Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К. Г. Паустовского Кот-ворюга

Актуальность темы данной работы
обозначена рядом обстоятельств. Большинство
методических разработок связаны с анализом
произведений, изучаемых в старших классах и
отличающихся сложностью проблематики, глубокими
философскими раздумьями о жизни, вечности, о
нравственных ценностях. Для детального анализа
таких художественных произведений нужны не
только литературоведческие знания, но и высокий
уровень читательской культуры, работать над чем
необходимо уже в среднем звене, т. к. анализ
каждого последующего текста совершенствует
читательские умения ученика, повышает его
читательскую компетентность. У пятиклассников
уже есть опыт чтения произведений разных жанров,
происходит дальнейшее знакомство с
писателями-классиками. Поэтому изучение
художественного произведения, его специфики
ученикам 5-6 классов вполне доступно.

Таким образом, обозначив проблему –
обучение анализу текста в среднем звене – и
руководствуясь темой, определена цель
данного урока
: обучение элементам анализа
эпического произведения. Эта цель обусловила
решение следующих задач:

1) продолжить работу над формированием умения
анализировать эпическое произведение, учить
пониманию роли художественной детали;
2) развивать умение определять замысел автора
через анализ художественных деталей,
аргументировано излагать свою точку зрения;
3) воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Объектом исследования является
рассказ К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Произведения этого писателя входят в принятые
программы по литературе для средней школы как
для обязательного, так и для самостоятельного
чтения. Для учителей-словесников творчество
Константина Георгиевича Паустовского важно тем,
что помогает дать ученикам верное представление
о художественной литературе как об одном из
видов искусства, вводит в творческую лабораторию
писателя, показывает, как создаются
художественные книги, и тем самым активизирует
интерес к изучению литературы.
Методических разработок по творчеству К. Г.
Паустовского достаточно много. Но не встречалось
ни одной разработки, посвященной рассказу
Паустовского «Кот-ворюга». А ведь данный
рассказ – благодатный материал для начала
обучения анализу художественного произведения в
среднем звене. На данном этапе текст всего
произведения не исследуется детально и глубоко.
Текст анализируется избирательно.

Критериями выбора элементов анализа
данного рассказа является его родовая и
жанровая специфика, своеобразие авторского
стиля, художественная деталь (портрет, пейзаж),
художественные приемы – прямая авторская
характеристика, поступки, действия героев и т. д.
Изучение «Кота-ворюги» учитывает также и
возрастные особенности восприятия искусства, и
литературное развитие учащихся, их читательский
опыт и интересы. Воспитательная направленность
(один из принципов обучения) тоже является
важным критерием для анализа данного рассказа
Паустовского.

Модель урока по обучению анализу
художественного произведения на примере
рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»

Тема урока: «Сотри случайные черты,
и ты увидишь – мир прекрасен» (Рассказ К. Г.
Паустовского «Кот-ворюга»)

Цель: обучение элементам анализа
эпического произведения.

Задачи:

  • продолжить работу над формированием умения
    анализировать эпическое произведение, учить
    пониманию роли художественной детали;
  • развивать умение определять замысел автора
    через анализ художественных деталей,
    аргументировано излагать свою точку зрения;
  • воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Оборудование: портрет К. Г.
Паустовского, рисунки учащихся к рассказу.

Педагогическая технология: технология
коллективной мыследеятельности (класс разделен
на группы, каждая группа садится за отдельные
столы).

Предварительное домашнее задание:
подготовить рассказ о творческой деятельности К.
Г. Паустовского (индивидуально); группе
иллюстраторов – нарисовать каждому кота-ворюгу,
выбрав любой эпизод рассказа (желательно по
сюжету).

Эпиграф к уроку: «В каждом сердце есть
струна. Она обязательно отзовется даже на слабый
призыв прекрасного» (К. Г. Паустовский).

Дополнительная литература в помощь
учащимся:
Ушакова О. Д. Понятия и
определения: литература. Словарик школьника.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть урока
– небольшой разговор о творчестве писателя К. Г.
Паустовского.

Ребята вспоминают уже прочитанные ими
рассказы, делятся впечатлениями.
Продолжая разговор о творчестве писателя,
предоставляю слово ученику, подготовившему
материал о творчестве писателя.

Предполагаемый результат работы.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать
веление времени – большое счастье для художника.
Оно в полной мере выпало на долю известного
писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Родился Паустовский 31 мая 1892 г. в Москве, в
Гранатном переулке (до недавнего времени – улица
Щусева), но вырос он на Украине, в Киеве.
Писательская жизнь началась «с желания все
знать, все видеть и путешествовать». Он изъездил
всю Россию еще в молодости. Полярный Урал,
сожженные жестоким солнцем берега Каспийского
моря, Волга, Украина, необозримые Полесские
болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера
– всюду подмечал Паустовский красоту природы,
полюбил эти места и своей любовью к ним заставил
полюбить их и читателей. Всюду знакомился с
разными людьми, многие из которых впоследствии
стали прототипами его героев.
Творческая деятельность была многообразна: он –
автор романов, повестей, рассказов, он –
очеркист, драматург, публицист и критик. Книги
писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с
увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская
природа – «мокрый от дождя куст на берегу Оки»,
легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах
травы, хлеба, земли. Рассказы писателя лишены
стремительного действия. В них нет необычных
приключений, невероятных поворотов, острого
конфликта, неожиданных концовок. Сила его
художественного воздействия в другом. Они
требуют медленного, сосредоточенного чтения.
Эмоциональность повествования невольно рождает
ответный отклик, и лирическая атмосфера
рассказов писателя пробуждает в читателе
повышенную восприимчивость к прекрасному и в
природе, и в людях.
Эпиграфом к творчеству К. Г. Паустовского могут
быть поставлены слова А. Блока: «Сотри случайные
черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Его книги
помогают находить и видеть прекрасное в
окружающей нас повседневности, в картинах родной
природы, в шедеврах искусства и, что самое важное,
в человеке.

II. В продолжении разговора о
творчестве писателя отмечаем, что прочитанный
дома рассказ «Кот-ворюга» – великолепный
материал для подтверждения того, что сказано о
творчестве Паустовского. Задушевность и лиризм,
точность описаний, выразительно очерченный
портрет главного героя, неожиданно
разворачивающийся сюжет не оставляют читателя
равнодушным. Вот уж действительно, «сотри
случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»…
– О чем этот рассказ?
Ответ, конечно, не вызывает никаких затруднений.
Ребята могут кратко пересказать сюжет, останется
лишь подытожить – этот рассказ о
взаимоотношениях людей и кота-беспризорника.

III. Итак, рассказ прочитан, сюжет
понятен. Продолжая разговор о рассказе, отмечаем,
что в сюжете любого произведения важная роль
отводится так называемым художественным
деталям. Работая уже не с первым рассказом,
ребята имеют достаточное представление о
художественных деталях. Вспоминаем, что
художественная деталь – выразительная
подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и эмоциональную
нагрузку. Деталь используется для того, чтобы
наглядно представить и охарактеризовать героев,
среду их обитания, их взаимоотношения. Еще В. И.
даль говорил, что «деталь в художествах – это
части или подробности в отделке». Повторяем, что
художественные детали могут быть
психологические, портретные, пейзажные, речевые
– речь автора, персонажа (монолог, диалог,
полилог). Добавляем, что разобраться в тексте
помогают и художественные приемы – прямая
авторская характеристика, поступки, действия
героев.
Организуя работу в группах, продумываем вопросы,
которые помогут определить, какие
художественные детали и приемы использовал
Паустовский в своем рассказе, каково их значение.

Карточка – задание группе 1

  • Кто рассказывает нам историю кота?
  • Что вы можете сказать о рассказчике? (чем
    занимается, как проводит свободное время)
  • Обратитесь к названию рассказа. О чем говорит
    такая деталь, как суффикс в существительном –
    определении. Проведите параллель подобной
    детали в русских народных сказках.
  • Как складывались взаимоотношения рассказчика с
    котом. Выпишите ключевые слова, подчеркивающие
    эти взаимоотношения.

Карточка – задание группе 2. (иллюстраторы)

(Задание нарисовать кота ребята получили
заранее.)

  • Вспомните, что такое портрет в художественном
    произведении.
  • Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте
    кота таким, каким вы его себе представили.
  • Найдите детали портрета, описанные далее в
    тексте.
  • Чем интересен цветовой контраст?
  • Защитите свои рисунки.

Карточка-задание группе 3

  • Выпишите слова и выражения, которые раскрывают
    характер и поведение кота.
  • Сформулируйте вывод о характере животного.
  • Попробуйте определить, опираясь на
    характеристику кота, какой прием использовал
    писатель для изображения своего героя.
  • Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили
    именно Леньке?

Предполагаемый результат работы

Группа 1.

Повествование ведется от лица рассказчика.
Рассказчик – персонаж в литературном
произведении, которому доверяется повествование
о событиях и других персонажах. Скорее всего,
рассказчик – молодой человек, отличающийся
дружелюбием, любовью к природе,
эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает
многих деревенских мальчишек и даже самого
ловкого и бесстрашного из них – Леньку, сына
деревенского сапожника. Важное место в его жизни
занимает рыбалка. «Все дни, от рассвета до
темноты, мы проводили на берегах бесчисленных
протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили
костры в прибрежных зарослях».
И как каждому
истинному рыбаку ему важен улов. И вот в
беззаботную жизнь рассказчика и его друзей
ворвался кот, кот-ворюга, который не только
таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для
рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для
рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его
друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не
вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга.
Суффикс данного слова подчеркивает
уничижительное отношение к коту, является важным
средством речевой характеристики и несет
негативную эмоциональную оценку героя. Еще не
прочитав рассказа, мы, читатели. Понимаем, что
героем будет не просто кот, а животное,
отличающееся от других, подобных себе, героев
литературы. В сказках – котик, коток, где
уменьшительно-ласкательный суффикс является
важной положительной характеристикой. В
рассказе же Паустовского важная черта характера
заявлена уже через имя главного героя.
Грабительские действия кота, его
непредсказуемое поведение, ловкость приводят к
отчаянию рассказчика и его друзей. Главным
занятием, даже смыслом жизни становится поимка
кота-ворюги. Ключевые слова «мы пришли в
отчаяние», «не знали, как поймать», «звали за
глаза Ворюгой», «почти месяц потратили, чтобы
выследить», «поклялись поймать… и вздуть…»,
«втащили кота в чулан и дали ему замечательный
джин»
подчеркивают, с одной стороны,
конфликтность ситуации, а с другой стороны, ее
комизм.

Группа 2.

Портрет – важная деталь художественного
произведения. Изображение внешности героя (черт
лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики,
жестов, походки, манеры говорить, держаться)
является средством его характеристики. В
рассказе портретной зарисовкой главного героя
является первый абзац, где обозначен внешний вид
кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным
грязным хвостом. Далее в тексте находим
дополнения: «тощий, огненно-рыжий
кот-беспризорник с белыми подпалинами на
животе», «с зелеными нахальными глазами»
.
Окрас кота не случаен и является важной деталью
для понимания его характера. Рыжий цвет (т. е.
огненно-красный) – символ отваги, мужества,
бесстрашия. Животное с таким окрасом не может
быть тихой, покладистой кошечкой. Это – боец,
сорванец, хулиган. И эти характеристики цвета
налицо у нашего героя: оторванное ухо и
обрубленный хвост – память о былых приключениях.
Цветовой контраст – зеленые глаза у
огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно
подпалинами) кота – важная деталь
характеристики кота как необычного героя.
Этап социализации – защита рисунков и
определение их места в сюжете рассказа ребятами
группы.

Группа 3.

Немаловажными художественными приемами для
раскрытия образа является характер и поведение
героя. Кот-ворюга интересен нам прежде всего
своим поведением, через которое можно судить о
его характере. Выражений-характеристик в тексте
много, все они яркие, запоминающиеся. Кот «ловко
прятался», «потерявший всякую совесть,
кот-бродяга и бандит», «Ворюга», «это было уже не
воровство, а грабеж средь бела дня», «смотрел
сверху дикими глазами и грозно выл», «решился на
отчаянный поступок», «зажмурил глаза и прижал
уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя»,
«выл и ругался», «вцепился мертвой хваткой»
и
т.д. Действительно, перед нами бродяга и бандит,
справиться с которым не каждому под силу. И не
случайно вытащить кота из-под дома поручили
Леньке, который, как и кот, славился бесстрашием и
ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных
соперника. И только неуемная жадность подвела
кота, на что и рассчитывал Ленька. Примечательно,
что кот действует как животное, сам по себе, но
вместе с тем имеет свой собственный характер,
черты которого во многом присущи человеку. Тем
самым Паустовский «очеловечивает» кота, ставит
его рядом с человеком.

Подводя итоги работы, отмечаем, что же мы
узнали? Во-первых, произошло знакомство с
рассказчиком. Мы имеем представление о его
занятиях, поведении, некоторых чертах характера.
Во-вторых, проговариваем, что в описании кота
автор использовал детали портрета и поведения,
подчеркивая тем самым всю необычность героя.
Перед нами не обычный деревенский кот, живущий в
каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание
не жалобными подачками, а разбоем.

IV. Дальнейшее развитие сюжета
рассказа кажется вполне понятным: кот по
заслугам будет наказан. Но рассказ заканчивается
замечательно: между двумя противоборствующими
героями возникает дружба и взаимопонимание.
Эпиграфом к уроку взяты слова К. Г. Паустовского:
«В каждом сердце есть струна. Она обязательно
отзовется даже на слабый призыв прекрасного».
– Как соотносится эпиграф с финалом?
Ребята без труда отметят, что доброта и
милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни
почувствовав к себе доброту, внимание и заботу,
сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло
чудесное его превращение в совеем другого кота –
преданного, благородного, ласкового.
Вновь обратимся к групповой форме работы, на
которую отводим 5-6 минут.

Карточка-задание № 2 группе 1

  • Подготовьте выразительное чтение по ролям
    отрывка со слов «Рассмотрев кота, Рувим
    задумчиво спросил…» до слов: «с этого дня он у
    нас прижился и перестал воровать».
  • Подумайте, почему накормить кота советует
    именно Ленька.
  • Как решение накормить кота характеризует
    рассказчика и его друзей?
  • Что явилось сигналом того, что в характере кота
    начались изменения?

Карточка-задание № 2. группе 2

  • Подготовьте выразительное чтение отрывка со
    слов «На следующее утро он даже совершил
    благородный поступок…» до слов «С тех пор куры
    опасались воровать»
  • Продумайте, какие изменения произошли в
    характере кота. Найдите ключевые слова,
    подтверждающие эти изменения.

Карточка-задание № 2 группе 3

  • Вспомните, что такое пейзаж в художественном
    произведении.
  • Найдите в тесте пейзажную зарисовку. Попробуйте
    ответить, для чего, с какой целью в рассказе о
    взаимоотношениях кота и людей появляется
    пейзажная зарисовка?
  • Какой художественный прием использует автор?

Предполагаемый результат работы группы 3

Пейзаж-описание природы, имеющие
изобразительное или символическое значение. Это
изображение картин природы и местности, которые
часто служат дополнительным средством для более
выразительного изображения душевного состояния
литературных героев, способствует раскрытию
замысла автора. В рассказе Паустовского к
пейзажной зарисовке относится лишь описание
старого заброшенного дома. Между описанием дома
и главного героя – кота – есть связь. Писатель
проводит параллель: заброшенный дом – никому не
нужный кот. Именно под этим старым домом ищет
спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда,
когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было
лишь переночевать. Дом был стар и захламлен
старыми вещами. Но до него никому не было дела,
все смирились с его беспорядком и старостью и не
обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу
озера, приходилось вытаптывать тропинки в
душистых высоких травах, а это было далеко не
просто. Кот на безразличие к себе отвечал
воровством и разбоем, а дом – дом шумел. «Каждую
ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его
тесовую крышу».
Олицетворение в изображении
дома подчеркивает важную мысль автора о
взаимосвязи человека с природой и всем
окружающим миром.

V. Подводя итоги беседы, сделаем
некоторые выводы, расставим нравственные
акценты.

– О чем же рассказ Паустовского?
При всей видимой простоте это не просто рассказ о
приключениях кота, но история обретения дружбы и
осознания своей значимости и полезности кому-то.
Паустовский призывает нас внимательно
вслушиваться и вглядываться в окружающий нас
мир: он такой же интересный, как и мир человека.
Животное в нем действует как животное, само по
себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой
характер. Главные же герои рассказа выражают
мысли писателя о жизни, экологии, отношении
человека к другим живым существам, о
нравственности людей. Следовательно, прав был
Блок, сказав «Сотри случайные черты, и ты
увидишь – мир прекрасен
»
В таком незамысловатом рассказе автору удалось
сочетать легкость повествования с серьезностью
темы. Умело используя комизм сцен и глубокий
лиризм пейзажной зарисовки, «очеловечивание»
поведения кота и олицетворение в описаниях
природы, К. Г. Паустовский раскрывает глубокую
взаимосвязь человека и природы.

В качестве домашнего задания можно предложить
написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

  • Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ
    Паустовского «Кот-ворюга»?
  • Каким я представляю себе кота-ворюгу?
  • В чем проявилось мастерство Паустовского в
    изображении кота?

Следующий: