Модуль Перекрестки мировой художественной литературы

“Моноцентризм вреден при изучении родной
литературы. Желательно использовать любую
возможность для сравнения и сопоставления
русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд
на мир даст молодым людям уверенность в себе,
раскроет возможность критического отношения к
духовным ценностям прошлого и настоящего”.(В.С.
Вахрушев “Уроки мировой литературы в школе”.)

Модуль “Перекрёстки мировой художественной
литературы” построен по принципу поиска
тематических, проблемных и художественных точек
пересечения в произведениях писателей,
относящихся к разным культурным пластам и разным
эпохам. (“Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж.
Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза”.
“Художественные точки пересечения французского
и русского символизма. Верлен и русский
символизм.”) Такой подход позволяет учащимся
лучше понять философию развития мира, глубже
проникнуть в мировые проблемы, критически
оценить и усвоить общечеловеческие духовные
ценности.

Применение модульной технологии даёт
возможность развивать диалогическое и
проблемное мышление через самостоятельное
разрешение поставленной художественной задачи в
ходе выполнения нетрадиционной творческой
работы с исследовательским подходом. Сюда можно
отнести:

– различные варианты сравнительного анализа;

– диалог авторов (героев);

– доказательство литературной теоремы;

– фантазия на тему;

– создание литературной композиции;

– графики, схемы.

Нравственную, мировоззренческую значимость и
актуальность вычленяемых проблем подчёркивают
нетрадиционные формы урока:

– защита творческих работ, вплетённых в канву
определённого литературного произведения;

– урок- диалог поэтов (героев);

– “круглый стол”;

– урок – судебное заседание;

– ролевая игра;

– пресс-конференция.

Творческие работы могут выполняться учащимся
как индивидуально, так и в творческих группах;
при подготовке к уроку, на уроке, как следствие
урока.

Во внеклассной работе модуль может быть
представлен творческими работами в виде
литературных композиций, написанных учениками
на волнующую их тему.

Уроки модуля непосредственно сопряжены с
программным материалом по русской литературе,
изучаемой в 10 и11 классах.

Цель –

формирование эмоционально-ценностной
среды, способствующей творческой самореализации
личности.

Задачи:

1.

  • способствовать приобщению учащихся к
    богатствам отечественной и мировой
    художественной литературы;
  • учить находить в сравниваемых произведениях
    тематические, проблемные, художественные точки
    пересечения;
  • учить доказывать эстетическое родство
    (различия) произведений литературы, относящихся
    к различным культурным пластам;
  • формировать навыки творческого применения
    полученных знаний по анализу художественного
    текста;

2

  • совершенствовать аналитические способности
    личности по отслеживанию путей
    взаимопроникновения и взаимовлияния культурных
    традиций через приобщение к мировой литературе;
  • способствовать развитию активных творческих
    форм взаимодействия личности с
    действительностью;
  • актуализировать процессы самопознания,
    самореализации и саморазвитие личности в
    исследовательской деятельности;

3

  • способствовать формированию
    эмоционально-ценностного отношения к духовным,
    этическим традициям различных культур;
  • способствовать формированию понимания природы
    литературного произведения как произведения
    искусства на разных этапах развития цивилизации;
  • способствовать осознанию высокой значимости
    русской литературы в мировом литературном
    процессе.


10-й класс


№№

Тема, проблема,
художественное решение

Тема урока

Форма урока

Кол-во
час.

1

Тема ханжества и лицемерия в
пьесах Ж.Б. Мольера “Тартюф” и
А.Н. Островского “Гроза”
Можно ли поставить знак
равенства между Марфой Игнатьевной Кабановой
(Островский “Гроза”) и Тартюфом (Мольер
“Тартюф”)?

Защита
творческих работ

1

2

Сюжетное родство и идейное
различие романа Г. Флобера “Госпожа Бовари” и
пьесы А.Н. Островского “Гроза”
Можно ли пьесу А.Н. Островского
“Гроза” считать “зеркальным отражением”
романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”?

Урок – суд.
Г. Флобер против
А.Н. Островского:
обвинение в плагиате

1

3

Тема природы в стихах А. Фета и
М. Басё
Природа – источник наслаждений,
размышлений и творческого вдохновения. (Поэзия А.
Фета и М. Басё)

Урок – диалог
поэтов ( с выходом на творческие работы:
стихи в стиле “хокку”)

1

4

Женская тема в поэзии Н.А.
Некрасова и Р. Бёрнса
Женский вопрос. Его отражение в
европейской поэзии XVIII-XIX веков. (Р. Бёрнс и Н.А.
Некрасов. Историческое толкование)

Диалог за
“круглым столом”

1

5

Социальная сатира П-Ж. Беранже и
Н.А. Некрасова. Особенности художественного
подхода
Размышления о человеческих
пороках (Социальная сатирическая поэзия
П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова)

Защита
творческих работ

1

6

Тема народа и власти в романах Дж.
Свифта “Путешествия Гулливера” и М. Е.
Салтыкова-Щедрина “История одного города”
А что народ? (Дж. Свифт
“Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыков-Щедрин
“История одного города”)

Урок – ролевая
игра

1

7

Тема сверхличности в романах
Стендаля “Красное и черное” и Ф.М. Достоевского
“Преступление и наказание”
Родион Раскольников и Жюльен
Сорель (Ф.М. Достоевский “Преступление и
наказание, Стендаль “Красное и чёрное”)

Урок – диалог.

Часть I – Защита творческой работы.
Часть II — Размышления

2

8

Тема эгоизма в романах Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание” и
О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”
Чем русский “бытовой” эгоизм
отличается от английского “эстетического”
эгоизма?

Защита
творческих работ

1

9

Тема самопожертвования и
возрождающей любви. О. Уайльд “Соловей и роза” и
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
Зачем и с чем пришел я в этот мир?
(О. Уайльд “Соловей и роза”,
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”)

Музыкально-литературная
композиция

1

10

Итоговый урок:
“Вслед за Вергилием по кругам ада” Данте
“Божественная комедия”

Защита
творческих работ, вплетённых в сюжетную канву
литературного произведения

2


11-й класс

№№

Тема, проблема,
художественное решение

Тема урока

Форма урока

Кол-во
час.

1

Тема мещанства в новеллах
Г. Мопассана и А.П. Чехова; её художественное
решение.
Художественное решение темы
мещанства в новеллах Мопассана и Чехова .

Защита творческих
работ

1

2

Тема Человека в ранних
романтических рассказах М. Горького и Дж. Лондона
“Человек – это звучит гордо”!

Защита творческих
работ

1

3

Художественные точки
пересечения французского и русского символизма
Верлен, Рембо и русские
символисты

Защита творческих
работ

1

4

Эстетические и нравственные
идеалы итальянского и русского футуризма
Маринетти и русский футуризм

Защита творческих
работ

1

5

Тема творчества и творца в поэзии
Микеланджело Буонарроти и
В.В. Маяковского
Микеланджело Буонарроти и
Владимир Маяковский о творчестве и творце

Защита творческих
работ

1

6

Мужской романтический идеал
начала ХХ века (Поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева)
“Земля твоя в скрещенье
перепутий – Ты человек на ней, а не червяк”.
(поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева)

Урок – диалог

1

7

Женская любовная лирика
(Сапфо и А. Ахматова)
Откровения женской любовной
лирики (Сапфо, А. Ахматова)

Урок – экскурсия

1

8

Личность и тоталитарное
государство. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”)
“О, дивный, новый мир”. (Е.
Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”)

Урок –
пресс-конференция

1

9

Проблема взаимоотношений
человека и природы. (В. Астафьев “Царь-рыба” и
Э. Хемингуэй “Старик и море”)
Диалог о человечности. (В.
Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и
море”)

Урок – диалог за
“круглым столом”

1

10

Человек и мир. (Экзюпери
“Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть
богом”)
Трудно быть человеком!
(Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие
“Трудно быть богом”)

Урок – защита
литературной композиции.

1

11

Темы выбора, поиска себя.
(Селинджер “Над пропастью во ржи” и В. Аксенов
“Звездный билет”)
Что такое “обрести себя”?
(Селинджер “Над пропастью во ржи”, В. Аксенов
“Звездный билет”)

Урок – встреча
молодежи разных стран

1

Следующий: