Модульная организация обучения в начальной школе

Учителя, работающие по системе
Л.В.Занкова, знают, какое огромное значение автор
системы придавал познанию детьми окружающего
мира. В книге “Беседы с учителями” он писал:
“Если маленького школьника, который так
стремится узнать побольше, заставить иметь дело
исключительно со словами и числами, такое
утомительное однообразие отобьет у него охоту к
учению”.

Самый любимый предмет у моих учеников
– “Мы и окружающий мир”. Мы учимся по программе
и учебным пособиям Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова.
Авторы разработали замечательный
интегрированный курс, который представляет
целостную, широкую картину мира с её
взаимосвязями между различными областями
знаний: астрономией, географией, биологией, историей.
Но как достигнуть усвоения знаний при такой их
широте? Л.В.Занков предостерегал учителя: простое
повторение здесь не поможет. Да и где взять время
на повторение, если в сетке учебных часов на курс
“Мы и окружающий мир” отведено по 1 часу в неделю
в первом и втором классах и по 2 часа – в третьем и
четвертом классах. Маловато? Да. Но главное
неэффективно: информация раздроблена. Только
увлеченный ученик после урока в течение недели
будет вспоминать материал урока, обращаться к
книгам. А если он ещё не успел увлечься? Или
что-нибудь не понял? Тогда к следующему уроку
будет забыта большая часть изученного.

А какие сложности испытывает учитель
начальных классов, которому ежедневно нужно
подготовиться к трем-четырем разным урокам и раз
в неделю переключиться на “Окружающий мир”,
требующий солидной теоретической подготовки. Не
раз, испытав эту трудность, учителя нашей школы
освоили модульную организацию обучения. Ядром
модульного обучения является законченный блок
информации, блок уроков – множество уроков,
предназначенных для изучения относительно
автономной темы учебного курса.

Так, например, тема курса 2 класса
“Общий взгляд на Землю” изучался с 15 по 19
сентября в течение пяти уроков:

1 урок – связь прошлого с настоящим
2 урок – Россия – родина космонавтики
3 урок – материки и части света
4 урок – мировой океан
5 урок – четверо на льдине, не считая собаки
(обобщение)

Выстраивание модуля включает в себя не
только планирование содержания, но и организацию
деятельности, которая направлена на построение,
обучение нового материала, контроль и коррекцию
умений, проверяемых детьми. Модульная
организация базируется на деятельностных
принципах. Учебное содержание осознанно
усваивается, когда становится предметом
активных действий школьников. В рамках модуля
легче выстроить разные виды учебной работы:
время позволяет организовать поисковую
деятельность, использовать творческие работы
детей, минипроекты, провести необходимые
экскурсии, включить в учебный процесс
интеллектуальные игры, использовать
видеоматериалы. Разве это возможно при преподавании предмета один раз в
неделю? Опыт показывает, что при такой
организации обучения очень часто интерес детей,
их познавательная деятельность выходят за рамки
урока и находят продолжение во внеклассной
деятельности.



При модульной организации обучения в
полной мере реализуются принципы
индивидуализации и дифференциации обучения:
более подготовленные дети создают зону
ближайшего развития для одноклассников. Они
демонстрируют навыки работы со справочной,
научно-познавательной литературой,
популяризируют её. Но и для остальных детей у
учителя есть время: блочно-модульное
планирование способствует высвобождению
времени.

Но откуда же берутся те дополнительные
часы, если на предмет по учебному плану выделено
всего 1 или 2 часа в неделю? Дополнительных часов
нет, блочно-модульное обучение возможно при
перераспределении часов в расписании. У нас это
происходит за счет перераспределения часов так
называемых устных предметов: “Мы и окружающий
мир” и “Литературное чтение” (см. таб. №1).

Таблица № 1

Расписание уроков в 2003-2004 учебном году

2 класс

Как выигрывает при этом предмет “Мы и
окружающий мир” мы рассказали, но и
“Литературное чтение” оказывается в выигрыше.
Не приходится дробить темы учебника
“Литературное чтение” и тем более растягивать
на много дней и прерывать чтение большого по
объёму художественного произведения. Его
целостному восприятию также помогает модульная
организация обучения.




Следующий: