Моделирование уроков русского языка средствами междисциплинарного творческого обучения

В основе законодательного документа «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования» (Стандарты второго поколения) лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода в отношении одарённых детей предполагает организацию специальной деятельности, так как этих детей в процессе образования в большей мере интересует поиск знаний (не усвоение!), стремление к обобщению, выявлению закономерностей и возможность творчества. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учащихся стала в последнее время одной из центральных задач обучения.

В практике работы начальной школы МБОУ – Гимназия №45 активно используется технология, соответствующая модели творческого обучения – технология междисциплинарного обучения, составляющая основу дифференцированной развивающей программы «Одарённый ребёнок» (автор доктор психологических наук Н.Б. Шумакова, лауреат премии Президента РФ в области образования).

«Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка» [1].

Данная программа была выбрана потому, что построена на едином теоретическом основании, снабжена диагностическими и методическими материалами и позволяет решать следующие задачи:

  • развитие продуктивного мышления высокого уровня (с направленностью на самокритичность, критичность и творчество);
  • формирование элементарных навыков исследовательской работы;
  • обеспечение самостоятельности в обучении;
  • создание условий для поддержки интереса к интеллектуальному и коллективному труду, выдвижению новых идей.

Программа «Одарённый ребёнок» включает в себя:

  • предмет «Междисциплинарное обучение (МДО) с 1 по 11 класс (в Гимназии предмет включён в Учебный план начальной школы, 2 ч в неделю);
  • учебные предметы, преподаваемые на основе принципов междисциплинарного подхода к обучению;
  • единую технологию преподавания учебных предметов.

«Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений: 1 и 2 класс: Изменение; 3 кл.: Влияние; 4 кл.: Порядок; 5 кл.: Преемственность; 6 кл.: Система; 7 кл.: Сила: 8 кл.: Адаптация; 9 кл.: Взаимосвязь; 10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например: Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.

Составление программ по учебным дисциплинам опирается на принципы моделирования содержания обучения МДО, которые требуют:

  • глобального характера постановки и осмысления проблем при изучении материала (не сумма предметных знаний; а часть единого «глобального» знания) с ориентацией на вышеуказанные темы;
  • интеграции тем и проблем на внутри дисциплинарном и междисциплинарном уровнях;
  • высокой насыщенности содержания;
  • обучения на задачах открытого типа.

Основной методический принцип – организация научного подхода к познанию с опорой на широкое использование активных форм обучения и совместной деятельности» [2].

Метод обучения – методы исследования: индуктивное и дедуктивное исследование, проблемно – диалогический, групповые методы исследования.

Единая технология преподавания учебных предметов предполагает определённую структуру урока: Н. Б. Шумакова выделяет следующие этапы урока в методике индуктивного и дедуктивного исследования: мотивация, исследование, обмен информацией, организация и связывание информации и формулировка выводов, рефлексия, применение, постановка новых вопросов.

На первом этапе внедрения программы шло освоение методики преподавания предмета “Междисциплинарное обучение”. На втором этапе ведется перестройка преподавания предметов в технологии междисциплинарного обучения (далее МДО). В связи с этим возникла потребность отработки методики преподавания учебных предметов в технологии МДО. Ее конкретизация в отношении профессиональной деятельности автора позволяет сформулировать проблему поиска возможностей формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы, а именно через речевую деятельность (не развитие речи!). Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать «продукт» речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо). Структура развития речевой деятельности соотносится со структурой метода исследований, поэтому возможно моделирование уроков в технологии междисциплинарного обучения по любому предмету.

Мною был разработан комплекс уроков русского языка для учащихся 2-4 классов по теме «Фонетика» (10 ч) в технологии МДО. Данная тема позволяет включить в школьный курс (на основе учебников и в рамках временной регламентации программы) дополнительный материал по литературе, риторике, сократить время прохождения отдельных тем, а также предоставляет возможность рассматривать русский язык как средство общения.

Организация учебной деятельности на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности показала преимущества использования технологии междисциплинарного обучения. Результаты педагогической диагностики для оценки

  1. мыслительных и исследовательских умений учащихся;
  2. образовательных достижений;
  3. коммуникативного компонента выявили положительную динамику по всем модулям.

(Методы оценивания: наблюдения, индивидуальные беседы, тестовые задания, показатели обученности по предмету, творческие успехи на Олимпиадах различного уровня, анкетирование родителей, методики разных авторов, в том числе А.З. Зака, П. Торренса, А.Д. Андреевой, М.И. Рожкова)

На междисциплинарное обучение возлагаются большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса всех учащихся, т.к. технология позволяет выполнить требования к результатам обучающихся на трёх уровнях, указанных в Стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.

Приложение

Список литературы:

  1. Ладейщикова Е.В. Организация образовательного процесса на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности. Диагностические и методические материалы по сопровождению курса междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок». Екатеринбург: ИД «Гриф», 2010. 133с. (МОУ Лицей № 109, 2010; УрО РАО, 2010, ИД «Гриф», 2010).
  2. . Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”. 2004. – 336 с.

Следующий: