Моделирование структуры и организации современного урока

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.

Физическое воспитание — это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.

Цель физического воспитания — способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Моделирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:

  • Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.
  • Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.
  • Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).
  • Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока.
  • Планирование, осуществляемое непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины.

В настоящее время при проведении исследований стало ясным, многие уроки физической культуры стали не интересны учащимся. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время. За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. Однако очень мало исследований, которые были бы посвящены выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического воспитания. Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» Почти 90% ответили «да». В этом нет ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья. Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: «Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?». Оказалось, что не пропускают никогда только 31,3%,»стараюсь не пропускать» — 41,3%. Хотя ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, но я разработала ряд стимулов, способствующих повышению мотивации достижения результата, например, проведения уроков в использованием ИКТ, бинарные, интегрированные уроки, уроки в игровой форме.



При проведении уроков физической культуры выяснилось, что учащиеся наиболее заинтересованы занятиями при организации и проведении уроков в игровой форме. Например, на уроке по теме: «Волейбол», подготовительная часть урока начинается с подвижных игр, независимо пятый это класс или 11, такие игры как «Колдунчики», «Невод», «Прямые линии», «Вода, земля, воздух» и др. Вместо ОРУ учащиеся играют в спортивную игру «Пионербол» восьмью мячами. В конце основной части урока школьники закрепляют полученные навыки, такие например, как подача и прием мяча, с помощью игры «Подай и беги». И в заключительной части урока учащиеся играют в волейбол. На протяжение всего урока учащиеся не скучают, им интересен урок и они запоминают его надолго. Считаю, что применение игрового метода на уроках физической культуры более эффективным и интересным, чем традиционное проведение общеразвивающих упражнений. По итогам работы можно отметить, что школьники научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне нее. Участвуя в играх и соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с людьми, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне них могут существенно различаться. Принимая установки учителя на игру как более опытного и знающего человека, научились прислушиваться к словам старших, не отвергать их мнение и советы.

Желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу.

В игре постоянно происходит моделирование ситуации, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость оценить ситуацию, выбрать необходимое действие.

Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес.

Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, удобные и привычные «проверка домашнего задания – новая тема-закрепление», а на уроках физической культуры – построение — ОРУ-изучение или закрепление новых элементов, решить задачи современного образования школьника невозможно.

Поэтому, мы должны понимать, что нетрадиционные уроки– это информативно, интересно красочно, экономно по времени, нужно так рассчитать структуру и содержание урока, чтобы позволить каждому ученику работать в своем темпе, а учителю дать возможность действовать в спортивном зале дифференцировано и индивидуально, оперативно контролировать и оценивать результаты, развивать тех, кому пока еще сложно сразу освоиться с миром восприятия предмета. Нужно помнить, что такой урок — не «парад методов», а занятие, нацеленное на обучение и воспитание.

Конечно, нельзя сказать, что результаты повысятся сразу благодаря новым методам, содержанию урока, но уже сейчас ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые игры, новые элементы и быстрее запоминают материал. Ведь большинство остальных уроков каждый день проходит для них по привычной и достаточно типичной схеме.

Литература:

  1. Александрова Т.В., учитель физической культуры МОУ «Первая университетская гимназия имени академика В. В. Сороки»
  2. Бовкунович Е.В.Моделирование современного урока с использованием современных ИКТ: modelirovanie-sovr-ur
  3. Котькова Галина Евгеньевна. Моделирование учебного материала учителем в процессе разработки сценария урока в полиэтническом образовательном пространстве : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 250 c. РГБ ОД, 61:03-13/35-4
  4. Урок как целостная система: htt/school6noyabrsk.narod.ru
  5. Современный урок. Требования к современному уроку: htt/www.letyaginal.narod.ru



Следующий: