Модель внедрения модульно-компетентностного подхода в систему НПО


Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

Чрезвычайно актуальной задачей в последние годы в системе начального профессионального образования Чувашской Республики было внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и производственных технологий. В настоящее время более 50% процентов преподавателей профессиональных училищ нашего региона внедряют современные технологии обучения, в том числе модульные и информационно-коммуникационные.

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как способность к «командной» работе, сотрудничеству, к налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умения разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования — о профессиональных компетенциях.

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения — модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.

Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Ввиду того, что учебные рабочие программы являются основными нормативными документами учебного заведения НПО, определяющими содержание, методы, формы и средства обучения различных дисциплин учебного плана, придание им модульной структуры предполагает существенную модернизацию различных сторон образовательного процесса, направленную на его дальнейшее совершенствование.

Несмотря на большой интерес к проблеме использования модульной технологии в обучении учащихся системы начального профессионального образования, комплексные разработки и результаты практической реализации учебных программ подобного типа в доступной методической литературе не представлены.

Одним из важных аспектов данной работы явилось привлечение широкого круга преподавателей различных уровней системы образования к обсуждению и решению изучаемой проблемы, что, безусловно, активизировало бы их творческий потенциал, и далее способствовала бы повышению их мотивации к последующим преобразованиям учебного процесса.

Рассмотрим последовательность действий педагога при составлении модульной программы. Разработка модульных программ спецдисциплин должна вестись на основе уже созданных в предыдущие годы квалификационной характеристики и сквозной программы специальностей, рабочих программ дисциплины. Для этого должны быть сформулированы основные требования к учебным модульным программам, и предложена унифицированная схема их построения, состоящая из трех основных разделов:

  • конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения;
  • модульная структура дисциплины с определением номенклатуры общих и частных модулей и модульных единиц, её методическое обеспечение, методы контроля;
  • организационные формы реализации программы.

Требования к конечным целям изучения дисциплины реализовывали компетентностный подход.Они формулируются в виде умений, которые необходимо выработать у учащихся по завершению изучения дисциплины и представляют собой обобщенную деятельность и перечисление ее составляющих — менее обобщенных деятельностей или действий. Помимо перечисления умений в целях формулируются также знания, которыми должен обладать учащийся для выполнения этих действий (решения задач и пр.).

Основные правила постановки целей:

  • Цели должны быть диагностичными (их достижение легко проверяемо). Это означает, что можно составить задание, выполняя которое учащийся подтвердит достижение поставленных целей;
  • Цели должны быть ориентированы на практическую деятельность специалиста (квалификационную характеристику) или на изучение последующих дисциплин. Поэтому цели формулируются на основе сквозной программы специальности – системы целей изучения всех дисциплин обязательной образовательной программы ФГОС НПО по конкретной профессии.

Далее вся дисциплина разбивается на общие модули (обычно соответствующие разделам дисциплины), они в свою очередь при необходимости разбиваются на частные модули (соответствующие традиционным темам).

Каждая модульная структура дисциплины (общий модуль, частный модуль, модульная единица) будет представлять собой:

  • цели изучения модуля (модульной единицы), ориентированные на реализацию конечных целей изучения дисциплины;
  • основное содержание модуля (модульной единицы) — общие положения, определения основных понятий и пр.
  • информационные источники (основные и дополнительные с указанием страниц);
  • материально-техническое оснащение (перечисление оборудование, инвентаря, таблиц и пр.)
  • методику изучения модуля (модельной единицы) – основные виды учебной деятельности учащегося: изучение темы, составление технологических схем, инструкционных карт, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий и пр., с примерами обучающих заданий и эталонов (вариантами) их решений.

Необходимо также указывать методику текущего контроля (исходного уровня, в ходе занятия, заключительного), рубежного (после изучения нескольких частных модулей) и итогового – после завершения изучения модуля.



Раздел «Организационные формы реализации программы»представляет собой план теоретических и практических занятий по модулям, сведенный в таблицус указанием часов, выделяемых для изучения модуля (модульной единицы).

Например, модуль «Оборудование предприятий общественного питания» может быть представлен в программе тремя частными модулями: «Механическое оборудование», «Тепловое оборудование», «Холодильное оборудование». Внутри частных модулей выделяем модульные единицы. Каждая модульная единица выглядит следующим образом:

Модульная единица «Общие сведения о машинах»

После изучения данного материала учащийся должен:

знать/понимать:

  • классификацию машин в зависимости от назначения и вида обрабатываемых продуктов;
  • требования, предъявляемые к материалам для изготовления машин;
  • основные части и детали машин;
  • аппараты включения и управления, аппараты контроля и защиты;
  • общие правила эксплуатации оборудования и основные требования техники безопасности.
  • о передачах и электроприводах

уметь

  • различать машины в соответствии с видами изготовляемых блюд;
  • производить пуск и остановку механического оборудования, соблюдая правила эксплуатации и требования техники безопасности;
  • производить мелкий ремонт механического оборудования кулинарного и кондитерского производства.

Содержание обучения:

Понятие о машине.

Классификация технологических машин, применяемых в предприятиях общественного питания.

Устройство технологической машины: двигательные механизмы, передаточные механизмы, исполнительный механизм, механизмы управления, регулирования, защиты и блокировки. Производительность и мощность технологических машин. Основные требования, предъявляемые к технологическим машинам.

Техническая документация машин, ее значение и содержание.

Общие правила эксплуатации машин, требования безопасности труда.

Основные источники информации:

  1. Технологическое оборудование предприятий общественного питания : учебник для нач. поф. образования / В.П. Золин. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, стр. 3-19.

Дополнительные источники информации:

  1. Техническая документация механических машин.

Материально-техническое оснащение:

  1. Передаточные механизмы.
  2. Механизмы управления.

Внеаудиторная самостоятельная работа учащегося:

  1. Изучение основных и дополнительных источников информации.
  2. Решение ситуационных задач (из сборника, подготовленного педагогом).
  3. Творческая деятельность: составление рефератов, ситуационных задач, тестовых заданий, сканвордов и т.д.

Виды учебной деятельности учащегося на занятии:

  1. Выполнение тестовых заданий.
  2. Изучение механизмов управления под руководством преподавателя (практическая работа).
  3. Решение ситуационных задач и выполнение схем.

Текущий контроль: Письменный тестовый контроль исходного уровня по теме «Общие сведения о машинах».

Пример тестового задания исходного уровня:

  1. Материалы, используемые для изготовления рабочих камер должны быть:
  1. Нейтральными к продуктам
  2. Подвергаться к коррозии
  3. Оказывать вредного воздействия
  • Основными материалами для изготовления машин является:
    1. Сталь
    2. Стекло
    3. Дерево
  • Место в машине, где продукт обрабатывается рабочими органами:
    1. Станина
    2. Рабочая камера
    3. Передаточный механизм
  • Передает движение от вала электродвигателя рабочему органу машины:
    1. Корпус машины
    2. Рабочая камера
    3. Передаточный механизм
  • Механизм, состоящий из двух зубчатых колес, сцепленных между собой, это:
    1. Ременная передача
    2. Цепная передача
    3. Зубчатая передача
  • Состоит из электродвигателя, передаточного механизма и пульта управления, это:
    1. Станина
    2. Электропривод
    3. Фрикционная передача
  • К мерам безопасности при эксплуатации электроустановок относятся следующее:
    1. Устройство защитного заземления
    2. Передаточный механизм
    3. Аппараты защиты
  • К индивидуальным средствам защиты относятся:
    1. Надежная изоляция
    2. Диэлектрические галоши и перчатки
    3. Ограждение токоведущих частей.

    Разработка пакета модульных учебных программ является одним из главных условий начала реализации модульной технологии в образовательном процессе по специальности «Повар, кондитер» в РГОУ НПО «ПУ №7» Минобразования Чувашии. Следующим этапом должно явиться завершение создания полного учебно-методического обеспечения, включающего учебники и учебные пособия нового типа, методические рекомендации для учащихся и преподавателей, руководства к выполнению учащимися самостоятельной работы, сборников тестовых и ситуационных заданий и др. Лишь при этих условиях можно надеяться на достижение существенного повышения качества выпускников и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

    Литература:

    1. Бартош Н.А., Подчерняева Н.С., Мещерякова М.А.. Разработка образовательных программ с модульной структурой по дисциплинам специальности «Лечебное дело» — Публикации сотрудников об ИОП. ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченева.
    2. Васильева Л.Г. Внедрение модульно — компетентностного подхода в профессиональном лицее №17. Зав. учебной частью ПЛ №17, преподаватель.
    3. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. Авиационный колледж г.Таганрог.
    4. Ефимова С.А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода: Дис. …канд.пед.наук: 13.00.08 Москва, 2006, 183 с. РГБ ОД, 61:06-13/1642.
    5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
    6. Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Г.Чебоксары, 2008.



    Следующий: