Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В последнее время уделяется большое внимание
коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста, имеющими различные
отклонения в познавательной и речевой сфере,
число которых увеличивается с каждым годом.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но
чтобы эта работа была более эффективной, к этому
процессу следует подключать и других
специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет
оказать консультативную помощь логопеду.
Поэтому возникла идея разработать основные
направления взаимодействия логопеда и
психолога.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель,
которая заключается в создании апробации модели
взаимодействия учителя-логопеда и
педагога-психолога в процессе
коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей
деятельности психолога и логопеда как условие
речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления
взаимодействия коррекционно-развивающей
деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы
взаимодействия логопеда и психолога в условиях
дошкольной образовательной среды,
обуславливающие повышение уровня
профессиональной компетентности специалистов и
овладение интегрированными способами развития
личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Основу организации такого взаимодействия
определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка — процесс, в
котором взаимосвязаны, взаимозависимы и
взаимообусловлены все компоненты. Нельзя
развивать лишь одну функцию, необходима
системная работа по развитию ребенка.

Комплексность ( взаимодополняемость ).
Развитие ребенка — комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции
определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным
возможностям
. Индивидуальная программа работы
с ребенком должна строиться в соответствии с
психофизиологическими закономерностями
возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок,
предъявляемых ребенку в процессе занятий,
способствует оптимизации занятий и повышению
эффективности и дает опору на функции, не имеющие
недостатков, при одновременном “подтягивании”
дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от
простых и доступных заданий к более сложным,
комплексным.

Индивидуализация темпа работ — переход к
новому этапу обучения только после полного
освоения материала предыдущего этапа.

Модель взаимодействия была разработана при
активном участии психолога детского сада и
представляет собой систему из трех направлений:

Модель взаимодействия
учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.

Цель:

Создание и апробация модели
взаимодействия учителя-логопеда и
педагога-психолога в процессе
коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, стимулирующей речевое,
познавательное и личностное развитие ребенка.

Задачи:

1. Создать модель
коррекционно-развивающей деятельности
психолога и логопеда как условие речевого и
личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления
взаимодействия коррекционно-развивающей
деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы
взаимодействия логопеда и психолога в условиях
дошкольной образовательной среды,
обуславливающие повышение уровня
профессиональной компетентности специалистов и
овладение интегрированными способами развития
личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Направления:


1. Диагностическое.

Задачи.

- Изучение психических и речевых особенностей
развития ребенка 6-7 лет.
- Выделение факторов риска, на основе полученных
результатов обследования.
- Составление общей карты развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Совместный диагностический блок методик.
2. Критерии факторов риска.
3. Общая карта развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающее.

Задачи.

- Разработка интегрированного перспективного
плана коррекционно-развивающих заданий.
- Составление индивидуального плана каждого
занятия с учетом особенностей взаимодействия
специалистов и особенностей развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Интегрированный перспективный план
коррекционно-развивающих занятий.
2. Эффективные методы и приемы взаимодействия
специалистов.

3. Аналитическое.

Задачи.

- Анализ динамики развития ребенка в процессе
коррекционно-развивающей работы.
- Отслеживание эффективности
коррекционно-развивающей работы.

Предполагаемый результат:

1. Лист динамики развития ребенка, с учетом
выделенных факторов риска.
2. Критерии эффективности
коррекционно-развивающей работы.


Индивидуальные
подгрупповые консультации для родителей и
педагогов с целью оказания помощи проблемным
детям.

Первое направлениедиагностическое, т.
е. определение тех сторон развития, которые
требуют особого внимания. При разработке
диагностической базы мы исходили из основных
принципов педагогической диагностики:
системности, конкретности, научной
обоснованности, последовательности,
преемственности, комплексности,
прогностичности, оптимизации форм и методов
диагностики, сочетания констатирующей и
коррекционно-развивающей функции диагностики,
доступности методик и процедур. Диагностика в
ходе нашей работы приобрела три основные
составляющие:

Определение уровня речевого и психического
развития ребенка. Разработка совместного
диагностического блока методик, позволяющего
сократить время на обследование и сделать его
белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее
многообразных проявлениях дает надежный
материал для поиска причины нарушений, факторов
риска, определения педагогической стратегии
тактики по отношению к каждому ребенку, речевому
нарушению.

Анализ полученных результатов позволяет
объединить их в общую карту развития ребенка.

Второе направлениекоррекционно-развивающее.
От качества профилактической и коррекционной
работа, своевременности принятых мер, тесного
сотрудничества специалистов довольно часто
зависит судьба ребенка, его интеллектуальное,
личностное и речевое развитие, одним словом, его
будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном
этапе следует:

  • разработать интегрированный перспективный
    коррекционно-развивающий план работы,
    построенный на основе комплексной диагностики,
  • составить психолого-логопедические занятия с
    учетом особенностей взаимодействия
    специалистов и особенностей ребенка.

Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая
работа с детьми строилась на основе теории
интеграции образования,
личностно-ориентированного подхода, на
принципах научности, системности, учета
структуры дефекта, компенсаторных возможностей
каждого ребенка.

Третье направлениеаналитическое.
Аналитическая деятельность позволит нам
отследить эффективность
коррекционно-развивающей работы при тесном
сотрудничестве логопеда и психолога, т. е.
выделить все возможные положительные и
отрицательные стороны этой деятельности, так же
отследить динамику развития ребенка.
Предполагается разработка критериев динамики
развития ребенка, с учетом выделенных факторов
риска и выделить основные критерии
эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен
без участия родителей и педагогов, поэтому для
них необходимо проведение консультаций, на
которых следует рассказать об особенностях
развития ребенка на данный момент, факторах
риска и основных направлениях
коррекционно-развивающей работы с ними, так же
изучить, проанализировать субъект — субъектные
отношения в семье, как условия профилактики
речевых нарушений. В практике отмечается, что
ничем не обоснованные родительские амбиции
вызывают у детей стресс, провоцируют
нервно-психические заболевания, отбивают
желание заниматься коррекцией речи.

Считаем, что изложенные нами взгляды на
взаимодействие специалистов при коррекции
речевых нарушений, не претендуют на всеобщность
и универсальность. Но разработанная модель
взаимодействия психолога и логопеда
способствует эффективным, качественным
изменениям в речевом развитии детей,
профессиональной подготовке педагогов, росту
компетентности родителей в области
коррекционной педагогики. В процессе
коррекционно-развивающей деятельности
необходима своевременная ранняя поддержка
ребенка педагогами и родителями, которая
позволяет предупредить многие проблемы и
вовремя откорректировать их с наименьшими
затратами сил.

Следующий: