Модернизация и становление индустриального общества


Цель урока:

контроль знаний.

Оборудование:

  • учебник “Новая история” А.Я. Юдовская, П.А. Баранов;
  • таблицы;
  • кластер;
  • текст с ошибками;
  • тест;
  • таблички с именами политических деятелей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами вспомним, какие изменения произошли в
жизни общества в странах мира в XIX веке.

Итак, начинаем работу.

II.

Четверым учащимся было дано задание подобрать материал для
составления кластера “Изменения жизни общества в ходе модернизации”. Я попрошу
пройти их к столу, и приступить к составлению кластера.

А мы тем временем поработаем с основными понятиями и терминами, которые вы
узнали, изучая курс Новой истории 1800–1813 г.г. Перед вами на доске таблицы с
зашифрованными понятиями. Я попрошу вас найти эти слова и дать определения
терминам и понятиям.

1 коло
2 конку 1 полия
3 модер 2 ния
4 метро 3 лер
5 аболи 4 ванш
6 канц 5 ренция
7 ре 6 низация
8 моно 7 ционист

н а е ц е
я р и е р
о я н я а
л и г з я
г р м р г
ю к ж о д
н л с ю б
б е ж р я
в д а л т
я и б з м
л о и к с
к б о е т
с т р о а
л и к о к
с к з т м
Колония – страна или территория полностью
находящаяся под властью иностранного государства.
Метрополия – государство, имеющее колонии.
Модернизация – процессы обновления традиционного общества.
Либерализм – идейное и общественно-политическое течение,
провозгласившее принцип политических, общественных и экономических
свобод.
Консерватизм – приверженность традиционным ценностям в
жизни общества.
Национализм – представление о мировой истории как борьбе
наций за существование и естественном неравенстве наций.
Канцлер – глава правительства в Германии.
Реванш – отплата за поражение, возмездие.
Конкуренция – соперничество в достижении сходных целей,
но лучших результатов.
Аболиционизм – движение против рабства.
Монополия – крупное
хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть
производства и сбыта какого-либо товара.

IV.

Ребята приготовили кластер. Давайте с вами посмотрим, какие
экономические, политические, демографические изменения, а также изменения в
духовной жизни произошли в обществе в ходе модернизации.

V.

Определённую роль в историческом развитии общества играют отдельные
политические деятели. И сейчас мы с вами вспомним некоторых из этих деятелей.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Личность в истории”.

Карточку с именем политического деятеля мы прикрепляем к спине ученика таким
образом, чтобы он не знал, какое имя там написано. Все остальные учащиеся видят
эту карточку. Задавая открытые вопросы классу, ученик должен узнать, чьё имя
написано на карточке.

VI.

Мы вспомнили некоторых политических деятелей, а сейчас давайте
вспомним некоторые исторические события, повлиявшие на ход развития событий в
обществе. У вас на столах лежит текст “Мир на рубеже веков”. В этом тексте
допущены преднамеренные ошибки. Наша задача исправить ошибки, читая текст по
цепочке.

VII.



А теперь давайте проверим ваши знания, полученные во время изучения
курса истории Нового времени II периода. У вас на столах лежат тесты “Мир в XIX
веке”. Я предлагаю вам ответить на вопросы этого теста.

(На работу с тестом отводится 5 минут.)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопросы теста. Для
этого поменяйтесь, пожалуйста, своими работами с соседом по парте. Я буду читать
вопрос, а кто-то из вас говорить правильный ответ. Все остальные проверяют,
правильно ли ответил на этот вопрос его товарищ. Таким образом, проверив весь
текст теста, оцените работу своего товарища. Критерии оценки написаны на доске:



0 ошибок – “5”;
1–3 ошибки – “4”;
4–6 ошибок – “3”;
7 и более ошибок – “2”.

VIII.

Ребята, вам было предложено дома ответить на три вопроса.



  1. Что я хотел узнать из курса зарубежной истории XIX – начала XX веков?
  2. Какие источники информации (кроме учебника) помогли получить ответы на
    важные для меня проблемы?
  3. Какая тема урока произвела на меня наибольшее впечатление?

Послушаем, как вы справились с эти заданием.

IX.

Подведение итогов урока.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.




Следующий: