - применение учебного материала;

    - трансформация учебного материала.

    2. Прочитайте

    предложенную учебную
    литературу.

    3. Выполните

    Лабораторную работу № 1
    “Проявление мигательного рефлекса”.

    4. Выполните

    упражнения.

    5. Составьте

    отчет по теме в виде конспекта,
    схемы, таблицы, интеллект-карты или иным
    способом.

    Литература.

    1. Учебник “Биология. Человек. 8 класс” с. 40
    -43.

    2. Опорный конспект ОК 8-7.

    3. Методическое пособие “Интеллект-карты”.


    ‹!› ОК 8-7 “Рефлекторная регуляция”
    [10 минут]

    Центральная и периферическая нервная
    система.

    Большинство нейронов находятся в головном
    и спинном мозге. Они составляют центральную
    нервную систему
    . Часть этих нейронов выходит
    за пределы центральной нервной системы: их
    длинные отростки объединяются в пучки, которые в
    составе нервов идут ко всем органам тела.
    Одни из них (чувствительные нервные волокна)
    получают информацию от органов о событиях,
    происходящих во внешней среде. Другие (исполнительные)
    передают команды мозга, управляющие органами и
    направляющие их действия. И та и другая
    информация передается (как вы уже знаете) в виде
    электрохимических сигналов — нервных
    импульсов
    .

    Кроме нервов, вне центральной нервной
    системы встречаются скопления тел нейронов —
    это нервные узлы. Нервы и нервные узлы
    представляют собой периферическую часть
    нервной системы
    . Одни нервные узлы здесь
    принимают первичную информацию, обрабатывают ее
    и после этого передают в центральную нервную
    систему. Другие нервные узлы обрабатывают
    сигналы, поступающие из центральной нервной
    системы к внутренним органам.

    Рефлекс и рефлекторная дуга.

    Рефлексом называют ответ организма на
    раздражение, происходящий при участии
    центральной нервной системы и под ее контролем.

    Рефлексы обычно имеют целесообразный характер.
    У человека, как и у животных, имеется много
    рефлексов: пищевых, оборонительных,
    ориентировочных
    . Непроизвольно мы отдергиваем
    руку от горячего предмета, поворачиваем голову в
    сторону неожиданного звука. Это примеры врожденных
    — безусловных
    рефлексов, знакомых вам по
    разделу курса биологии “Животные”. Безусловные
    рефлексы являются результатом эволюции вида и
    сохранились благодаря естественному отбору. Они
    одинаковы у всех людей и у животных одного и того
    же пола и возраста, принадлежащих к одному виду.
    Виды животных различаются не только строением и
    функциями своих органов, но и набором врожденных
    рефлексов, что является видовым признаком.

    Рефлексы, приобретенные в процессе жизни,
    называются условными. В зависимости от того,
    достигается полезный для организма результат
    или нет, они остаются, изменяются или исчезают.

    Рефлекс начинается с раздражения рецепторов. Рецепторы
    — это окончания чувствительных нервных
    волокон или специальные чувствительные клетки,
    преобразующие раздражение в нервные импульсы. По
    чувствительным нейронам возникшие в рецепторах
    импульсы достигают центральной нервной системы.
    Там эта информация обрабатывается вставочными
    нейронами
    . Последние находятся в пределах
    центральной нервной системы. После этого сигналы
    получают исполнительные нейроны, от которых
    зависит ответ. Они возбуждаются и посылают
    сигналы, вызывая работу мышц, желез, внутренних
    органов, благодаря которым достигается нужный
    эффект. Скопления нейронов центральной нервной
    системы, вызывающих то или иное рефлекторное
    действие, называют рефлекторными центрами
    этих рефлексов. Они находятся в спинном мозге и в
    различных отделах головного мозга.

    Рефлекторной дугой называют путь, по
    которому сигналы от рецептора идут к
    исполнительному органу. В рефлекторную дугу
    входят рецепторы, чувствительные нейроны,
    вставочные нейроны, исполнительные нейроны и
    рабочий орган. В качестве примера рассмотрим
    мигательный рефлекс. Для этого проведем простой
    опыт. Тем, кто носит очки, предлагаем на время
    опыта их снять. Опыт можно проводить лишь чистыми
    руками. Использование карандашей и других
    предметов для раздражения кожи и век
    недопустимо.

    Ход опыта

    Осторожно прикоснитесь рукой к углу глаза со
    стороны носа, со стороны щеки, а также к ресницам
    и бровям. Отметьте те области, раздражение
    которых вызывает непроизвольное мигание, знаком
    “+”.

    Рефлексогенной зоной называют участки, где
    расположены рецепторы, вызывающие при
    раздражении данный рефлекс, в нашем случае
    мигание. Опыт показывает, что таких рецепторов
    много во внутреннем углу глаза, в коже век и
    ресницах, но почти нет в наружном углу глаза.

    При раздражении рецепторов раздражаются чувствительные
    нейроны
    . Их тела находятся в нервном узле,
    вне центральной нервной системы. Аксоны этих
    нейронов идут в продолговатый мозг, где
    находятся вставочные нейроны. Они передают
    информацию в высшие отделы головного мозга и в
    участки продолговатого мозга, где находятся
    центры мигательного рефлекса. От исполнительных
    нейронов
    возбуждение идет к круговым мышцам
    глаз, и оба глаза на короткое время закрываются
    (мигают).

    Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора
    до рабочего органа, называют рефлекторной
    дугой
    (рис. 17). Рефлекторная дуга является
    простейшей нейронной цепью. Она включает рецептор,
    чувствительный нейрон, вставочные нейроны и
    исполнительные нейроны
    . Чувствительные
    нейроны
    несут информацию в мозг. Вставочные
    нейроны
    обрабатывают ее в пределах мозга, исполнительные
    нейроны
    приводят в действие рабочие органы.

    При проведении опыта вы чувствуете
    прикосновение к коже, мигание. Это происходит
    потому, что наряду с прямыми связями,
    заставляющими органы работать (приказы от мозга),
    к мозгу идет по каналам обратной связи
    информация об ответной реакции.

    ‹!› Если устали выполните упражнение для
    глаз:

    1. Медленно вращайте глазами против часовой
    стрелки в течение 1,5 — 2 минут.

    2. Повторите вращение в другую сторону.


    < !> Лабораторная работа № 1
    “Проявление мигательного рефлекса” [10 минут]

    Выделенный
    текст обязателен для записи в тетрадь!

    Цель:

    познакомиться с особенностью
    мигательного рефлекса
    .

    Оборудование

    : схема рефлекторной дуги
    мигательного рефлекса.

    Ход работы

    1. Используя рисунок 17, зарисуйте
    рефлекторную дугу мигательного рефлекса и
    укажите ее части.

    2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу
    глаза несколько раз. Определите, после скольких
    прикосновений мигательный рефлекс затормозится.

    3. Проанализируйте эти явления и укажите их
    возможные причины. Выясните, какие процессы
    могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в
    первом и во втором случаях.

    4. Проверьте возможность с помощью волевого
    усилия затормозить мигательный рефлекс.
    Объясните, почему это удалось.

    5. Вспомните, как проявляется мигательный
    рефлекс, когда в глаз попадает соринка.
    Проанализируйте ваше поведение с точки зрения
    учения о прямых и обратных связях.

    6. Сделайте вывод о значении мигательного
    рефлекса.

    Оформление результатов:

    1. Зарисуйте рефлекторную дугу мигательного
    рефлекса и укажите ее части.

    2. Ответьте на заданные вопросы в свободной
    форме.

    Сделайте вывод

    , ответив на вопрос:

    1. Каково значение мигательного рефлекса?

    ‹!› Учимся управлять собой

    ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ – одно из условий
    БЛАГОПОЛУЧИЯ

    Формула внутреннего саморефрейминга
    (“самопеределки”)

    Я_____________. Зато Я______________.

    Я трусливый. Зато я осторожный.

    Формула внешннего саморефрейминга
    (“самопеределки”)

    А есть Б. Но это и хорошо. Потому, что ______________.

    Погода сегодня дождливая. Но это и хорошо.

    Потому, что прибьет всю пыль.


    ‹?› Упражнения/задания

    Выполните
    упражнения/задания и запишите ответы в рабочей
    тетради.
    [10 минут]

    Образец Упражнение/задание Оценка
    1. Каким предметом пользуются для
    общения?

    А. Манометр

    Б. Телефон

    В. Барометр

    Ответ:

    1Б или “Для общения используют
    телефон”

    1. В каком виде передается информация по
    нервной системе?

    А. Звуковые сигналы

    Б. Электрохимические сигналы

    В. Цифровая информация

    Г. Химические вещества

    2
    2. Прочитайте определение, запишите
    ответ в виде слова в месте пропуска или
    предложения без пропусков.

    Солнце – это __________.

    Ответ:

    Звезда или Солнце – это звезда.

    2. Прочитайте определение, запишите
    ответ в виде слова в месте пропуска или
    предложения без пропусков.

    Рефлексом называют
    ответ организма на _____________, происходящий при
    участии центральной ________________ системы и под ее
    контролем.

    3
    3. Установите соотношение между группой
    культурных растений и их представителем.

    1.
    Овощи А. Капуста

    2. Фрукты Б. Яблоко

    В. Огурец

    Г. Морковь

    Ответ:

    1А, 1В, 1Г, 2Б или

    1. Овощи: капуста, огурец, морковь

    2. Фрукты: яблоко

    3. Установите соотношение между частями
    рефлекторной дуги и функциями.
    1. Рецептор

    2. Чувствительный нейрон

    3. Вставочный нейрон

    4. Двигательный нейрон

    5. Рабочий орган

    А. Работают по “приказу” мозга

    Б.
    Передают информацию в рабочий орган

    В. Несут информацию в мозг

    Г. Воспринимают раздражение

    Д. Обрабатывают информацию в мозге

    3
    Задание со свободным ответом. 4. Как называются врожденные рефлексы и
    рефлексы, приобретенные в процессе жизни?
    4
    Задание со свободным ответом. 5. Объясните действие прямых и обратных
    связей в нервной системе.
    5
    Творческое задание. 6. Составьте интеллект-карту по теме.

    Саморефлексия [5 минут]

    Что нового узнали?

  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли,
    чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и
    почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что
    вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их
    преодолевали?
  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе,
    учителям, организаторам)?
  • Оцените свою работу на учебном занятии
    (удовлетворительно, неудовлетворительно, хорошо,
    отлично).
  • Построение учебного материала на основе
    модульной технологии дает возможность выбора:
    уровня и объема содержания (не ниже
    стандартного); информационного источника для
    усвоения знаний (учебник, опорный конспект,
    дополнительная литература); способа обучения в
    соответствии с индивидуально-личностными
    характеристиками (основная репрезентативная
    система, тип мышления, особенности памяти и др.);
    темпа продвижения по теме, соответствующего
    личностным характеристикам; выбор формы и вида,
    времени контроля по согласованию с учителем. При
    таком построении учебного процесса обучающиеся
    находятся в позиции самостоятельного принятия
    решения, поиска способов решения учебной задачи,
    что позволяет решать проблемы воспитания
    активной, ответственной за свою жизнь личности –
    личности, которая способна адаптироваться к
    быстроменяющимся условиям среды.

    Литература.

    1. Пасвянскене В. Модульное обучение иностранным
      языкам в неязыковом вузе: Дис. канд. пед. наук. –
      Вильнюс, 1989.
    2. Пасвянскене В., Юцявичене П. Модульный подход к
      обучению иностранным языкам в системе вуз –
      последипломное обучение// Планирование и
      управление повышением квалификации руководящих
      работников и специалистов союзной республики.
      Отв. Ред. Станикявичюс А. – Вильнюс, 1987.
    3. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения.
      Вильнюс: Минвуз Лит. ССП, 1989.
    4. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного
      обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – С.272.

    Следующий: