Модифицированная программа Окружающий мир через гражданское образование

Учебник: «Мир и человек», 4 класс (в
двух частях), авторы: А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан,
О.В. Бурский, рекомендованной МО РФ.

Пояснительная записка

Модифицированная программа учителя Топтуновой
М.В. по курсу «Окружающий мир» через
Гражданское образование
» в 4 классе
разработана на основе государственной программы
для 4-х летней школы А. Вахрушева, А. Раутиан
«Окружающий мир», первой его части, рассчитанный
на один час в неделю, всего 34 часа, издательство
«Просвещение», 2008г, рекомендованной и допущенной
МО РФ и программы «Гражданское образование в
начальной школе», разработанной в рамках
эксперимента школы по теме «Становление
социальной зрелости учащихся в системе
непрерывного гражданского образования». Решение
о создании интегрированного курса «Окружающий
мир и гражданское образование» было принято на
педсовете № 1 от 28.08.2008 г.
В начальной школе одной из важнейших задач
является формирование правовой культуры детей.
Одно из основных направлений в реализации данной
задачи это знакомство с международными
правовыми документами – «Декларацией прав
ребенка», «Конвенцией о правах ребенка»,
«Всеобщей декларацией прав человека», – их
осмысление; призвана способствовать рождению и
становлению правового самосознания у детей, а
так же расширению ориентации младших школьников
в пространстве и времени. Задачи начального
образования в начальной школе реализуются через
систему уроков по курсу «Окружающий мир».
Для удобства изучения программного материала
учащимися 4 класса, темы курса «Окружающий мир» в
авторизованной программе даны в порядке,
предложенном учебником, а также сформулированы,
как в учебнике. Все темы, предлагаемые программой
А. Вахрушева, сохранены.
Данная авторизованная программа включает весь
материал, предусмотренный государственной
программой, содержит обязательный минимум
начального образования по данному предмету. И
соответствует требованиям к выпускнику
начальной школы.

Модифицированная программа «Окружающий
мир» через Гражданское образование
»


Тема

Государственная программа, часы

Авторизованная программа, часы

Окружающий мир

Тело человека как
самостоятельный организм.
Человек и его строение.
Тело человека.

Гражданское образование

«Ребенком является каждый человек до
достижения 18-летнего возраста…
» (ст.1,
«Конвенция о правах ребенка»)
«Ты имеешь право на любовь и понимание со
стороны своих родителей и семьи»
(ст. 7)
«В каждом ребенке должно воспитываться
чувство дружбы и взаимопонимания между
народами»
(ст. 29, п. 1)

Окружающий мир

Место человека в
биосфере Земли.

Гражданское образование

«Каждый ребенок имеет неотъемлемое право
на жизнь»
(ст. 6)

Окружающий мир

Биосфера и
происхождение человека.

Гражданское образование

«Родители и члены семьи несут
ответственность за ребенка по закону»
(ст.5)
«Общая и одинаковая ответственность обоих
родителей за воспитание и развитие ребенка»

(ст. 18)

Окружающий мир

Происхождение
рукотворного мира.

Гражданское образование

«Каждый ребенок имеет право на образование»
(ст. 28)
«Ребенок должен иметь доступ к информации и
материалам из различных национальных и
международных источников»
(ст. 17)
«Ребенок должен быть полностью подготовлен к
самостоятельной жизни в обществе»

(Преамбула Конвенции, ст. 29, п. 1d)

Окружающий мир

Как нам жить?

Гражданское образование

«Ребенку должны предоставляться возможности
свободно развиваться духовно, умственно и
физически»
(ст. 27)
«Ребенок имеет право свободно участвовать в
культурной и творческой жизни, и заниматься
искусством»
(ст. 31, п. 2)

Итого: Окружающий мир

34

34

Итого: Гражданское образование

32

Календарно-тематическое
планирование


№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Как устроен организм человека.
Включение в процесс самопознания

1
1

Кожа – «пограничник организма»
Каждый человек должен обладать всеми правами и
свободами независимо от национальности, языка,
религии.

1
1

Как человек двигается.
Включение в процесс самопознание

1
1

Путешествие бутерброда.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

1
1

Как удаляются ненужные вещества.

1

Для чего и как мы дышим.
Мир семьи.

1
1

Волшебная восьмерка.
Все люди рождаются свободными и равными в правах.

1
1

Что такое кровь.

1

Почему наш организм работает слаженно.
Выявление особенностей характера.

1
1

Окна в окружающий мир.
Выявление интересов.

1
1

Многогранный мир чувств.
Выявление особенностей характера, интересов,
чувств.

1
1

Родители и дети.
Знакомство с различными социальными ролями.

1
1

От чего мы иногда болеем.
Мир семьи.

1
1

Наши предки – древесные жители.
Осмысление понятий «старина», «предки»,
«потомки, «поколение».

1
1

На заре человечества.
«Мировое древо» как символ взаимосвязи времен.

1
1

Проверочная работа.
Родословная.

1
1

Рукотворная жизнь.
Понятие «человек», «общество».

1
1



На службе у человека.
Будущая профессия.

1
1

Как стать сильным.
Будущая профессия.

1
1

Как человек использует свойства воды.
Социальный проект «Чистый водоем».

1
1

Как человек использует свойства воды.
Защита проектов «Чистый водоем».

1
1

Как человек использует свойства воздуха.
Предназначение человека.

1
1

Горные породы и минералы.
Конституция Российской Федерации.

1
1

Металлы.
Права и обязанности граждан.

1
1

Приручение огня.
Будущая профессия.

1
1

Невидимая сила.
Будущая профессия.

1
1

Чудо – волны.
Взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем.

1
1

Человек проникает в тайны природы.
Общий дом всего человечества – планета Земля.

1
1

Как нам жить.
«Мое здоровье»

1
1

Как нам жить.
Что такое взросление.

1
1

Как нам жить.
Социальный проект «Подарок школе»

1
1

Проверочная работа.

1

Основы выживания.
Осмысление понятий «дом», «Родина».

1
1

Завоевание биосферы.
Осмысление понятий «отечество», «мир».

1
1

Итог: Окружающий мир
Гражданское образование

34
32

Реферативное описание разделов программы

«Окружающий мир» через Гражданское
образование
»

Окружающий мир. Тело человека как
самостоятельный организм – 15 часов.Устройство
человека. Система органов тела. Кожа. Движение
человека. Мышцы. Пищеварение. Органы дыхания.
Кровь. Мозг. Органы чувств. Микробы.

Гражданское образование. «Ребенком
является каждый человек до достижения 18-летнего
возраста…» (ст.1, «Конвенция о правах ребенка»)
5 часов
. Знакомство с Конвенцией о правах
ребенка. Включение в процесс самопознания.
Выявление особенностей характера, интересов,
чувств. «Ты имеешь право на любовь и понимание
со стороны своих родителей и семьи» (ст. 7) – 4 часа
.
Знакомство с различными социальными ролями
человека. Мир семьи. «В каждом ребенке должно
воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания
между народами» (ст. 29, п. 1) – 4 часа
. Все люди
рождаются свободными и равными в своих правах.
Каждый человек должен обладать всеми правами и
свободами независимо от национальности, языка,
пола, религии.

Окружающий мир. Место человека в
биосфере Земли – 5 часов
. Сходство
питания. Специфика человека. Безотходное
производство. Разделение труда.

Гражданское образование. «Каждый
ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6)
– 5 часов
. Получение и расширение
представлений об общим доме всего человечества
– планете Земля. Осмысление понятий «дом»,
«родина», «отечество», «мир», «Россия»

Окружающий мир. Биосфера и
происхождение человека – 3 часа
. Основа
выживания. Изготовление орудий труда. Завоевание
биосферы.

Гражданское образование.«Родители и
члены семьи несут ответственность за ребенка по
закону» (ст. 5) – 1 час
. Взаимосвязь между
прошлым, настоящим и будущем. Осмысление понятий
«старина», «предки», «потомки», «поколение».«Общая
и одинаковая ответственность обоих родителей за
воспитание и развитие ребенка» (ст. 18) – 2 часа
.
Родословная. «Мировое древо» как символ
взаимосвязи времен.

Окружающий мир. Происхождение
рукотворного мира – 7 часов
. Экологическая
система. Роль науки в жизни человека. Вода.
Воздух. Горные породы. Звук. Электричество.

Гражданское образование. «Каждый
ребенок имеет право на образование» (ст. 28) – 1 час.
Конституция РФ. Права и обязанности граждан.«Ребенок
должен иметь доступ к информации и материалам из
различных национальных и международных
источников» (ст. 17) – 2 часа
. Понятия
«человек», «общество». Предназначение человека.«Ребенок
должен быть полностью подготовлен к
самостоятельной жизни в обществе» (Преамбула
Конвенции, ст. 29, п.1 ) – 4 часа
. Будущая
профессия. Социальный проект «Чистый водоем».

Окружающий мир. Как нам жить – 4 часа.
Развитие цивилизации. Два пути человечества.

Гражданское образование. «Ребенку
должны предоставляться возможности свободно
развиваться духовно, умственно и физически» (ст.
27) – 2 часа
. Понятие здорового образа
жизни как основы самореализации личности. Что
такое взросление.«Ребенок имеет право
свободно участвовать в культурной и творческой
жизни и заниматься искусством» (ст. 31, п. 2) – 2 часа
.
Осмысление общечеловеческих ценностей и
нравственных понятий. Социальный проект
«Подарок школе»

Заключение

Модифицированная программа по курсу «Окружающий
мир» через Гражданское образование
», для 4
класса, разработана на основе государственной
программы «Мир и человек», А.А.
Вахрушев, А.С. Раутиан, Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1–4), Москва, «Просвещение», 2008г. и
программы «Гражданское образование в начальной
школе», разработанной в рамках эксперимента по
проблеме «Становление социальной зрелости
учащихся в системе непрерывного гражданского
образования».
Данная программа содержит все основные темы и
разделы государственной программы и программы
«Гражданское образование в начальной школы»,
разработанной в рамках эксперимента по теме
«Становление социальной зрелости учащихся в
системе непрерывного гражданского образования».
Таким образом, данная программа учителя
Топтуновой М.В. может быть использована для
проведения уроков «Окружающий мир» через
Гражданское образование
» в 4 классе




Следующий: