Модуль построения плана-конспекта к урокам изучения ФГП материков в 7-м классе

Модуль построения плана-конспекта к урокам изучения ФГП материков в 7 кл.

  1. Повторение пройденного ранее материла здесь, обязательно должны присутствовать элементы игры, таким образом, мы вовлекаем в процесс обучения всех уч-ся. Это может быть разгадывание кроссворда, загадок, решение ребусов, ответами на которые будут понятия или номенклатура пройденная ранее.

  2. Определение темы данного урока при помощи учителя.

  3. Постановка задач на урок учитель с помощью наводящих вопросов учит ребят ставить задачи. Например: У.: С чего мы начинаем изучение материка? Посмотрите на план изучения материка. У-к.: С истории его открытия и изучения его ФГП. У.: Значит, нашими задачами будут… .У-к.: Изучить историю открытия и ФГП материка.

  4. Решение поставленных задач: Изучение истории открытия — здесь могут быть использованы любые методы обучения, я предлагаю использовать «цепочку». Это текст параграфа, либо составленный учителем текст разделенный на некоторое кол-во частей, к примеру, по числу пар учеников в классе распечатанный и розданный каждой паре. Один уч-к из пары читает текст, а другой показывает у доски географические объекты, которые называет в тексте его напарник. На листочке с текстом в левом верхнем углу стоит номер, в соответствии с этим номером по цепочке каждая пара поочередно читает свою часть текста. Таким образом, ребята учатся слушать друг друга, самостоятельно работать с текстом и картой. Ребенок сам прочитал тест, сам выделил географические объекты и сам показал их на карте. Еще один немаловажный плюс данного метода в том, что в работе задействован каждый ученик. Изучение ФГП – при решении данной задачи используется четкий план изучения ФГП материков. Здесь ученик отрабатывает практические навыки. Я предлагаю проводить это следующим образом: один уч-к называет пункт плана, другой дает ответ у доски, и так поочереди задействуем как можно большее кол-во учеников. Все остальные внимательно слушают отвечающего у доски и обозначают на конт. картах те объекты, которые он называет.

  5. Рефлексия урока. У.: Вспомните поставленные в начале урока задачи. Смогли ли мы их решить? Как мы их решали? У-к.: В начале урока мы поставили две задачи и решили их. Читая и сопоставляя с картой текст мы изучили открытие и исследование материка. Работая с планом и картой мы изучили ФГП материка.

  6. Закрепление пройденного на уроке материала. Т.к. ФГП материка предусматривает знание и умение показывать на карте географические объекты и координаты материка, то я предлагаю использовать в качестве закрепления игру «Знаешь ли ты карту». Каждый получает листочек с вопросами по теме. В нем подчеркивает правильный ответ. Затем, поменявшись листочками с соседом, проверяют друг друга. Вопросы на знание номенклатуры. Например: Где находится залив Карпентария: с севера от материка или с юга? Где находится Новая Зеландия: с запада или с востока от Австралии? Что состоит из двух островов: Новая Гвинея или Новая Зеландия? и т.д.

  7. ДЗ. На дом я предлагаю задавать работу с картой и чтение параграфа. Работа заключается в нанесении на кк всех объектов, встречающихся в параграфе либо заданные учителем . Таким образом ребенок дома еще раз прорабатывает материал пройденный на уроке.

Конспект урока построенный при помощи модуля

Тема урока: «История открытия Австралии. ФГП Австралии.» (урок изучения новой темы)

Цель урока: сформировать представление о ФГП материка, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.

Оборудование: Учебник, физическая карта Австралии, контурные карты.

I. Повторение пройденного материала.

Прежде, чем приступить к изучению нового материка давайте повторим уже изученный нами материк. Назовите и покажите его.

Уч-ся называют и показывают Африку на карте.

На столах у каждого ученика вопросы к кроссворду нарисованному на доске.

Вопросы кроссворда:

  1. Горы на северо-западе Африки.
  2. Воображаемая линия, которая пересекает материк.
  3. Самый большой остров у берегов Африки.
  4. Какая природная зона характерна для тропического пояса.
  5. Самые высокие животные саванн.
  6. Литосферная плита, на которой расположен материк Африка.
  7. Крайняя западная точка Африки – мыс…
  8. Самая длинная река Африки…
  9. Самое большое озеро на востоке Африки.

Давайте попробуем разгадать этот кроссворд.

Теперь можно приступить к изучению нового материала.

II. Определение темы урока.

Мы изучаем материки. Следующий материк, который мы будем изучать — это Австралия. С чего мы начнем изучать новый материк?

Ответ уч-ся: с истории его открытия, географического положения.

Значит, сегодня на уроке мы изучаем историю открытия и ФГП Австралии.

III. Постановка задач на урок.

Какие задачи мы поставим для себя на сегодняшний урок?

Ответ уч-ся: 1. Проследить историю открытия материка. 2. Изучить ФГП материка.

Один из учеников записывает задачи на доске.

Ответ уч-ся: с истории открытия Австралии.

IV. Решение поставленных задач.

На столе у каждого из вас текст истории открытия Австралии. Сейчас вы по очереди будете читать свой кусочек текста и показывать на карте те географические объекты, которые встречаются в вашем тексте.

Раздаточный материал (отдельная карточка с номером на парте):

  1. В 16 веке картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Неведомую Южную Землю» северные берега острова Новая Гвинея представлялись тогда мореплавателям одним из выступов этой «Неведомой Южной Земли», также за ее выступы принимали тропические острова.
  2. Уверенность в существовании Южного материка еще больше укрепилась после плавания испанского мореплавателя Менданьи, открывшего Соломоновы острова.
  3. В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытиии, было решено держать это в секрете, и свыше 150 лет никто об этом не знал.
  4. Англичане опубликовали сообщение Торреса только после того, как Джеймс Кук в 18 веке прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в этоже время голландский мореплаватель Янц также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.
  5. В первой половине 17 века голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии. Ее называли Новой Голландией. Во второй
    половине 17 века голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по
    кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый
    континент. Тасман открыл участок побережья Новой Зеландии.
  6. В 18 веке между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента. И летом 1968 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» («Попытка») отправилась экспедиция под командованием известного мореплавателя Джеймса Кука.
  7. В инструкциях которые получил Кук ему предписывалось для поисков
    Южного материка проследовать от берегов Таити до 40 ю. ш. Если континент
    не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу,
    следуя между 40 и 35 ю.ш. до тех пор пока экспедиция не откроет его или не
    достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.
  8. В октябре 1769 г. экспедиция достигла земли. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова.
  9. Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды (где он находится?), следуя на запад. Экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. На 34 ю.ш. состоялась первая высадка на побережье. Местность вокруг была замечательная – на берегу рос густой лес из эвкалиптов, а залив был назван Ботническим.
  10. До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного
    побережья. Он вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь
    корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки которая была названа Индевор пришлось остановиться для ремонта.
  11. Затем корабль очень медленно шел среди рифов и мелей и следуя узким проливом экспедиция вышла к северной оконечности материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.
  12. Кук высадился на небольшом острове в Торессовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие еще одного континента Земли – Австралии.

Можем ли мы сказать, что выполнили первую задачу сегодняшнего урока? Ответ уч-ся: да.

Тогда давайте приступим ко второй задаче. Что нужно знать, чтобы определить ФГП материка?

Каждый ученик называет один из пунктов плана по которому изучают ФГП и дает ответ у карты.

Крайние точки материка наносят на контурную карту.

Определить географическое положение материка — как материк расположен по отношению:

  1. К экватору
  2. К начальному меридиану
  3. К морям и океанам
  4. В каких тепловых поясах он находится.
  5. Отметить крайние точки материка

V. Подведение итогов урока.

Можем ли мы сказать, что выполнили поставленные в начале урока задачи?

Ответ уч-ся: да.

VI. Закрепление.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты карту» чтобы проверить, на сколько вы усвоили сегодняшний материал.

Каждый получит листочек с вопросами по сегодняшней теме. В нем вы подчеркнете правильный ответ. Затем поменяетесь листочками с соседом и проверите друг друга. За каждый правильный ответ вы ставите 1 балл.

Игра «Знаешь ли ты карту?»

  • Что севернее Тасманово море или Тиморское?
  • Где находится залив Карпентария: с севера от материка или с юга?
  • Где находится Новая Зеландия: с запада или с востока от Австралии?
  • Что состоит из двух островов: Новая Гвинея или Новая Зеландия?
  • Какое море отделяет Австралию от Новой Гвинеи: Арафурское или Тиморское?
  • Какой пролив отделяет остров Тасманию от материка?

VII. Д. З.

урок 45, 46. Нанести на контурную карту географические объекты из раздаточного материала и уметь показывать их на карте:

  • Моря: Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское
  • Проливы: Торресов, Басов
  • Заливы: Большой Австралийский, Карпентария
  • Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея
  • Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, Мыс Юго-Восточный, мыс Северо-Западный, мыс Байрон.

Следующий: