Модернизация и становление индустриального общества. Итоговое повторение


На политической карте мира в середине
XIX века были представлены большинство
современных государств. Раздробленными
оставались только три из ныне ведущих стран: Германия,
Италия, Франция.
(Две, кроме Франции)
Причиной, ускорившей объединение Германии, стала
революция в Пруссии – самом могущественном
из немецких государств. (Франко-Прусская война)
Первым императором объединенной Германии
стал Бисмарк. (Канцлером)

Последней страной, отменившей рабство,
в новой истории человечества стали США,
сделавшие это в 1865 году
. (Бразилия, 1988 г.)
Противники отмены рабства убили президента США Джона
Кеннеди
, решившегося на этот прогрессивный
шаг. (Авраама Линкольна) Во многих странах
мира к началу XX века завоевал популярность социализм,
провозглашающий гонку вооружений, приоритет
военных во всех сферах жизни государства (Милитаризм)
Лишь одна страна пыталась предотвратить гонку
вооружений, выступив в 1898 году с инициативой
проведения всемирной конференции по
разоружению. Этой страной была Франция и ее
император Наполеон III.
(Россия, Николай II)

Расцвета достигла культура
человечества на рубеже веков. Американский
инженер Эдисон
изобрел кинематограф. (Братья
Люмьер, французы
) Англичанин Резерфорд
радио (Россиянин Попов и итальянец Маркони)
Первой женщиной в мире лауреатом Нобелевской
премии стала Софья Ковалевская. (Мария
Складовская-Кюри)

Но человечество неизбежно катилось к
началу мировой войны, ибо уже были созданы в
Европе агрессивные блоки: НАТО и Антанта. (Тройственный
союз и Антанта
).

Модернизация и становление
индустриального общества.

Итоговое повторение.

Цель урока: контроль знаний.

Оборудование:

  • учебник “Новая история” А.Я. Юдовская, П.А.
    Баранов;
  • таблицы;
  • кластер;
  • текст с ошибками;
  • тест;
  • таблички с именами политических деятелей.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы подведём с вами
итог нашей работы за эти четыре месяца.

  1. Скажите, пожалуйста, какой курс истории мы с
    вами изучали?
  2. Какой период Новой истории мы изучали?
  3. Назовите временные рамки II периода
    Новой истории.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами
вспомним, какие изменения произошли в жизни
общества в странах мира в XIX веке.

Итак, начинаем работу.


II.

Четверым учащимся было дано задание
подобрать материал для составления кластера
“Изменения жизни общества в ходе модернизации”.
Я попрошу пройти их к столу, и приступить к
составлению кластера.

А мы тем временем поработаем с
основными понятиями и терминами, которые вы
узнали, изучая курс Новой истории 1800 – 1813 г.г.
Перед вами на доске таблицы с зашифрованными
понятиями. Я попрошу вас найти эти слова и дать
определения терминам и понятиям.


Колония —

страна или территория
полностью находящаяся под властью иностранного
государства.

Метрополия —

государство, имеющее
колонии.

Модернизация —

процессы обновления
традиционного общества.

Либерализм —

идейное и
общественно-политическое течение,
провозгласившее принцип политических,
общественных и экономических свобод.

Консерватизм —

приверженность
традиционным ценностям в жизни общества.

Национализм —

представление о
мировой истории как борьбе наций за
существование и естественном неравенстве наций.

Канцлер —

глава правительства в
Германии

Реванш —

отплата за поражение,
возмездие.

Конкуренция —

соперничество в
достижении сходных целей, но лучших результатов.

Аболиционизм —

движение против
рабства

Монополия —

Крупное хозяйственное
объединение, сосредоточившее в своих руках
большую часть производства и сбыта какого-либо
товара.


IV.

Ребята приготовили кластер. Давайте с
вами посмотрим, какие экономические,
политические, демографические изменения, а также
изменения в духовной жизни произошли в обществе
в ходе модернизации.




V.

Определённую роль в историческом
развитии общества играют отдельные политические
деятели. И сейчас мы с вами вспомним некоторых из
этих деятелей.

Я предлагаю вам поиграть в игру
“Личность в истории”.

Карточку с именем политического
деятеля мы прикрепляем к спине ученика таким
образом, чтобы он не знал, какое имя там написано.
Все остальные учащиеся видят эту карточку.
Задавая открытые вопросы классу, ученик должен
узнать, чьё имя написано на карточке.


VI.

Мы вспомнили некоторых политических
деятелей, а сейчас давайте вспомним некоторые
исторические события, повлиявшие на ход развития
событий в обществе. У вас на столах лежит текст
“Мир на рубеже веков”. В этом тексте допущены
преднамеренные ошибки. Наша задача исправить
ошибки, читая текст по цепочке.


VII.

А теперь давайте проверим ваши знания,
полученные во время изучения курса истории
Нового времени II периода. У вас на столах лежат
тесты “Мир в XIX веке”. Я предлагаю вам ответить
на вопросы этого теста.

(На работу с тестом отводится 5 минут).

А теперь давайте проверим, правильно
ли вы ответили на вопросы теста. Для этого
поменяйтесь, пожалуйста, своими работами с
соседом по парте. Я буду читать вопрос, а кто-то из
вас говорить правильный ответ. Все остальные
проверяют, правильно ли ответил на этот вопрос
его товарищ. Таким образом, проверив весь текст
теста, оцените работу своего товарища. Критерии
оценки написаны на доске:

0 ошибок – “5”;

1 – 3 ошибки – “4”;

4 – 6 ошибок – “3”;

7 и более ошибок – “2”.


VIII.

Ребята, вам было предложено дома
ответить на три вопроса.

  1. Что я хотел узнать из курса зарубежной истории
    XIX — начала XX веков?
  2. Какие источники информации (кроме учебника)
    помогли получить ответы на важные для меня
    проблемы?
  3. Какая тема урока произвела на меня наибольшее
    впечатление?

Послушаем, как вы справились с эти
заданием.


IX.

Подведение итогов урока.

Итоговое тестирование по новой
истории.

1.Модернизация — это:

а) замена бракованных деталей механизма на
исправленные;

б) процессы обновления традиционного общества,
вступающего на путь движения к современному
обществу;

в) использование моделей для рационализации
способов построения конструкций:

г) замена устаревшего оборудования на заводах и
фабриках.

2.Либерализм — это:

а) идейно-политическое и культурное течение,
опирающееся на идею традиции и преемственности в
общественно-политической и культурной жизни;

б) движение за светское образование;

в) идейное и общественно-политическое течение,
провозгласившее принцип политических,
общественных и экономических свобод;

г) идеология, защищающая свободы и права
личности.

3.Консерватизм — это:

а) идейное и общественно-политическое течение,
провозгласившее принцип политических,
общественных и экономических свобод;

б) идейно-политическое и культурное течение,
опирающееся на идею традиции и преемственности в
общественно-политической и культурной жизни;

в) движение за религиозное образование;

г) приверженность традиционным ценностям в
жизни общества.

4.В какой стране стал миллионером Альфред
Нобель, на доходы, от состояния которого основана
Нобелевская премия:

а) Швеция; б) Швейцария: в) США; г) Россия.

5.“Народный автомобиль” в США создал:

а) Орвид Райт; б) Генри Форд; в) Готлиб Даймлер; г)
Карл Бенц.

6.Аппарат для передачи сообщений на дальние
расстояния при помощи электрических сигналов,
идущих по проводам, называется:

а) телефон; б) телеграф; в) телевизор; г) пейджер.

7.Каким канцлером был прозван Бисмарк:

а) железным; б) золотым; в) серебряным; г)
бронзовым.

8.Война с какой страной послужила поводом для
объединения Германии:

а) Данией; б) Австрией; в) Францией: г) Россией.

9.Кто из героев русской литературы XIX в. носил
шляпу Боливар:

а) Чацкий (“Горе от ума”); б) Евгений Онегин; в)
Григорий Печорин (“Герой нашего времени”); г)
Евгений Базаров (“Отцы и дети”).

10.Исключительное право в какой-либо сфере
деятельности называется:

а) акцией; б) монополией; в) гормулем; г)
урбанизацией.

11 .Соперничество, соревнование в достижении
сходных целей, но лучших результатов, называется:

а) конкуренцией; б) концентрацией; в)
милитаризацией; г) индустриализацией.

12.Урбанизация -это…

13.Аболиционизм — это…

14.Были ли на политической карте мира в начале XIX
века Германия и Италия?




Следующий: