Модель развития педагогической культуры

Педагог

- это человек, который обладает
жизненным опытом, культурой поведения, строящий
свою работу исходя из собственных представлений
и уровня профессионализма, то есть
профессиональной компетентности.

Компетентность педагога складывается из
определенного набора умений (компетенций).

Аналитические умения.

Сформированность
аналитических умений — один из критериев
профессиональной компетентности педагога. С их
помощью извлекаются знания из практики. Они
лежат в основе обобщенного умения педагогически
мыслить, которое при решении педагогической
задачи складывается из следующих частных умений:

  • анализировать педагогические явления (условия,
    причины, мотивы, стимулы, средства, формы
    проявления);
  • осмысливать каждое педагогическое явление во
    взаимосвязи со всеми компонентами
    педагогического процесса;
  • находить психолого-педагогические теории, идеи,
    выводы, адекватные логике рассматриваемого
    явления;
  • правильно диагностировать педагогические
    явления;
  • вычленять основную педагогическую задачу и
    определять способы ее оптимального решения.

Прогностические умения.

Воспитательно-образовательный
процесс всегда предполагает ориентацию на четко
представленный в сознании конечный результат.
Основу для целеполагания и выбора возможных
путей решения педагогической задачи дает анализ
педагогической ситуации. Но успех целеполагания
зависит не только от результатов аналитической
деятельности. Во многом он предопределяется
способностью к антиципации, то есть к
предвидению, предвосхищению результата действий
еще до того, как они будут реально осуществлены.
Наличие именно этой профессионально значимой
способности всегда отличало творческих
педагогов.

Прогнозирование деятельности педагога как
процесс получения опережающей информации о
результатах действий строится на основе знания
сущности и логики педагогического процесса,
закономерностей возрастного и индивидуального
развития учащихся. К прогностическим умениям
относятся:

  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • отбор способов достижения целей;
  • предвидение результата, возможных отклонений и
    нежелательных явлений;
  • определение этапов педагогического процесса;
  • распределение времени, планирование
    жизнедеятельности вместе с учащимися.

Умение педагогического прогнозирования
требует от педагога овладения такими методами
интеллектуальной деятельности, как
моделирование, выдвижение гипотез, мысленный
эксперимент и т.д.

Рефлексивные умения

имеют место при
осуществлении педагогом контрольно-оценочной
деятельности, направленной на себя и
предусматривают:

  • правильность постановки целей, их перевод в
    конкретные задачи и адекватность комплекса
    решавшихся задач исходным условиям;
  • соответствие содержания деятельности
    воспитанников поставленным задачам;
  • эффективность применявшихся методов, приемов и
    средств педагогической деятельности;
  • соответствие применявшихся организационных
    форм возрастным особенностям учащихся,
    содержанию материала и т.д.;
  • причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в
    ходе реализации поставленных воспитательных
    задач.

Гностические (познавательные) умения

- это
умения работать с разными видами информации в
решении педагогических задач: получать,
обрабатывать и использовать информацию,
работать с новыми информационными технологиями
и т.д.

Организационные умения

включают в себя:

  • мобилизационные (привлечение внимания учащихся
    и развитие устойчивых интересов к учению, труду и
    другим видам деятельности; формирование
    потребности в знаниях; создание ситуаций для
    проявления школьником нравственных
    поступков, создание атмосферы сопереживания);
  • информационные (интерпретирование и адаптация
    информации к задачам воспитания);
  • развивающие (создание проблемных ситуаций,
    стимулирование познавательной
    самостоятельности и творческого мышления);
  • ориентационные (привитие устойчивого интереса
    к социально значимой деятельности, организация
    совместной творческой деятельности).

Коммуникативные умения

включают в себя:

  • умение воспринимать и понимать учащихся,
    проявлять способность к эмпатии, обмениваться
    информацией;
  • устанавливать педагогически целесообразные
    взаимоотношения педагога с учащимися, коллегами,
    родителями на фоне педагогического общения
    педагога и школьника, адекватно решать
    конфликты.

К прикладным умениям

надо отнести:
желательные для педагога умения в области
искусства, ремесел, спорта, досуга (рисование,
пение, сочинение стихов и т.д.).

К психотехническим умениям

относятся:
культура речи, мимика и пантомимика, владение
своим психическим состоянием, умения
психофизиологической саморегуляции
(аутотренинг).

В процессе работы педагог совершенствует свои
умения, что позитивно влияет на взаимодействие с
учащимися, помогает в оказании педагогической
поддержки, в решении проблем, в развитии базовой
культуры личности школьника.

Разработана МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
, в которой заложен принцип развития
профессионализма педагога от освоения азов
педагогического труда к его осмыслению, выходу
на уровень научно-исследовательской работы в
соответствии с индивидуальными особенностями и
интересами педагога.

Приложение

Следующий: